Тема 4. Защита прав потребителей при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг
(2 часа)
1. Права потребителя при заключении и исполнении договора возмездного оказания услуг: сроки, последствия.
2. Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги и сроки устранения недостатков оказанной услуги.
3. Порядок расчетов за оказанную услугу.
4. Регулирование оказания отдельных видов услуг.
Задание для подготовки к занятию:изучение рекомендованной литературы, обобщение судебной практики, решение практических задач. Анализ судебной практики по видам услуг – финансовые/медицинские/ в сфере образования и иных (вид услуг определяется преподавателем).
Анализ Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от 18.07.2017 по делу N 33-13769/2017, Апелляционного определения Московского городского суда от 04.05.2017 по делу N 33-16275/2017.
Тема 5. Защита прав потребителей при заключении и исполнении договоров на выполнение работ
(3 часа)
1. Права потребителя при заключении и исполнении договора на выполнение работ: сроки, последствия.
2. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы и сроки устранения недостатков.
3. Выполнение работы: из материалов исполнителя, из материалов потребителя.
4. Порядок оплаты за выполненную работу.
Задание для подготовки к занятию:изучение рекомендованной литературы, обобщение судебной практики, решение практических задач. Анализ Апелляционного определения Челябинского областного суда от 07.02.2017 по делу N 11-1718/2017, Апелляционного определения Московского городского суда от 10.11.2016 по делу N 33-33045/2016.
Проанализировать следующий вопрос и сделать заключение «Соответствует ли закону условие договора о запрете досрочного возврата кредита?»
Тема 6. Защита прав потребителей государственными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями
(2 часа)
1. Правовое регулирование статуса органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.
5. Полномочия общественных объединений по защите прав потребителей.
Задание для подготовки к занятию:изучение рекомендованной литературы, обобщение судебной практики, решение практических задач. Подготовить эссе на тему «Общественные объединения потребителей» (выбор общественного объединения определяется магистрантом).
Проанализировать 2-3 претензии, размещенной на сайте МОО «Республиканское общество защиты прав потребителей» - http://rozpp.ru/index.php?link=13 и сделать по ним заключение (магистрант на свое усмотрение может проанализировать документы другого общественного объединения).
Тема 7. Порядок и условия судебной защиты прав потребителей
(2 часа)
1. Судебная защита прав потребителей: общая характеристика и особенности.
2. Виды исков защиту прав потребителей. Порядок и условия предъявления иска защиту прав потребителей.
3. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
4. Обжалование и пересмотр решений (определений, постановлений) суда о защите прав потребителей.
5. Особенности применения законодательства о компенсации морального вреда.
Задание для подготовки к занятию:изучение рекомендованной литературы, обобщение судебной практики, решение практических задач.
Анализ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Анализ Определения Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 74-КГ17-10, Определения Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 24-КГ16-12, Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от 18.07.2017 по делу N 33-14804/2017.
Составить проект искового заявления о защите прав потребителей и компенсации морального вреда/ о возврате денежной суммы, уплаченной за непереданный товар, продаваемый с использованием автомата.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО изучение дисциплины «Защита прав потребителей: материальный и процессуальный аспекты» предусматривает использование активных и интерактивных форм обучения.
В числе активных и интерактивных форм – анализ решений судов, конкретных практических ситуаций, подготовка проектов документов, касающийся защиты прав потребителей (претензия, исковое заявление и т.д.) решение задач, написание эссе к семинарам и выступление с ними.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Примерные темы рефератов:
1. Защита прав потребителей: организационно-правовые вопросы.
2. Понятие и правовое положение потребителя.
3. Основные права потребителей по Закону «О защите прав потребителей».
4. Компенсация морального вреда потребителю.
5. Государственные органы, осуществляющие деятельность по защите прав потребителей.
6. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
7. Правовое положение общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
8. Правила продажи товаров по образцам.
9. Защита прав потребителей при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции
10. Защита прав потребителей при продаже товаров.
11. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
12. Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации.
13. Защита прав потребителей банковских услуг.
14. Защита прав потребителей в сфере страхования.
15. Защита прав потребителей при оказании образовательных услуг.
16. Защита прав потребителей при продаже товаров.
17. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
18. Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг.
19. Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг.
20. Защита прав потребителей при оказании ветеринарных услуг.
21. Защита прав потребителей при заключении договора долевого участия в строительстве жилья.
22. Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом.
Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
1. Возникновение и развитие защиты прав потребителей в России.
2. Возникновение и развитие защиты прав потребителей за рубежом.
3. Законодательство о защите прав потребителей.
4. Содержание понятий: «потребитель», «продавец», «изготовитель».
5. Понятие и способы защиты прав потребителей.
6. Правовой статус потребителя, изготовителя, исполнителя, продавца.
7. Гарантийный срок и срок службы, срок годности.
8. Недостаток и существенный недостаток.
9. Понятие и виды потребительских правоотношений.
10. Право потребителя на информацию.
11. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
12. Право потребителя на безопасность товара.
13. Ответственность изготовителя, исполнителя, продавца за нарушение прав потребителей.
14. Права потребителя при продаже товаров ненадлежащего качества.
15. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара.
16. Сроки удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара.
17. Основание и размер ответственности за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара.
18. Порядок расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.
19. Срок, основания и порядок предъявления требования потребителя об обмене товара надлежащего качества.
20. Право потребителя на предоставление аналогичного товара в безвозмездное временное пользование.
21. Требования, предъявляемые к качеству работ (услуг).
22. Смета на выполнение работы и ее значение.
23. Права потребителей при обнаружении недостатков и существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
24. Сроки предъявления и удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
25. Ответственность за нарушение сроков.
26. Порядок выполнения работы из материала исполнителя; из материала (с вещью потребителя).
27. Неустойка как форма ответственности исполнителя.
28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).
29. Последствия обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
30. Права потребителя при обнаружении существенных недостатков.
31. Формы защиты прав потребителей.
32. Государственная защита прав потребителей.
33. Общественная защита прав потребителей.
34. Судебная защита прав потребителей.
35. Подсудность дел, связанных с защитой прав потребителей, уплата государственной пошлины.
36. Иски в интересах неопределенного круга лиц.
37. Соотношение судебного и досудебного порядка урегулирования споров.
38. Компенсация морального вреда по делам о защите прав потребителей.
39. Особенности исковых требований по делам о защите прав потребителей.
40. Ответственность продавца (изготовители, исполнителя) за просрочку выполнения требований потребителя.
41. Особенности судебного разбирательства по делам о защите прав потребителей.
42. Обжалование и пересмотр решений (определений) суда по делам о защите прав потребителей.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Система российского законодательства по защите прав потребителей | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Систему российского законодательства по защите прав потребителей. УметьОпределять отношения и круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав потребителей. Владеть Навыками формирования источников разрешения практических ситуаций с участием потребителя. | |
Права потребителей: общие и специальные | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Общие и специальные права потребителя. Уметь Различать общие и специальные права потребителя и выявлять их особенности, а также источники правового регулирования. Владеть Навыками анализа судебной практики для выявления особенностей защиты прав потребителей. | |
Защита прав потребителей при заключении и исполнении договоров купли-продажи | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Последствия продажи товара ненадлежащего качества, сроки предъявления требований и удовлетворения. Особенности обмена товара надлежащего качества. Особенности защиты прав потребителей при продаже отдельных видов товаров. Уметь Определять возможные направления защиты прав потребителей при заключении и исполнении договоров купли-продажи Владеть Подготовкой требования/претензии в зависимости от нарушенного права потребителя при заключении и исполнении договора купли-продажи | |
Защита прав потребителей при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Права потребителя при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг. Уметь Определять возможные направления защиты прав потребителей при оказания отдельных видов услуг. Владеть Подготовкой требования/претензии в зависимости от нарушенного права потребителя при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг | |
Защита прав потребителей при заключении и исполнении договоров на выполнение работ | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Права потребителя при заключении и исполнении договоров на выполнение работ. Уметь Определять возможные направления защиты прав потребителей при заключении и исполнении договоров на выполнение работ. Владеть Подготовкой требования/претензии в зависимости от нарушенного права потребителя при заключении и исполнении договоров на выполнение работ. | |
Защита прав потребителей государственными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать. Основные направления политики органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей. Полномочия общественных объединений по защите прав потребителей. Уметь. Определять необходимые способы защиты прав потребителей. Владеть. Навыками работы с обращениями граждан-потребителей и составление проектов документов, в том числе процессуальных, касающихся защиты их нарушенных прав. | |
Порядок и условия судебной защиты прав потребителей | ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-15 | Знать Особенности внесудебного и судебного способа защиты прав потребителей. Особенность искового заявления, уплаты государственной пошлины и компенсацию морального вреда по данной категории дел. УметьОпределять подсудность дел о защите прав потребителей. Владеть Навыками подготовки проекта искового заявления, с учетом особенностей применения законодательства о компенсации морального вреда. |
7. Учебно-методическое обеспечение*