Стратегия товарной стандартизации и дифференциации
В сфере международного маркетинга ведутся непрекращающиеся споры по вопросам планирования и разработки товара. Камнем преткновения является вопрос: должны ли товары адаптироваться или даже перепроектироваться для каждого рынка или продаваться стандартными во всем мире?
Специалисты с сильной ориентацией на процесс производства и издержки защищают стандартизацию товаров, в то время как специалисты, более чувствительные к культурным различиям, ратуют за создание специализированных товаров. Однако выбирая тот или иной подход, фирма должна хорошо взвесить все преимущества и недостатки их на кратко-, и долгосрочную перспективу.
Для этого необходимо учесть целый ряд параметров:
· товар, его физические характеристики и функции, которые он обеспечивает;
· снова товар, но с точки зрения того, что он значит (символизирует) для покупателя;
· рынок с его масштабами и покупательской способностью его агентов;
· затраты на адаптацию (деньги, время, исследовательские усилия) и ожидаемые взамен выгоды;
· размер фирмы, её финансовые, трудовые и другие ресурсы, культура производства.
Стратегия стандартизации рассматривает товар как константу, а место её реализации как переменную величину.
В основе аргументов, предлагаемых сторонниками этой стратегии, находится утверждение, что новейшие средства коммуникации и другие социальные процессы формируют единство вкусов, запросов, ценностей у значительной части населения во всех культурах. Это приводит к образованию глобального рынка с идентичным спросом на товары хорошего качества и надежности, по разумным ценам. В поддержку этого довода исследование многонациональных компаний показало, что товары, продававшиеся для городских жителей менее развитых стран, практически не отличались от товаров, продаваемых для городских жителей развитых стран.
Из чего следует, что современные товары обычно прекрасно подходят стилю городского жителя, в какой бы части мира он ни жил.
Основными факторами, поддерживающими стратегию стандартизации товара, являются: экономия на масштабах производства; экономия на маркетинге товара; интеграция фирмы на мировой региональный рынок;
Стратегия адаптации (дифференциации) товара учитывает важность, прежде всего, культурных различий, диктующих потребность в приспособлении товаров к культурным и социальным нормам, варьирующимся от страны к стране.
Адаптация продукции – явление общепринятое, но все чаще она проводится постепенно, с учетом правовых, культурных и экономических факторов. Прямые законодательные требования относятся к наиболее очевидным причинам адаптации продукции, поскольку, не выполнив их, фирма лишается возможности получения разрешения на торговлю в данной стране. При этом принимаются в расчет нормы безопасности, нормы гигиены и технические нормы. Для того чтобы удовлетворить обязательные юридические требования, существует большое разнообразие способов, начиная от простого изменения упаковки до изменения физической сущности товара. Менее очевидными причинами адаптации являются непрямые правовые требования, которые могут влиять на характеристики или спрос на нее. К таким причинам можно отнести, например, высокие налоги на автомобили большой грузоподъёмности, что требует сместить реализацию на зарубежном рынке в сторону меньших размеров автомобилей. Это обусловит изменение спроса и скажется на объёме продаж шин, марке бензина и т.д.
Правовые факторы вызывают, таким образом, вынужденную адаптацию товара на иностранных рынках.
Рынок связан далеко не только с физическими особенностями товара и выполняемыми им функциями. Значение, которое придает потребитель различным выгодам, получаемым от товара, зависит в большой степени от ценностей и обычаев культурной среды. Физические свойства товара чаще всего требуются для выполнения товаром своего предназначения. Предназначение автомобиля, например, – перевозить пассажиров из пункта А в пункт Б. И эта способность требует наличия мотора, коробки передач и других узлов. Основное предназначение автомобиля обычно требуется для всех культур, где есть желание передвигаться из точки А в Б с помощью тягловых животных или пешком. При рассмотрении разных культур требуются очень ограниченные изменения в выполнении основного предназначения автомобиля или любого другого продукта.