Непредвиденные обстоятельства и корректирование
• При подготовке Вашего плана Вам необходимо предусмотреть события, которые могут произойти не так, как Вы предполагаете, и затормозить движение к цели. Имеет смысл заранее знать, где это может произойти, и продумать способы снижения возможного ущерба. Например, если изменения в STEP-факторах (предположим, смена правительства) могут повлиять на Ваши планы, то при подготовке плана можно написать альтернативные сценарии. В этом случае основные события, которые могут свернуть Вас с курса, будут встречены без паники, с плавным переходом к альтернативной стратегии. Конечно же, реальная жизнь может порождать абсолютно непредвиденные обстоятельства, однако опыт показывает, что в случаях, когда планы оказываются нарушенными, это происходит обычно по причинам, которые можно и нужно было предвидеть и спланировать, такие, например, как уход ключевого члена команды в другой отдел организации
• Опишите форс-мажорные ситуации, влияющие на выполнение стратегий.
14. Последствия |
• Опишите альтернативные стратегии, возможные в ситуации форс-мажора, особенно если план ориентирован на потребительский маркетинг, касается «разработки» конкретного стратегического клиента, на которого ваша организации делает большие ставки.
ПРИЛОЖЕНИЯ
• Приложения к документу позволяют сэкономить много места в самом плане и понадобятся в будущем в качестве важного статистического материала
• Кроме того, они представляют собой идеальное место для необходимой аналитической информации, размещение которой в основном документе нарушит или спутает четкое логическое течение Ваших мыслей
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
В процессе изучения курса, Вам необходимо подготовить два вида презентаций:
§ Презентации по отдельным содержательным разделам курса.
§ Презентация Вашего проекта.
Цель этих презентаций заключается в том, чтобы приобрести навыки публичных выступлений, а также систематизации Ваших идей.
Презентации по отдельным содержательным разделам курса.
Этот вид презентаций ориентирован на практическое осмысление материалов курса и приобретение навыков работы в команде. Поэтому, данный вид презентаций необходимо готовить в учебных группах, количество участников групп 3-4 человека.
В процессе подготовки презентации Вам необходимо учесть тот факт, что в выступлении должны будут задействованы все члены группы. Для того, чтобы обеспечить выполнение этой задачи, определите ведущего презентации, который будет регламентировать выступление участников группы и распределите содержание презентации таким образом, чтобы у каждого участника была возможность выступить.
Объем презентации в не должен превышать 15 слайдов. Время выступления 20 минут.
Презентация Вашего проекта.
Этот вид презентации Вы готовите в индивидуальном порядке. Здесь Вам необходимо представить свой проект по совершенствованию конкретного направления маркетинговой деятельности на своем предприятии. Постарайтесь сформулировать реальную задачу в прикладном аспекте таким образом, чтобы в презентации были озвучены конкретные предложения по ее решению.
Конкретность изложения своих идей предоставит Вам возможность в процессе защиты проекта в ходе групповой дискуссии усовершенствовать и дополнить идеями свои предложения.
Объем презентации не должен превышать 15 слайдов. Время выступления 20 минут.
1.1 Этапы подготовки презентации
- Составление плана презентации, выделение основных идей первого и второго уровня. Структура научной презентации примерно такая же, как и структура научной статьи:
- постановка задачи;
- известные ранее результаты и проблемы;
- критерии, по которому предполагается оценивать качество решения;
- цели данной работы;
- основные результаты автора;
- условия и результаты экспериментов;
- на последнем слайде — перечисление основных результатов работы.
- Продумывание каждого слайда (на первых порах это можно делать вручную на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:
- как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации?
- что будет на слайде?
- что будет говориться?
- как будет сделан переход к следующему слайду?
- Изготовление презентации с помощью одной из перечисленных ниже систем.
Технические приёмы подготовки презентации.
- Название доклада на первом слайде должно отражать самую главную идею, то есть соотвествовать вершине иерархии.
- В начале выступления желательно привести содержание доклада. Оптимально — три пункта, в каждом — три подпункта. Это структура работы, два верхних уровня иерархии. Если выступление короткое, проговаривается только верхний уровень.
- Наиболее сложные участки выступления лучше разбивать на шаги или этапы, предваряя их очень простым слайдом со списком шагов. Например: «Предлагаемый метод заключается в выполнении трёх шагов:…» или «Есть три причины, по которым стандартный подход не оптимален. Рассмотрим каждую из них в отдельности». Если этих вспомогательных фраз не говорить, содержание доклада не изменится; однако восприниматься он будет гораздо тяжелее.
- Важные идеи верхних уровней обязательно должны быть отражены на слайдах и сказаны словами. Если идея «проскакивает» только на слайде — это верный признак её второстепенности.
- В течение выступления можно несколько раз сказать «основная идея в том, чтобы…». Но злоупотреблять этой фразой не стоит.
- Наиболее важные слова, идеи, фрагменты можно выделять цветом на слайде, чтобы они сразу бросались в глаза. Этим тоже нельзя злоупотреблять.
«Тонкие» приёмы подготовки презентации.
- Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть более популярна и образна. Слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении в них можно тыкать по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех мелочей.
- Первые же фразы должны интриговать. Например, можно сказать о том, насколько сложной или насколько важной является данная задача, или о том, насколько неожиданным будет решение — это позволит удержать внимание слушателей до конца. Но тогда концовка действительно должна оказаться нетривиальной — иначе слушатель будет разочарован.
- Последний слайд с выводами: будет лучше, если выводов будет побольше. На защитах это усиливает впечатление, что проделана большая работа. Однако проговаривается в лучшем случае только пара наиболее важных выводов; обычно просто .
Общие рекомендации по подготовке к презентации
- Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).
- Имеет смысл быть аккуратным. Неряшливо сделанные слайды (разнобой в шрифтах и отступах, опечатки, полиграфические ошибки в формулах) вызывают подозрение, что и к содержательным вопросам докладчик подошёл спустя рукава.
- Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада. На защитах необходимо также указывать фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. На конференциях — название и дату конференции. Это делается в том числе для того, чтобы при выкладывании в Интернете назначение презентации было понятно без дополнительных комментариев.
- Оптимальное число строк на слайде — от 5 до 9. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
- Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
- Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
- Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновремено записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
- Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.
- На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.
- Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…».
- При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соотвествуют строки, а чему — столбцы.
- Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче.
- Громоздкие обозначения надо всячески упрощать, избавляясь от лишних индексов, крышечек, тильдочек, и т.п. Никто не заставляет Вас придерживаться в точности тех же обозначений, которые введены в статье или диссертации. Там это наверняка оправдано, а здесь надо быть проще.
- В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. В лекции, наоборот, можно (и часто нужно) возвращаться к наиболее важным идеям, рассматривая их с новых точек зрения. Как говорил Фейнман в своих лекциях по физике, «мы понимаем явление, если находим ему несколько различных объяснений».
- Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации.
- Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Только тогда выступление будет связным и оставит хорошее впечатление.