Раздел I. Введение в поведение потребителей
Тема 1.1. Общие основы и современная концепция поведения потребителей. Становление поведения потребителей в России
Цели и задачи курса «Поведения потребителей». Сущность понятия «Поведение потребителей». Особенности современной концепции поведения потребителей. Принципы и методы науки о поведении потребителей. Предмет и объект, что такое потребление с точки зрения науки о поведении потребителя.
Современные школы и направления развития теории и практики поведения потребителя за рубежом. Особенности становления поведения потребителя в Российской Федерации.
Тема 1.2. Эволюция науки о поведении потребителей. Современные тенденции в мировой экономики и его влияние на поведение потребителей
Исторические этапы развития науки о поведении потребителей. Начальный этап становления связан с экономической теорией (К. Маркс, Т. Веблен, Г. Зиммель, В. Зомбарт, М. Вебер). Этап, связанный со становлением науки маркетинг. Этап доминирования идеи психоанализа и качественных методов исследования (50-е годы). Этап кибернетического развития науки о поведении потребителя; тенденции идеологии «информационного человека» (60-е года). Институционализация науки о поведении потребителей в США (70-е года). Особенности изучения поведения потребителя в США и Европе. Появление новых тенденций в изучении поведения потребителя с точки зрения культуры и социальных проблем с привлечением специалистов из различных отраслей.
Проблема значительного превышения предложения над платёжеспособным спросом. Изменение в мотивации и поведении потребителей. Усиление дифференциации потребительских рынков. Спад в мировой экономики 90-х годов. Внедрение современных концепций маркетинга – массовое производство на заказ, индивидуализованный маркетинг.
Раздел II. Индивидуальные различия
Тема 2.1. Знания
Знание о продукте, анализ осведомленности, анализ имиджа. Знание цены, сопоставление цена-качество. Знание о покупке, где и когда покупать. Знание об использовании продукта. Теоретические и эмпирические знания.
Тема 2.2. Отношение потребителя
Что такое отношение? (основные категории). Компоненты и свойства отношений. Взаимосвязь компонентов. Методы изучения отношения потребителей. Роль и значимость многофакторных моделей исследования. Отношения и тенденции в прогнозировании поведения потребителей. Роль чувств при исследовании отношений потребителей. Как изменить отношение? Изменение мнений. Изменение идеальных точек.
Тема 2.3. Мотивация и самовосприятие
Сущность мотивации, основные теории мотивации. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия. Динамика процесса мотивации. Понимание потребности и его методы исследования (фокус-группы, глубинное интервью, этнографические наблюдения, когортный метод). Классификация потребностей и потребителей.
Тема 2.4. Личность, ценности и стиль жизни
Индивидуальность и программа маркетинга. Личность. Психоаналитическая теория личности, социальная теория, теория самоконцепции, теория индивидуальных черт личности. Эмоции, типы эмоций, эмоции в рекламе.
Персональные ценности. Шкала ценностей Рокича и шкала ценностей Шварца.
Концепция жизненного стиля. Методы описания жизненного стиля. Построение классификаций на основе концепции жизненного стиля. Психографика.
Тема 2.5. Ресурсы потребителей
Экономические ресурсы, измерение ресурсов, определение потенциала рынка. Как выделить высший и низший рынок.
Временные ресурсы, товары потребляющие время, услуги и товары сберегающие время. Современные тенденции в деле временного ресурса в мировом сообществе.
Тема 2.6. Теория и практика конкуренции в маркетинге
Понятие конкуренции в маркетинге и его влияние на потребителя. Конкурентная среда и ее виды. Сегментация рынка по типам конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция.
Методы анализа стратегий конкурирующих фирм в борьбе за ограниченные ресурсы потребителей. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов, стратегий сбыта в рамках изменения поведения потребителя, глобализации мировой экономики, анализ поколений для формирования стратегий.
Раздел III. Психологические процессы