Методические указания к составлению интеллект-карт
Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Этот метод был разработан психологом Тони Бьюзеном.
Майндмэппинг (создание интеллект-карт) можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Рассмотрим привычные методы изучения текстов. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?
Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.
Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.
Майндмэппинг реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод — «схемы мышления» .
Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. Рассмотрим советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт.
- Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
- Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
- Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
- Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
- Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
- Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
- Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)
- Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
- Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках.
Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.
В заключение хотелось бы отметить, что майндмэппинг — это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Пример майндмэпа представлен Рис. 6.1.
Оценивание майндмэпа.
Критерии оценки майндмэпа могут трансформироваться в зависимости от конкретной формы, при этом общие требования к качеству майндмэпа могут оцениваться по следующим критериям (Таблица 1):
Таблица 1. Критерии оценки майндмэпа.
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала. | - определяет рассматриваемые понятия четко и полно; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. | 3 балла |
Анализ и оценка информации | - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью соответствующей графики; | 5 баллов |
Оформление работы | - работа отвечает основным требованиям к оформлению майндмэпа ; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям майндмэпа. | 2 балла |
7. Контрольные вопросы по дисциплине
1. Охарактеризуйте исторические типы организации маркетинговой деятельности: Технологический маркетинг, Маркетинг отношений, Агрессивный маркетинг, Этический маркетинг, Маркетинг качества, Маркетинг как философия организации, Латеральный маркетинг. Приведите примеры использования этих моделей организациями.
2. Перечислите существующие классификации рынков. Охарактеризуйте понятие «инфраструктура рынка».
3. Перечислите критерии ранжирования рынков. Поясните, в чем заключается изучение фирменной структуры рынка и какие группы фирм выделяют при изучении фирменной структуры рынка.
4. Поясните, в чем состоят особенности отраслевых решений в маркетинге. Приведите примеры.
5. Поясните понятие «Маркетинг как философия организации». Опишите систему ценностей организации, как миссия организации связана со стратегическими маркетинговыми целями и индивидуальной системой ценностей сотрудников.
6. Что такое «внутренний маркетинг» - (Bеrry and Parasuraman), объяснение связь внутреннего и внешнего маркетинга, опишите элементы программы по внутреннему маркетингу.
7. Объясните, почему важно ориентироваться на нужды потребителей, как происходит оценка степени потребительской удовлетворенности, опишите источники потребительской удовлетворенности (Berry). Что будет происходить, если результат не совпал с ожиданиями. Перечислите уровни ожиданий по Парасураман (Parasuraman) Дайте определение, что такое «зона толерантности». Приведите примеры.
8. Объясните преимущества, которые получает организация при развитии взаимоотношений с потребителями. Приведите примеры.
9. Опишите понятия «трансакционный маркетинг» и «маркетинг взаимоотношений» (Gronroos). Сравните эти подходы. Приведите примеры.
10. Опишите субъективные характеристики потребительского поведения: Алгоритм принятия решений о покупке, Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке, Мотивы покупки.
11. Опишите модель заинтересованных сторон Дойла, как она отражает современные представления о маркетинговой деятельности современного предприятия.
12. Опишите особенности рынков В2В и В2С
13. Опишите специфику продвижения товаров и услуг на рынке В2В: формирование закупочного центра, работа с заинтересованными сторонами . Как методика работы на рынке организаций может быть использована при продвижении услуг в сервисной деятельности.
14. Опишите процесс сегментации рынка: определение рынка, построение карты рынка (marketing mapping), Дайте определение основным понятиям процесса сегментации (понятие сегмента, выбор сегмента, описание сегмента, стратегия сегментирования)
15. Опишите, что такое нацеливание, как оно связано с сегментированием. Перечислите критерии привлекательности сегмента по Ланкастеру и Массингему (Lancaster and Massingham), опишите варианты стратегий нацеливания.
16. Объясните, что такое «лестница взаимоотношений с потребителями» Пейн (Payne). Опишите этапы построения отношений с потребителем. Приведите примеры.
17. Опишите этапы процесса «выдачи обещаний потребителю» - Фэбиан (Fabien). Приведите примеры.
18. Опишите типы потребителей в контексте взаимоотношений с поставщиками – модель Пирси (Piercy).
19. Дайте определение лояльности потребителей. Опишите типы потребительской лояльности. Поясните суть Концепции пожизненной ценности потребителя.
20. Опишите модели покупательской лояльности, а также виды программ по развитию клиентской лояльности.
21. Опишите процесс управления взаимоотношениями с потребителями. Поясните суть подхода «Построение системы клиентского учета». Объясните принципы и методы формирования CRM –систем. Приведите пример.
22. Опишите процесс выдачи обещаний потребителю. Поясните причины разрывов между ожиданиями и опытом (О-разрыв) в процессе потребеления( МакКарти (McCarty)). Приведите пример.
23. Потребители, покупатели, заинтересованные стороны. Модель заинтересованных сторон и их ожиданий Дойл (Doyle). Что такое «зона толерантности?» Дойл (Doyle). Объясните термины и приведите примеры.
24. Объясните термин «продукт», поясните различия между товарами и услугами. Опишите характерные особенности услуг. Объясните, зачем организации нужно разрабатывать дополнительные услуги, в каких случаях это необходимо. Приведите примеры.
25. Объясните термин «продукт», сравните определения Котлера (Kotler)и Дибба. (Dibb). Опишите понятия «характеристики» и «выгоды». Приведите примеры.
26. Опишите разницу в понимании терминов «товар», «услуга». Рассмотрите методы анализа и разработки процесса оказания услуг: диаграммное проектирование, точки соприкосновения, потребительский сценарий и реинжиниринг. Приведите пример.
27. Что такое ценность в восприятии потребителя. Объясните, почему для организации важно обеспечивать ценность выше, чем у конкурентов. Приведите пример, как некоммерческие организации создают ценность для своих потребителей.
28. Дайте определение понятия сервиса и обслуживания клиентов. Поясните материальные и нематериальные аспекты сервиса . Опишите подходы к постановке сервиса в организации и уровни качества сервисной деятельности.
29. Поясните суть термина «Уникальная особенность предложения» (USP). Объясните, как Ключевые факторы успеха (КФУ) связаны с USP и позиционированием.
30. Поясните суть термина «позиционирование». Опишите методы позиционирования. Приведите примеры.
31. Опишите основную идею концепции «Жизненный цикл продукта». Охарактеризуйте этапы жизненного цикла. Приведите примеры.
32. Дайте определение понятию «маркетинговая смесь» (Borden and McCarty). Поясните особенности различных трактовок маркетинговой смеси (4Р, 4С, 4А). Приведите примеры.
33. Опишите составляющие маркетинговой смеси 4Р (Борден и Мак-Карти). Опишите процесс изменения в маркетинговой смеси на различных этапах жизненного цикла товара
34. Опишите и проанализируйтемеждународные модели маркетинга услуг. Модели Д. Ратмела, П. Эйглие и Е. Лангеарда, К. Грёнроса , М. Битнер , Ф. Котлера
35. Объясните понятия «цена», «ценность», «совокупная стоимость», «выгоды» и их взаимосвязь. Приведите примеры.
36. Объясните термины «ценность», «дифференциация», «увеличения ценности» (добавленная ценность), «конкурентное преимущество», «превосходство в показателях деятельности». Приведите примеры.
37. Опишите составляющие процесса формирования цены. Перечислите факторы, влияющие на процесс ценообразования, поясните их влияние на процесс ценообразования. Приведите примеры
38. Опишите основные стратегии и тактики ценообразования для существующих и новых продуктов/услуг. Приведите примеры использования этих стратегий и тактик.
39. Опишите варианты систем товародвижения на рынке. Поясните принципы формирования системы управления каналами сбыта.
40. Опишите инструменты трейд-маркетинга в системе продвижения товаров/услуг.
41. Перечислите и поясните показатели маркетингового аудита дистрибьюции.
42. Опишите принципы и методы мерчендайзинга. Поясните принципы создания программы мерчендайзинга: структура, задачи, виды.
43. Оцените место и роль трейд-маркетинга в системе сбыта.
44. Поясните понятие «целевая аудитория». Какие могут внешние и внутренние аудитории. Приведите примеры. Опишите мотивы и процесс коммуникации для внутренней и внешней аудитории, целевые аудитории и их профилирование, содержание коммуникаций (здесь: от продажи миссии и ценностей внутри организации до продвижения товара конечному потребителю).
45.Опишите особенности технологий коммуникаций в рекламе (Сейлз промоушн,Телемаркетинг, Директ-мейл, Паблик рилейшнз)