Понятие деятельности. Структура деятельности.

Деятельность в отечественной психологии является основным объяснительным принципом. Любой психический процесс рассматривается как деятельность, любое свойство личности – место в структуре деятельности.

Субъектно-деятельный подход разработал Рубинштейн С.А., который в ХХ веке предложил принцип единства сознания и деятельности, а также принцип детерминизма для обозначения процессов психического отражения как динамики взаимодействия субъекта с объектом. В рамках этого взаимодействия совершается психическое отражение, формируется внутренний план или сознание субъекта, а также происходит развитие, становление свойств субъекта.

Значение категории деятельности по А.Н.Леонтьев:

1) В деятельности осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром. Субъект и объект находятся в единстве;

2) Изучение деятельности субъекта позволит изучить проблему сознания человека, его генезиса;

3) Изучение деятельности создает возможность построения единой системы психологии.

Леонтьев А.Н.: «Деятельность – это малярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное его жизненное отношение. Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей».

Петровский А.В.: «Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознаваемой целью».

Отличительные черты деятельности по Петровскому А.В.:

Ø Содержание деятельности целиком не определяется потребностью, которая ее породила (Потребность – состояние нужды в чем-то необходимом для биологического или личностного существования);

Ø Деятельность управляется сознаваемой целью (Цель – образ будущего результата деятельности);

Ø Чтобы деятельность была успешной, необходимо чтобы функционировало психическое отражение;

По мнению Леонтьева в процессе деятельности происходит психическое отражение субъектом внешнего мира, т.е. переход отражаемого в отраженное.

Характеристика деятельности (по Леонтьеву А.Н.):

Предметность

а) как образ предмета деятельности;

б) как образ будущего результата деятельности.

2. Субъективность:

а) психический образ обусловлен прошлым опытом, его потребностями, установками;

б) субъективность выражается в категории личностного смысла – индивидуальное значение общепринятого значения.

Отличие деятельности от других форм активности.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, их динамика, рассматриваемая как источник поддержание жизненно важных связей с окружающим миром.

Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредствованный их внешней двигательной и внутренней активностью.

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе котором происходит возникновение и воплощение в объекты и образы, а так же реализация отношения субъекта в предметной действительности.

Структура деятельности

Внутренняя:

1)Мотив – это осознанная и опредмеченная потребность.

2)Цель как образ будущего результата. Цель предполагается вначале, при появлении мотива.

Внешняя:

1) Действие - компонент деятельности; вся деятельность может быть представлена цепью действий для достижения определенной цели. Цель может быть разделена на совокупность подцелей.

2) Операция – способ осуществления действий. На нее влияют условия. Операции представляют собой движения. Управление движениями довольно сложный процесс.

3) Конкретное движение – если действия начинают оправдываться личностным мотивом, то движение становится деятельностью.

Овладение деятельностью.

При овладении деятельностью действия постепенно переходят в операции.

Интериоризация – это процесс постепенного взращивания предметной деятельности во внутрь.

По Леонтьеву А.Н. интериоризация – это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане; при этом они подвергается специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются, и становятся способными к дальнейшему развитию, которое перходит границы возможностей внешней деятельности.

Экстериоризация – это процесс осуществления перехода из внутренней деятельности во внешнюю деятельность.

Навык – целенаправленное действие, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения.

Интерференция навыка – процесс взаимодействия навыков, при котором имеющийся навык мешает формированию новых навыков.

Перенос навыков – положительное влияние ранее сформированного навыка на овладение новым действием. Автоматизация– процесс формирования навыка.

Привычка – автоматизированное действие, выполняющееся ради самого процесса, а не цели.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Наши рекомендации