Анализ управления маркетингом и сбытом

2.1. Вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятии

■ место маркетинговой службы в организационной структуре предприятия (подчиненность и формы взаимодействия с другим и службам и).

■ основные функции маркетинговых служб

■ численность и образовательный уровень сотрудников

■ материальная база

■ размер и принцип формирования бюджета маркетинга

2.2. Информационно - аналитическое обеспечение службы маркетинга

■ маркетинговая информационная система на предприятии:

а) внутренняя система отчетности: получают ли регулярно отчеты о продажах

б) маркетинговые исследования: проводит ли компания какие-либо маркетинговые
исследования в отношении оценки спроса, анализа покупателей или конкурентов

в) система поддержки маркетинговых решений

■ анализ данных о среде, прежде всего, потребителях, посредниках по сбыту, конкурентах, поставщиках:

■ оценка имеющихся возможностей влияния на рынок и создания предпочтений у потребителей

■ выявление внутренних ограничений производственного, финансового, кадрового и прочего характера: с каким и основным и проблем ам и сталкивается предприятие

2.3. Вопросы использования на предприятии инструментов маркетинга

■ работа с продуктом: определение или изменение его свойств, условия, выбор марочного названия; комплектование производственной программы (ассортимента), гарантии, техническое и торговое обслуживание клиентов;

■ ценовая политика: установление и изменение цен, возможности дифференцирования цен, предоставление скидок, кредитование, лишит;

■ каналы распределения продукта: система сбыта, выбор каналов сбыта, применение различных методов продаж;

■ коммуникации: реклама, индивидуальная продажа, стимулирование продаж, общественные связи.

2.4. Вопросы контроля в области маркетинга

2.4.1. Контроль экономических результатов

■особенности исчисления затрат на сбыт;

■виды затрат

■контроль сбыта в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, продукты, пути сбыта и т.д.)

■контроль доли рынка

2.4.2. Контроль неэкономических показателей

■анализ имиджа предприятия

■отношение потребителей:

какие изменения происходят в составе покупателей; как много покупателей у предприятия; какой объем и доля продажи приходится на самых крупных покупателей; доверять ли своим основным покупателям; как найти своих основных покупателей; существуют ли другие направления совместной кооперации с покупателями; кто является основными конкурентами на рынке; в чем их сильные и слабые стороны; как предприятие конкурирует на рынке

2.4.3. Маркетинг - аудит

■ контроль информационной базы планирования:

почему необходимо составлять (или не составлять)маркетинговые планы; помогает ли кто-то осуществлять планирование; можно ли улучшить маркетинговую деятельность предприятия; что является основным барьером на пути улучшения маркетингового планирования.

■развитие целей и стратегий

■ревизия мероприятий маркетинга

2.4.4. Характеристика конкретных маркетинговых проблем и путей их решения на предприятии. В качестве индивидуального направления работы каждого студента может быть выбрано одно из следующих:

■разработка стратегий маркетинга на предприятии

■совершенствование оперативного управления маркетинговым и мероприятиям и

■оперативный маркетинговый контроллинг

■выбор целевых рынков

■исследование отдельных элементов маркетингового комплекса, в т.ч. продукта, цен на него, каналов распределения, систем продвижения товаров на рынке

По выбранному направлению работы необходимо:

а) изучить и отразить в отчете основные выявленные маркетинговые проблемы,
обосновать целесообразность и возможность их решения;

б) дать характеристику состояния проблемы и возможностей вариантов ее решения;

в) разработать рекомендации по решению проблемы;

г) рассчитать предположительный результат практической реализации
рекомендаций.

Если речь идет о маркетинговой стратегии, то может быть подготовлена необходимая информация для возможных сценариев развития, либо заключение об уже разработанной стратегической программе со сравнительной оценкой предлагаемых вариантов.

Если речь идет о маркетинговом комплексе (или отдельных его элементах), то необходимо разработать программу маркетинговых мероприятий, либо (ели она уже разработана) удостовериться в ее обоснованности, исходя из опенки состояния фирмы и реальности прогноза рынка.

Рекомендации должны быть обсуждены на предприятии, а их практическая пригодность должна быть подтверждена отзывом руководителя практики от предприятия. В случаях необходимости кафедра разрабатывает дополнения к основной программе практики, учитывающие условия и специфику работы предприятия.

4.3. Оформление и защита отчета по учебно - ознакомительной практике.

По результатам практики студенты составляют индивидуальный (или групповой) отчет. Его содержание должно отвечать требования программы практики (п.4.2.) и охватывать все ее разделы, включая индивидуальное направление работы.

Общий объем отчета (без приложения) не должен превышать 30 страниц текста, написанного от руки или напечатанного. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении 4.

К отчету прилагается дневник, содержащий отзыв руководителя от предприятия и заверенный печатью базы практики. Вместе с дневником отчет представляется на проверку руководителю практики или началу следующего учебного семестра.

В случае обнаружения существенных отклонений от требований и содержанию и оформлению отчет возвращается студенту на доработку.

Защита отчета проводится перед комиссией в сроки, установленные кафедрой. Она состоит в кратком изложении студентом результатов учебно-ознакомительной практики, ответах на замечания руководителя, содержащихся в отзыве и на полях работы, а также ответах на вопросы членов комиссии по программе практики.

Содержание отчета и его защиту оценивают по четырех бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При этом принимаются во внимание оценки, данные руководителями от кафедры и от предприятия, а также умение выступать и отвечать на вопросы членов комиссии.

При отрицательном отзыве о работе на практике или неудовлетворительной оценке при защите отчета может быть организована повторная практика или студент может быть исключен из университета за академическую неуспеваемость.

Лучшие отчеты будут рекомендованы к внедрению в учебный процесс или по месту прохождения практики.

Наши рекомендации