Тема 1. Основы гостиничного маркетинга

Введение

Современная экономическая действительность формирует новые вызовы индустрии гостеприимства, связанные с изменением потребительских предпочтений целевой аудитории, ростом издержек функционирования и развития организаций данной сферы деятельности.

В этой связи особое значение приобретают вопросы организации продаж гостиничного продукта, что, в свою очередь, диктует необходимость тщательного изучения и реализации маркетинговых концепций в деятельности отдельных предприятий индустрии гостеприимства. Это обеспечит увеличение их конкурентоспособности, а, следовательно, и адекватные ответы на все вызовы внешней среды организаций.

Цель данного пособия – организация самостоятельной и практической работы студентов по дисциплине «Организация продаж гостиничного продукта».

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

1) обеспечить полное освоение материала по темам учебного курса;

2) сформировать профессиональные компетенции в области маркетингового анализа;

3) обеспечить подготовку к защите курсовой работы по курсу.

Задания рассчитаны на студентов третьего курса СПО, обучающихся по специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис». Работа в рамках заданий может быть выполнена в индивидуальной или групповой форме. По итогам работы предполагается презентация и публичная защита результатов маркетингового анализа выбранного студентами или рекомендованного преподавателем гостиничного предприятия.

Тема 1. Основы гостиничного маркетинга

1. Выберите гостиничное предприятия и дайте его краткую характеристику.

Таблица 1. Характеристика организации

Критерии Информация
1. Название (в т.ч. полное), логотип    
2. Дата создания/выхода на местный рынок  
3. Сферы деятельности    
4. Основные виды продуктов, направления деятельности  
5. Дополнительная информация  

2.Классифицируйте виды маркетинга, используемые в данном отеле.

Таблица 2. Классификация видов маркетинга, используемых в организации

Основание классификации Вид(ы) Обоснование (примеры)
1. По уровню реализации    
2. По предмету    
3. В зависимости от размера охваченного рынка    
4. В зависимости от состояния спроса    
5. В зависимости от длительности и периодичности сотрудничества    

3. Выделите основную (ые) концепции маркетинга, применяемую (ые) в выбранной для анализа гостинице.

Таблица 3. Концепция маркетинга

Название концепции Обоснование (примеры)
   
   

4. Кратко охарактеризуйте основные элементы комплекса гостиничного маркетинга.

Таблица 4. Комплекс маркетинга

Характеристика
Товар (Product)  
Цена (Price)  
Место (Place)  
Продвижение (Promotion)  

5. Проанализируйте среду маркетинга выбранного для анализа гостиничного предприятия, результаты анализа занесите в таблицу.

Таблица 5. Характеристика маркетинговой среды гостиничного предприятия

Элемент среды Характеристика Степень и характер влияния на организацию
Внутренняя среда
     
     
     
     
Внешняя микросреда
     
     
     
     
     
Внешняя макросреда
     
     
     
     
     
     

6. Провести PEST-анализ внешней макросреды выбранного предприятия. Результаты занести в таблицу 6. Сформулировать примерные рекомендации.

7. Провести SWOT-анализ среды выбранного предприятия. Результаты занести в таблицу 7. Сформулировать выводы и рекомендации.

8. Подготовить презентацию по результатам выполнения заданий (5-10 слайдов на 5-7 минут).

Таблица 6. PEST-анализ гостиничного предприятия

Фактор Вероятность появления Влияние Реакция
Экономические
       
       
       
       
       
Политические
       
       
       
       
       
Социальные
       
       
       
       
       
Технологические
       
       
       
       
       

Выводы по PEST-анализу:

Таблица 7. SWOT-анализ гостиничного предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) 5)
Возможности Угрозы
1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) 5)

Выводы по SWOT-анализу:

Тема 1. Основы гостиничного маркетинга - student2.ru 9. Зарисуйте структуру и выделите основные обязанности службы маркетинга анализируемого вами гостиничного предприятия (рис.1, таблица 8).

Рис. 1. Структура службы управления маркетингом отеля

Таблица 8. Функциональный обязанности элементов службы управления маркетингом отеля

Элемент службы управления маркетингом Функции
   
   
   
   
   

Таблица 1. Методы маркетинговых исследований

Методы Содержание Примеры
1. Сбор вторичных данных    
2. Сбор первичных данных    
2.1.Качественные исследования    
2.2.Количественные исследования    
2.3. Смешанные методики    

3. Составьте опросник по любому (любым) маркетинговым аспектам деятельности организации: 10 вопросов, использование всех пяти типов шкал ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Текст опросника

Таблица 1. Трехуровневая модель организации как продукта

Уровень Содержание уровня
Товар по замыслу  
Товар в реальном исполнении  
Товар с подкреплением  

Таблица 2. Трехуровневая модель отдельного продукта

Уровень Содержание уровня
Товар по замыслу  
Товар в реальном исполнении  
Товар с подкреплением  

Таблица 3. Виды продуктов

Виды продуктов Примеры
1. C точки зрения конечного применения (назначения): 1.1. Потребительские товары  
1.2. Продукция производственно-технического (промышленного) назначения  
1.3. Услуга  
2. В зависимости от характера потребительского поведения: 2.1. Товары повседневного спроса  
Основные товары  
Товары импульсивной покупки  
Экстренные товары  
2.2. Товары предварительного выбора  
2.3. Товары особого спроса  
2.4. Товары пассивного спроса  
3. В зависимости от срока использования  
3.1. Товары кратковременного пользования  
3.2. Товары длительного пользования  

Таблица 4. Стадии жизненного цикла продуктов в ассортиментной линии

Наименование продукта Стадия жизненного цикла Обоснование
Продукт 1    
Продукт 2    
   

Таблица 5. Товарные стратегии

Товарная стратегия Пример продукта
1. Новый товар на новом рынке.  
2. Новый товар на старом рынке.  
3. Старый товар на новом рынке.  
4. Старый товар на старом рынке.  

Таблица 1. Уровни значений торговой марки

Значение Характеристика на примере отеля
Атрибуты  
Выгоды  
Ценности  
Культура  
Индивидуальность  
Пользователь  

Таблица 2. Общие марочные стратегии гостиничного предприятия

Стратегия Пример Логическое обоснование
Индивидуальные марочные имена    
Единое марочное название для всей продукции компании    
Отдельные марочные имена для семейств продуктов      
Сочетание названия компании с индивидуальным «именем» продукта    

3. Сформулируйте уникальное торговое предложение гостиничного предприятия, используя следующую схему (таблица 3).

Таблица 3. Структура УТП гостиничного предприятия

Содержание элемента УТП Формулировка
1. Чем занимается ваше предприятие?    
2. Кто ваши клиенты?      
3. Каковы основные проблемы ваших клиентов?    
4. Какой результат хотят получить ваши клиенты?    
5. Чем данный отель отличается от конкурентов?    
6. Почему клиенты хотят воспользоваться услугами именно данного гостиничного предприятия?  
7. Какова главная выгода, которую получают клиенты от работы с данным отелем?    

Вывод – окончательная формулировка УТП:

4. Сформулируйте бренд-код анализируемого гостиничного предприятия, используя схему 4D-брендинга Т. Гэда.

1) в трех-четырех предложениях сформулируйте сценарий будущего бренда:

2) заполните мыслительное поле бренда гостиничного предприятия

Таблица 4. Мыслительное поле бренда гостиничного предприятия

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
   
МЕНТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
     

3) сформулируйте бренд-код отеля.

Таблица 5. Бренд-код отеля

Продукт Девиз Миссия
     
Позиционирование Видение
   
Стиль Ценности
   

Таблица 1. Типы гостей отеля

Обоснование выбора модели классификации гостей:
Тип гостя Подробная характеристика Потребительские предпочтения
       
     
     
     
     
     

2. Составьте потребительские профили гостей отеля (3-5 профилей), заполнив таблицу 2.

Таблица 2. Профили гостей отеля

Номер профиля Гость 1 Гость 2 Гость 3
Имя      
Пол      
Возраст      
Внешность (можно фото)      
Внешность (можно фото)      
Социальное положение      
Место жительства (страна, город, район, климатические особенности)      
Место работы, должность, образование      
Доход (ежемесячный доход, структура расходов, стоимость имущества, сбережения и т.д.)      
Интересы, увлечения      
Семья, дети, отношения      
Какие проблемы волнуют      
Чего боится      
Что его воодушевляет      
Кто у него враг № 1      
Цели      
Какому социальному стереотипу желает соответствовать      
Какие читает газеты и журналы      
Какие посещает сайты и форумы      
В каких соц. сетях общается      
Какие телепередачи смотрит      
Какое радио слушает      
Какие выставки, конференции, тренинги, семинары посещает      
Какие книги читает      
Как часто покупает у вас      
Средняя сумма чека      
Сколько денег потратит за время сотрудничества с вами (CLV)      
Другие важные характеристики      

3. Опишите подробно, что нужно сделать гостю отеля на пути от возникновения у него потребности до получения услуги (окончания цикла обслуживания). Результаты анализа представьте в таблице 3.

Таблица 3. Точки контакта с гостем отеля

Действие гостя Точки контакта Взаимодействие, впечатления гостя Оценка Рекомендации по улучшению
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

4. Охарактеризуйте потребительские риски гостей отеля. Предложите меры по реагированию на них (таблица 4).

Таблица 4. Потребительские риски гостя отеля

Описание риска Стратегии реагирования Ответственный
       
       
       
       
       
       
       
       
       

5. Проанализируйте отзывы гостей отеля, выделите факторы, положительно и отрицательно влияющие на их лояльность данному гостиничному предприятию (таблица 5).

Таблица 5. Факторы потребительской лояльности отеля (из отзывов гостей)

Положительные отзывы Факторы, формирующие потребительскую лояльность Отрицательные отзывы Факторы, отрицательно влияющие на потребительскую лояльность
         
         
       
       
       
       
       
       
       
       

Таблица 1. Основные потребительские сегменты отеля

Признаки сегментации Характеристика сегмента
   
   
   
   
   

2. Сегментация по конкурентам. Выделите основных конкурентов предприятия. Помните, что они могут быть как прямыми, так и косвенными (таблица 2).

Таблица 2. Реестр конкурентов гостиничного предприятия

Список конкурентов Прямые и косвенные конкуренты
Название Краткое описание ключевой прямой косвенный
             
           
           
           
           
           
           

3. Проведите качественный сравнительный анализ ключевых (или прямых) конкурентов по выбранным вами критериям (чем больше значимых критериев, касающихся он-и оффлайновой деятельности предприятия будет выделено, тем более достоверным считается анализ) (таблица 3).

Таблица 3. Сравнительный качественный анализ конкурентов

Критерии Наша отель Конкурент 1 Конкурент 2 и т.д.
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      

4. Составьте многоугольник конкурентоспособности, используя критерии из 1-й колонки таблицы 3 (таблица 4, рис. 1):

1) определите ключевые критерии товара компании, которые влияют на приверженность и удовлетворенность товаром, прибыль от продажи товара и привлекательность товара для целевой аудитории.

2) оцените конкурентоспособность вашего товара и товара конкурентов по 10-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 10 — максимальный балл.

3) составьте план действий по улучшению конкурентоспособности товара по тем критериям, которые ниже конкурентов.

Таблица 4. Сравнительный количественный анализ конкурентов

Критерии Наша отель Конкурент 1 Конкурент 2 и т.д.
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      

Тема 1. Основы гостиничного маркетинга - student2.ru

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности отеля

4. Сделайте выводы о конкурентных преимуществах и недостатках гостиничного предприятия (таблица 5).

Таблица 5. Конкурентные преимущества и недостатки гостиничного предприятия

Конкурентные преимущества Конкурентные недостатки
   
   
   
   
   
   
   

5. Выделите или предложите основные стратегии позиционирования отеля (таблица 6).

Таблица 6. Основные стратегии позиционирования отеля

Целевые сегменты Стратегии позиционирования
     
     
     
     
     

Таблица 1. Ценовые категории продуктов отеля

Ценовая категория Примеры продуктов
Высшая  
Средняя  
Низшая  

Вывод:

2. Сформулируйте приоритетные цели ценовой политики гостиничного предприятия. Обоснуйте свой выбор (таблица 2).

Таблица 2. Приоритетные цели ценовой политики гостиничного предприятия

Цели ценовой политики Обоснование
     
     
     
     
     
     

3. Перечислите факторы, воздействующие на цены отеля. Подтвердите свои выводы примерами (таблица 3).

Таблица 3. Факторы ценообразования гостиничного предприятия

Факторы ценообразования Примеры
   
   
   
   
   

4. Выделите продукты эластичного и неэластичного спроса в рамках исследуемой организации. Обоснуйте ваш выбор, исходя из факторов ценовой эластичности. Сделайте вывод о преимущественном направлении изменения цены (в сторону повышения или снижения).

Таблица 4. Продукты эластичного и неэластичного спроса отеля

Продукты эластичного спроса Обоснование Продукты неэластичного спроса Обоснование
       
       
       
       
       

Вывод:

5. Какие стратегии установления цены применяет предприятие (выберите нужные и подтвердите примером) (таблица 5).

Таблица 5. Стратегии установления цены гостиничного предприятия

Ценовая стратегия Примеры
1. Дискриминационное ценообразование  
2. Ценообразование по психологическому принципу 2.1. Тактика «первой цифры»  
2.2. Цена как отражение качества  
2.3. Цена как отражение престижности товара  
3.Стимулирующее ценообразование  
4. Ценообразование по географическому принципу  

6. Какие виды скидок использует предприятия в рамках своей ценовой политики. Подтвердите примером (таблица 6).

Таблица 6. Виды скидок гостиничного предприятия

Виды скидок Примеры
скидка на приобретаемое количество товаров  
бонусные скидки  
персональные скидки  
сезонные скидки  
текущие скидки на продукцию  
вынужденные скидки  

Таблица 1. Характеристика каналов распределения гостиничного предприятия

Вид канала распределения Участники канала распределения Характеристика канала
     
     
     
     
     
     
     

2. Выделите посредников, участвующих в каналах распределения гостиничного продукта (таблица 2).

Таблица 2. Характеристика посредников гостиничного предприятия

Вид канала распределения Основные посредники Условия сотрудничества
       
       
       
       
       
       
       

3. Проанализируйте сбытовую стратегию гостиничного предприятия. Результаты анализа занесите в таблицу 3.

Таблица 3. Сбытовые стратегии гостиничного предприятия

Вид канала распределения Сбытовые стратегии Характеристика сбытовых стратегий
       
       
       
       
       
       

Таблица 1. Характеристика видов маркетинговых коммуникаций отеля

Виды маркетинговых коммуникаций   Характеристика (что и как делается) Достоинства Недостатки
Реклама          
Стимулирование сбыта            
Связи с общественностью (PR)          
Личные продажи (прямой маркетинг)          

Какой из видов продвижения или их сочетания наиболее эффективны для Вашего предприятия? Почему?

2. Сформулируйте и конкретизируйте приоритетные цели продвижения, используемые гостиничным предприятием (таблица 2).

Таблица 2. Цели продвижения гостиничного предприятия

Цели продвижения Используемые виды маркетинговых коммуникаций Реальные результаты (эффективность)
       
       
       
       
       
       
       

3. Изучите сайт отеля. Оцените его как средство продвижения отеля в сравнении с сайтами конкурентов (таблицы 3, 4).

Таблица 3. Конкурентный анализ сайта отеля как средства продвижения

Критерии оценивания Наш отель Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3 и.т.д.
Название сайта        
Дизайн        
Скорость доступа        
Удобство        
Информативность        

Таблица 4. Конкурентные преимущества и недостатки сайта гостиничного предприятия

Конкурентные преимущества сайта отеля Конкурентные недостатки сайта отеля
   
   
   
   
   
   
   

4. Изучите присутствие отеля в социальных сетях, выделите основные каналы CMM для отеля. Проведите конкурентный анализ страниц гостиничного предприятия в социальных сетях (таблицы 5,6). Если отель представлен в нескольких социальных сетях, то на каждую из них создается своя таблица.

Таблица 5. Конкурентный анализ страницы отеля в социальных сетях как средства продвижения

Критерии оценивания Наш отель Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3 и.т.д.
Количество участников в группе        
Информационный контент        
Частота обновления контента        
Акции        
Эстетические параметры        
Доступ        
Обратная связь        

Таблица 6. Конкурентные преимущества и недостатки CMM гостиничного предприятия

Конкурентные преимущества CMMотеля Конкурентные недостатки CMM отеля
   
   
   
   
   
   
   

Таблица 1. Критерии оценивания конкурентоспособности гостиничных предприятий

Балл Критерии оценивания (за что данный балл выставляется)
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Сравнительный конкурентный анализ отеля по методу «4Р»

Элементы комплекса маркетинга Наша организация Конкурент 1 Конкурент 2 и т.д.
1. Продукт: 1.1. 1.2. 1.3. и т.д.      
2. Цена (ценовая политика): 2.1. и т.д.      
3. Рынок (конкуренты, потребители, уровень развития рынка): 3.1. и т.д.      
4. Продвижение: 4.1. и т.д.      
Рейтинг конкурентоспособности (суммируем количество баллов)      

3. Предложите рекомендации по решению проблем конкурентоспособности (не менее пяти рекомендаций). Результаты занесите в таблицу 3.

Таблица 3. Рекомендации по решению проблем маркетинга отеля

Проблемы маркетинга отеля Рекомендации Ответственный (в организации)
     
     
     
     
     

Библиографический список

Основная литература:

1. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж /А.Л.Лесник. - М.: Кнорус, 2007. - 232 с.

2. Котлер, Ф.Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 1071 с. : ил. - (Зарубежный учебник).

3. Уокер Д. Р.Введение в гостеприимство: учеб.пособие / Д.Р.Уокер. - 4-е изд. - М. : Юнити, 2008. - 712с. - (Зарубежный учебник).

Дополнительная литература:

1. Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А. Маркетинг. – М.: Юнити-Дана, 2012 . - 238 с.

2. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: Юнити-Дана, 2012 . - 1 071 с.

3. Минько Э.В., Карпова Н.В. Маркетинг. – М.: Юнити-Дана, 2012 . - 351 с.

4. Уокер Дж.Р. Управление гостеприимством. Вводный курс. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 877 с.

5. Эриашвили Н.Д., Пичурин И.И., Обухов О.В.Основы маркетинга. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, 2012 . - 383 с.

Введение

Современная экономическая действительность формирует новые вызовы индустрии гостеприимства, связанные с изменением потребительских предпочтений целевой аудитории, ростом издержек функционирования и развития организаций данной сферы деятельности.

В этой связи особое значение приобретают вопросы организации продаж гостиничного продукта, что, в свою очередь, диктует необходимость тщательного изучения и реализации маркетинговых концепций в деятельности отдельных предприятий индустрии гостеприимства. Это обеспечит увеличение их конкурентоспособности, а, следовательно, и адекватные ответы на все вызовы внешней среды организаций.

Цель данного пособия – организация самостоятельной и практической работы студентов по дисциплине «Организация продаж гостиничного продукта».

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

1) обеспечить полное освоение материала по темам учебного курса;

2) сформировать профессиональные компетенции в области маркетингового анализа;

3) обеспечить подготовку к защите курсовой работы по курсу.

Задания рассчитаны на студентов третьего курса СПО, обучающихся по специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис». Работа в рамках заданий может быть выполнена в индивидуальной или групповой форме. По итогам работы предполагается презентация и публичная защита результатов маркетингового анализа выбранного студентами или рекомендованного преподавателем гостиничного предприятия.

Тема 1. Основы гостиничного маркетинга

1. Выберите гостиничное предприятия и дайте его краткую характеристику.

Таблица 1. Характеристика организации

Критерии Информация
1. Название (в т.ч. полное), логотип    
2. Дата создания/выхода на местный рынок  
3. Сферы деятельности    
4. Основные виды продуктов, направления деятельности  
5. Дополнительная информация  

2.Классифицируйте виды маркетинга, используемые в данном отеле.

Таблица 2. Классификация видов маркетинга, используемых в организации

Основание классификации Вид(ы) Обоснование (примеры)
1. По уровню реализации    
2. По предмету    
3. В зависимости от размера охваченного рынка    
4. В зависимости от состояния спроса    
5. В зависимости от длительности и периодичности сотрудничества    

3. Выделите основную (ые) концепции маркетинга, применяемую (ые) в выбранной для анализа гостинице.

<

Наши рекомендации