Тема Проведение маркетинговых исследований рынка социологическим методом

Цель работы - овладение умениями разработка анкет и проведениеопросов социологическим методом.

Задачи:

- установление и формулирование проблем организации;

- определение целей маркетинговых исследований;

- разработка открытых и закрытых анкет, ответы на вопросы которых способны решить выявленные проблемы организации;

- проведение опроса респондентов;

- обработка и анализ полученной маркетинговой информации;

- разработка маркетинговых мероприятий и/или стратегии маркетинга организации.

Вариант 1. Анализ работы конкретной или виртуальной организации

Маркетинговые исследования проводятся той же организацией, что в работах 1, 2, 3. Необходимость проведения таких исследований обусловлена возникшими у организации проблемами.

1. Методика проведения исследований:

- установите и сформулируйте основную проблему организации,

затрудняющую ее деятельность. Проблема может быть реальной для конкретной организации или предполагаемой (для виртуальной организации );

- определите цель и задачи исследования, исходя из выявленной проблемы;

- разработайте открытую и закрытую анкеты. Открытая анкета состоит только из вопросов, а готовые ответы на них отсутствуют. Это дает возможность респондентам высказывать свои оценки, мнения, суждения независимо от предполагаемых составителями анкет ответов и

результатов анкетирования. При этом вопросы не должны побуждать к однозначным ответам (типа «да» - «нет»), а заставлять потребителя давать подробные ответы, что позволяет получать много новой информации.

Недостатком открытых анкет является сложность обработки результатов анкетирования.

Закрытые анкеты содержат вопросы и готовые ответы или их элементы. Обрабатывать эти анкеты проще, чем открытые. Однако возможности получения новой информации ограничены рамками элементов готовых ответов. оптимальное количество вопросов, а при закрытой анкете и ответов равно 5. Если ответов больше, то это может вызвать у респондентов затруднения в выборе правильных ответов, так как потребует запоминания больших объемов информации. При меньшем количестве вопросов и ответов отмечается невысокая информативность результатов опросов, хотя затраты на их проведение мало изменятся.

При формулировке вопросов и ответов на них необходимо избегать

неоднозначности их понимания, неточности терминов.

2.Проведение опроса респондентов может осуществляться на аудиторных занятиях, при этом респондентами выступают другие студенты группы. Возможно опрашивать друзей, родственников, коллег по работе и просто незнакомых людей (с их согласия) во внеаудиторное время. Минимально допустимое количество респондентов - 10. При устных интервью ответы на вопросы открытых анкет записывает интервьюер, а для закрытых анкет можно составить сводные таблицы, в которых знаком «+» отмечать положительные ответы. Пример такой таблицы дан ниже.

Таблица 1. Сводная рабочая таблица ответов при опросе респондентов

№№ вопросов №№ ответов №№респондентов
1. +   + +   +     +     + + +     +   +
2.   +   +   +   +     +   +   +     +   +   +
Структура респондентов -мужчины -женщины       +   +     +     +   +   +     +   +     +     +

Примечание: Знак «+» проставлен условно.

При необходимости установления демографической структуры респондентов (% мужчин - женщин, % лиц определенных возрастных категорий, социальное положение респондентов и т.п.) можно составить дополнительную таблицу или продолжить табл.1.

3. Обработка результатов опроса проводится путем подсчета количества ответов на каждый поставленный вопрос и расчета их в %. Полученные цифры заносятся в таблицу 2, которая может быть составлена аналогично табл, 1, но уже без указания N~2 респондентов. Более наглядными будут результаты опроса, представленные в графической форме или в виде диаграмм (в виде колонок, кружков, разделенных на сегменты и т.п.). При этом целесообразно использовать компьютерную обработку результатов.

4.Анализ результатов опросаосуществляется с использованием шкал порядка, интервалов или отношений. По шкале порядка полученные результаты ранжируются по реперным точкам (самый высокий и самый низкий %) или в убывающем либо возрастающем порядке. По шкале интервалов указывается на сколько одна из анализируемых величин больше другой величины (например, А больше В на 10%). По шкале отношений определяется во сколько раз отличаются величины (например, С больше Д в 5 раз).

После этого или в процессе анализа дается оценка полученных величин и сравнение этих оценок, высказываются гипотезы или дается теоретическое обоснование полученных результатов.

5. В заключении работы систематизируются и обобщаются результаты опроса в форме кратких выводов. Завершающим итогом работы являются предложения маркетинговых мероприятий на основе полученной новой информации, позволяющей решить сформулированную на 1 этапе проблему.

В практической работе 4 предусмотрен только один вариант, так как вариант 2 с решением ситуационных задач нецелесообразен.

Наши рекомендации