Понятие мотивации. Мотив. Структура мотива.
Мотивация – это логический конструкт, используемый для анализа причин и факторов, которые инициируют, энергетизируют, направляют, поддерживают и приводят к завершению активности субъекта (по В.И. Чиркову).
Особенностью мотивационного поведения является наличие интенции– намерения к его выполнению.
Мотив–то, что движет субъектом. Мотив придает направленность к цели, поддерживает энергетическое напряжение.
Несколько подходов в понимании мотива в отечественной психологии:
1. Мотив как побуждение, побудительная движущая сила или причина (К.К. Платонов и др.).
2. Мотив как осознанная потребность (С.Л.Рубинштейн).
3. Мотив как предмет удовлетворения потребности, как опредмеченная потребность (А.Н. Леонтьев).
4. Мотив как намерение (Л.И. Божович).
5. Мотив как свойство личности, личностная диспозиция, черты характера личности.
По мнению Е.П. Ильина, границы мотива определяются потребностью, с одной стороны, намерением - с другой стороны.
Процесс формирования мотива - первичный этап любого мотивационного процесса.
Стадии формирования мотива по Е.П. Ильину:
1 – стадия возникновения абстрактного мотива. Пусковым механизмом является потребность как нужда. Происходит процесс осознания нужды и проявление чувств. Появляется абстрактный мотив в виде образа обобщённого предмета удовлетворения потребности.
2 – этап поисковой активности. Обобщённый образ конкретизируется и рассматривается каждый из этих предметов с точки зрения условий достижения цели, интересов, желаний, склонностей, с точки зрения учёта возможностей, нравственного контроля (ценности, установки, мировоззрения). Происходит формирование мотивационных установок, т.е. готовность к позитивной эмоциональной реакции на встречу с предметом удовлетворения потребности.
3 – выбор конкретной цели и формирование намерений. Формируется образ результата удовлетворения потребности, выбирается путь для достижения результата. Всё это формирует образ цели и намерение.
Мотивационная установка – это готовность реагировать определённым образом на предмет удовлетворения потребности, реагировать эмоционально.
Преобразование потребности в мотив, по мнению Вилюнаса, начинается с процесса актуализации потребности, который включает в себя:
Состояние нужды, испытываемое организмом.
Отражение этого состояния.
Отражение предмета удовлетворения потребности. Формируется эмоциональное окрашивание предметов удовлетворения потребности, которые не зависят от того, представлен ли предмет в действительности или нет.
Стадии формирования мотива зависят от стимулов, под влиянием которых понимается его формирование:
- физических(внешних – раздражители, сигналы; внутренних – дефицит чего-то в организме).
- социальных(просьба, требование, приказ).
Если формирование мотива обусловлено внешними стимулами: “побудительной силой вещей”, сигналами, просьбами, требованиями, приказаниями, то стадии формирования мотива следующие:
1. Восприятие внешнего стимула.
2. Осознание смысла и значимости стимула для данного человека в отдельный момент.
3. Возникновение желания или влечения отреагировать на него.
То есть мотив начинается с формирования потребностного образования.
В данном случае человек воспринимает внешний стимул как конкретную цель, т.е. фазы 2 и 3 не нужны в развернутом виде. Исключение, если цель неконкретна (достать что-то, сделать что-нибудь) или же субъект не имеет опыта ее достижения.
При наличии у человека мотивационной установки мотив формируется так:
- Если в качестве стимула выступает сигнал к началу какого-то действия, то мотивационная установка выражается в ожидании этого сигнала (выстрела стартера на спортивных состязаниях, разрешения учителя и т.д.) и готовности на него реагировать при наличии заранее определенной цели и плана действия.
Если в роли стимула – “побудительная сила вещей”, то мотивационная установка – это желание обладать этой вещью. Например, человек, увидев в магазине необходимую вещь, которую долго искал, не раздумывая, покупает ее, т.к. в мотивационной установке уже заложено намерение приобрести ее.
Таким образом, при наличии у человека мотивационной установки формирование побуждения в данный момент оказывается свернутым, т.к. вся внутренняя поисковая активность была осуществлена ранее.
Мотивационная установка– готовность реагировать определенным образом на предмет удовлетворения потребности, реагировать эмоционально.
Потребность – начальный этап любого мотивационного процесса.
С потребностью тесно связано понятие «нужда». Нуждауказывает на некое состояние, которое основано на отсутствии необходимых для организма веществ или энергии.
Мотивация может быть рассмотрена как явление специфическое, включающее в себя анализ таких процессов, как побуждение, энергетическое обеспечение активности и как понятие.
Мотивация представляет довольно сложный длительный процесс, который начинается с инициации (потребность) и заканчивается достижением результата (цель).
Мотивация:
/-----------1---------/---------------2--------------/
Потр. Мотив Цель
1 – формирование мотива
2 – реализация мотива
Мотивация (по Ильину) – это процесс формирования мотива.
Мотивация:
/-----------------------/
Потр. Мотив
Потребности и их виды.
Потребность – это состояние нужды в чём-то необходимом с точки зрения гомеостаза или личностной саморегуляции.
Необходимо отличать потребность от состояния потребности.
Потребность – это реальное состояние организма или личности, выражающее необходимость определённых изменений. В потребности отражается нужда, нехватка чего-то важного для организма или личности, находящееся вне организма или личности.
Состояние потребности возникает позже, чем сама потребность, как образ потребности или нужды. Для того, чтобы нужда была способна вызвать активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить и обеспечить организм тем, что необходимо для удовлетворения нужды. Под действием психики возникает образ. Образ – это потребностное состояние.
Нужда – это состояние, которое основано на отсутствии необходимых для организма веществ или энегрии.
Классификация потребностей:
Основные потребности. К ним относятся:
--витальные потребности, связанные с обеспечением жизни (биологические потребности). Они обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека. Специфичны тем, что вызывают множество квазипотребностей, которые не меняют и не влияют на видовое существование человека.
--социальные потребности, которые связаны с обеспечением социального функционирования человека: аффелиативная – потребность прочной привязанности, следует нормам общества и пр.
--идеальные (духовные) – связаны с побуждениями человека с духовной точки зрения.
Дополнительные потребности. К ним относятся:
--вооружённость, т.е. стремление овладеть умениями и навыками и т.д.
--потребность в преодолении, т.е. преодоление препятствий, трудностей. Это потребность воли и самодетерминации.
В.К. Вилюнас выделяет актуальные потребности и потенциальные потребности. Актуальные потребности – это потребности, которые представлены в данный момент в организме или личности как состояние нужды. Потенциальные потребности – это потребности, которые свойственны данному организму или личности, но не представлены нуждой.
Таким образом, потребность – это такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
В результате удовлетворения иных потребностей, связанных с обменом веществ, обычно выделяют механизм ГОМЕОСТАЗА – стремление к равновесию необходимых биоконстант.
Для того чтобы формировалась и устранялась потребность, необходимо участие психики.