Понятие деятельности. Структура деятельности.
Деятельность в отечественной психологии является основным объяснительным принципом. Любой психический процесс рассматривается как деятельность, любое свойство личности – место в структуре деятельности.
Субъектно-деятельный подход разработал Рубинштейн С.А., который в ХХ веке предложил принцип единства сознания и деятельности, а также принцип детерминизма для обозначения процессов психического отражения как динамики взаимодействия субъекта с объектом. В рамках этого взаимодействия совершается психическое отражение, формируется внутренний план или сознание субъекта, а также происходит развитие, становление свойств субъекта.
Значение категории деятельности по А.Н.Леонтьев:
1) В деятельности осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром. Субъект и объект находятся в единстве;
2) Изучение деятельности субъекта позволит изучить проблему сознания человека, его генезиса;
3) Изучение деятельности создает возможность построения единой системы психологии.
Леонтьев А.Н.: «Деятельность – это малярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное его жизненное отношение. Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей».
Петровский А.В.: «Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознаваемой целью».
Отличительные черты деятельности по Петровскому А.В.:
Ø Содержание деятельности целиком не определяется потребностью, которая ее породила (Потребность – состояние нужды в чем-то необходимом для биологического или личностного существования);
Ø Деятельность управляется сознаваемой целью (Цель – образ будущего результата деятельности);
Ø Чтобы деятельность была успешной, необходимо чтобы функционировало психическое отражение;
По мнению Леонтьева в процессе деятельности происходит психическое отражение субъектом внешнего мира, т.е. переход отражаемого в отраженное.
Характеристика деятельности (по Леонтьеву А.Н.):
Предметность
а) как образ предмета деятельности;
б) как образ будущего результата деятельности.
2. Субъективность:
а) психический образ обусловлен прошлым опытом, его потребностями, установками;
б) субъективность выражается в категории личностного смысла – индивидуальное значение общепринятого значения.
Отличие деятельности от других форм активности.
Активность – всеобщая характеристика живых существ, их динамика, рассматриваемая как источник поддержание жизненно важных связей с окружающим миром.
Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредствованный их внешней двигательной и внутренней активностью.
Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе котором происходит возникновение и воплощение в объекты и образы, а так же реализация отношения субъекта в предметной действительности.
Структура деятельности
Внутренняя:
1)Мотив – это осознанная и опредмеченная потребность.
2)Цель как образ будущего результата. Цель предполагается вначале, при появлении мотива.
Внешняя:
1) Действие - компонент деятельности; вся деятельность может быть представлена цепью действий для достижения определенной цели. Цель может быть разделена на совокупность подцелей.
2) Операция – способ осуществления действий. На нее влияют условия. Операции представляют собой движения. Управление движениями довольно сложный процесс.
3) Конкретное движение – если действия начинают оправдываться личностным мотивом, то движение становится деятельностью.
Овладение деятельностью.
При овладении деятельностью действия постепенно переходят в операции.
Интериоризация – это процесс постепенного взращивания предметной деятельности во внутрь.
По Леонтьеву А.Н. интериоризация – это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане; при этом они подвергается специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются, и становятся способными к дальнейшему развитию, которое перходит границы возможностей внешней деятельности.
Экстериоризация – это процесс осуществления перехода из внутренней деятельности во внешнюю деятельность.
Навык – целенаправленное действие, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения.
Интерференция навыка – процесс взаимодействия навыков, при котором имеющийся навык мешает формированию новых навыков.
Перенос навыков – положительное влияние ранее сформированного навыка на овладение новым действием. Автоматизация– процесс формирования навыка.
Привычка – автоматизированное действие, выполняющееся ради самого процесса, а не цели.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.