Методика выполнения практических работ

МДК 02.03 МАРКЕТИНГ

Методические указания по выполнению практических работ

для обучающихся на заочном отделении

по специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методика выполнения практических работ - student2.ru 2015

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.05.2014г., № 539

Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»

Разработчики: Тихонова Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Методические указания рассмотрены

на заседании ПЦК коммерческих и

товароведных дисциплин

Протокол № 1 «28» августа 2015 г.

Председатель ПЦК

__________ Л.В.Тихонова

(Подпись)

Аннотация

Методические указания по выполнению практических работ МДК 02.03. Маркетинг предназначены для обучающихся на заочном отделении по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

В методических указаниях отражается содержание практических работ в соответствии с темами модуля, предложены вопросы для самоконтроля по изучаемым темам, представлены методические рекомендации по выполнению практических работ.

В методических указаниях приведены вопросы для подготовки к промежуточной аттестации. Рекомендована литература, предназначенная для самостоятельного изучения.

Пояснительная записка

Перечень практических занятий соответствует учебной программе, а формируемые на них умения - государственным образовательным программам по указанным специальностям. При выполнении практических занятий студенты должны приобрести следующие умения:

-выявлять основные потребности, и дополнительные удовлетворяемые определенной организацией и определяющие ее миссию;

- анализировать цеповую политику организации и определять ееэффективность;

-разрабатывать, анализировать и оценивать эффективностьрекламной компании;

- проводить маркетинговые исследования рынка.

Студенты по специальности «Коммерция» дополнительно должны приобрести умения:

-оценивать конкурентоспособность товаров и/или услуг, реализуемых (оказываемых) организацией;

- разрабатывать товарную политику организации с учетом комплекса ее составных элементов;

- разрабатывать маркетинговые мероприятия, необходимые для выполнения выбранной стратегии маркетинга.

В ходе выполнения практических занятий студенты овладевают следующими методами: репродуктивным, поисковым, социологическим и аналитическим.

Результаты Выполненной на аудиторных занятиях или дома практической работы должны быть оформлены, доложены на занятии или сданы преподавателю индивидуально. Все выполненные и зачтенные работы должны быть предъявлены студентом преподавателю на экзамене и зачете.

Правила оформления работы

Работа №1 должны быть оформлена следующим образом:

- назначение темы;

- цель выполнения работы;

- название организации (конкретной или виртуальной);

- основные и дополнительные виды деятельности, выполняемые организацией;

-виды товаров, производимых и/или реализуемых организацией;

- виды оказываемых услуг или выполняемых работ организации;

-таблица 1;

-заключение (краткое обобщение и анализ выполненной самостоятельной работы);

-подпись студента и дата завершения работы.

Правильно выполненная и оформленная работа должна быть подписана, зачтена преподавателем и предъявляется ему при сдаче зачета или экзамена в комплексе с другими работами.

Методика выполнения практических работ

Тема Выявление основных и дополнительных потребностей,

Таблица 1. Основные и дополнительные потребности,

Средства их удовлетворения

Виды потребностей Разновидности потребностей Средства их удовлетворения организацией
1 Основные Пример: Физиологические     энергетические пластические во внутренней безопасности     продукты питания, реализуемые организацией (перечень)
Дополнительные Психические     Интеллектуальные   органолептические   эргономические     потребность в психической активности (общении) информационные   -органолептические свойства продуктов -удобство расположения магазина -удобство упаковки


Перечень видов, разновидностей потребностей и средств их

удовлетворения могут быть продолжены.

Эффективности

1 вариант. Анализ работы конкретной или виртуальной орrанизации

Цель занятия - закрепить теоретические знания по стратегии ценообразования, овладеть умениями сбора маркетинговой информации и анализа ценовой политики.

Задачидля достижения поставленной цели:

- собрать информацию о ценах на товары однородной группы в трех торговых фирмах (или иных организациях);

-сопоставить цены на товары одного наименования (торговой марки) в разных фирмах;

- выявить стратегию ценообразования в обследованных торговых фирмах (или иных организациях);

- проанализировать и оценить рациональность выбранной стратегии ценообразования;

-разработать рекомендации для обследованных фирм по повышению эффективности ценовой политики.

Структура занятия:

-выполнение опережающего домашнего задания;

-инструктаж преподавателя;

- самостоятельная работа по выполнению занятий;

-обсуждение итогов (доклады студентов);

-подведение итогов занятий преподавателем.

Домашнее задание 1. Изучить теоретический материал по теме«Ценовая политика организации» по конспекту лекций и учебнику. Собрать информацию о ценах на товары однородной группы и оформить в виде таблицы 1. Задание выполняется как домашнее и дается на теоретическом занятии по теме «Ценовая политика».

Таблица 1

Наименование товаров Цены на товары за единицу измерения в магазинах
       
       

Задание 2. Сравните цены, приведенные в таблице 1, по следующим критериям:

1. на товары одной группы одного вида и наименования, но вразных магазинах;

2. на товары одной группы одного вида, но разных наименований в одном и разных магазинах.

Установите (или выскажите предположения) обоснованы ли

различия в ценах по п.п, 1 и 2. С помощью преподавателя попытайтесь установить: существует ли прямая зависимость между ценой и качеством товара.

Какие еще факторы влияют на обнаруженную разницу в ценах? Если цены одинаковы, то объясните, почему?

Задание 3. Выявите стратегию ценообразования в обследованных предприятиях на новые и известные товары. Какие альтернативные стратегии Вы можете предложить руководству каждого магазина?

Задание 4. Проанализируйте и оцените рациональность стратегий ценообразования на аналогичные и разные товары, применяемую обследованными предприятиями и предложенную Вами. В чем их сильные и слабые стороны с учетом конкретных сегментов рынка?

Задание 5. Разработайте рекомендации для обследованных фирм по эффективности ценовой политики.

2 вариант

Задание 1. Соберите прайс-листы трех организаций-конкурентов, из которых одна - Ваша организация. Сбор прайсов можно проводить на выставках, с помощью Интернета, запросов по факсу и иных способов. Возможно использовать рекламные листовки, в которых дан перечень

рекламируемых товаров с ценами.

Задание 2. Проанализируйте полученную информацию по одинаковым или аналогичным товарам-конкурентам.

Задание 3, 4, 5идентичны с 1 вариантом.

Компании

Вариант 1. Анализ рекламной компании конкретной или

Виртуальной организации

Цель работы - разработать и/или оценить рекламную компанию организации.

Задачи:

- проанализировать рекламную компанию конкретной организации,

указав вид, тип и средства применяемой рекламы;

- разработать рекламную компанию или акцию виртуальной организации (при отсутствии рекламных компаний и акций в реальной организации ее нужно разработать);

- оценить эффективность рекламной компании (акции) методом «дои после» (по приросту объема продаж и/или прибыли).

1. Выявить виды, типы и средства рекламы, применяемой в конкретной организации.

2. Установить, какие методы маркетинговых коммуникаций применялись в рекламной компании, кроме рекламы (выставки-ярмарки, паблик-рилейшенз, презентации и т.п.).

З. Дайте обоснование целесообразности выбора примененных средств.

4. При отсутствии в организации рекламной компании ее необходимо разработать: указать виды, средства рекламы, составить рекламный текст.

5. Сопоставить и оценить реальные рекламные тексты конкретной организации с рекламными текстами товаров и/или организаций-конкурентов.

6. Оценка эффективности организации рекламной компании методом «до и после» по объемам продаж и/или приросту прибыли. Проанализировать достоинства и недостатки указанного метода.

7. Оформить результаты выполненной работы и дать заключение по ней.

Варнант 2. Расчет эффективности рекламы

Цель работы - разработать и оценить эффективность рекламытоваров-аналогов, сопоставить между собой, разработать мероприятия поповышению эффективности рекламы.

Задачи:

- разработать рекламу товаров (услуг) Вашей организации;

- определить тип, вид и носители товарной рекламы; выявить фактические коэффициенты весомости (К) каждого показателя эффективности рекламы;

-рассчитать коэффициент потребительских предпочтений рекламируемых товаров и рекламы (Кnn);

- определить затраты на рекламу разных товаров-аналогов;

- рассчитать коэффициент эффективности рекламы (Кэр);

- сравнить эффективность рекламы товаров-аналогов;

- выявить факторы, влияющие на эффективность рекламы, и степень ее значимости;

- оценить достаточность выбранного вида и типа рекламы, а при необходимости дать рекомендации по выбору дополнительных видов рекламы.

Объекты исследования - Пять рекламных текстов товаров-аналогов.

1.Определение вида, типа, носителя товарной рекламы. Заполните необходимые сведения в виде таблицы 1.

Таблица 1. Определение вида, типа и носителя рекламы

Классификация рекламы Идентифицирующие признаки товарной рекламы
Наименование товара и его изготовителей (продавца)
               
Формы рекламы: Аудио (устная) Визуальная Аудио-визуальная                
Виды рекламы: По назначению Уведомительная Разъясняющая напоминающая                
Типы рекламы: Анонимная Персональная В том числе: - С участием знаменитостей - Обыкновенных потребителей Сравнительная Подсознательная                
Носители рекламы: Плакаты Листовки Щиты СМИ (указать конкретный вид) Интернет Прочие (указать конкретно)                
                   

2. Проведите опрос пяти респондентов для выявления ихиндивидуальных оценок эффективности разработанного рекламного текстапо 5-ти балльной системе. Рассчитайте фактические значения показателейпотребительских предпочтений товаров, формируемых товарной рекламой

(таблица 2).

Таблица 2. Показатели эффективности рекламы

№ п/п Показатели эффективности рекламы Коэффициент весомости Фактическое значение показателей
Имидж товаров 0,2          
Имидж фирмы 0,3          
Эмоциональность (текста, изображения, символов и др.) 0,1          
Достоверность 0,1          
Доступность 0,1          
Достаточность 0,1          
Цена 0,05          
Адресность 0,05          

Примечание: максимальное количество баллов по каждому

показателю равно 5. Далее действует систему скидок (в баллах): отлично -0; хорошо - 1; удовлетворительно - 2; неудовлетворительно - 3; оченьплохо (слабо) - 4; резко отрицательное - 5.

Фактическое значение показателя (ПФ) рассчитывается по формуле:

ПФ = (5-Ск) х КВ,

где: СК - скидка баллов по каждому показателю (i),

КВ - коэффициент весомости по каждому показателю (i).

3. Рассчитать коэффициент потребительских предпочтений (Кпп)

по каждой рекламе.

ПФ1 + ПФ2 + ПфЗ + ..... + ПФ8

Кпn = --'-----------

4. Определить затраты на рекламу (Зь).

Цена печатной рекламы l-Е.вста 1 раз - 30 тыс.руб.Стоимость листа Стоимость рекламного текста

Часть листа, занимаемого рекламным текстом

Цены на рекламу можно изменить, собрав информацию о них в СМИ.

5. Рассчитать коэффициент эффективности (КЭФ) на рекламу разных товаров.

Расчет по формуле:

ПрКэр = --------- Х Кпn ,Зргде: Пр - дополнительная прибыль от рекламы;Зр - затраты на рекламу.

Условно считайте, что Пр равна 20% от стоимости продаж, объемкоторых увеличился на 25%.

Цены на товар - преимущественные для аналогичных товаров на данный период.

Ситуационные задачи

Задача 1. Крупный автозавод выпускает легковые автомобили среднего класса сложности для отечественных потребителей ..

Выявите организации-конкуренты, удовлетворяющие технологические потребности потенциальных приобретателей в средствах передвижения.

Укажите, являются ли конкурентами автозаводу следующие организации: 1.Автозавод, выпускающий другие модели легковых автомобилей того же класса сложности и реализующих их:

1а. за рубежом;

1б. внутри страны.

2. Ремонтные организации, оказывающие услуги по ремонту автомобилей.

3.Сервисные центры, оказывающие услуги по ремонту и прокату автомобилей.

4. Организации-импортеры автомобилей:

4а. среднего класса сложности:

4б. высокого класса сложности;

4в. Престижных моделей (Мерседес, Кадиллак и т.п.);

4г. Низкого класса СЛОЖНОСТИ.

Дайте обоснование ответов.

Укажите, какие еще возможные организации-конкуренты могут

быть у автозавода. Какие виды конкуренции возникают у разных

перечисленных организаций.

Задача 2. Очаковский пивзавод производит пиво торговой марки «Очаково» в 6 модификациях. Это пиво реализуется почти во всех регионах страны. Соберите информацию о наличии в Вашем регионе организаций, которые могут выступать конкурентами Очаковскому пивзаводу.

Какие из перечисленных организаций являются конкурентами пивзавода «Очаковский»:

1.Местный пивзавод;

2.Пивзавод «Степан Разин» в г. Санкт-Петербурге, реализующий пиво только в своем регионе;

3.Дистрибьютор чешского пивзавода, поставляющего пиво:

3а. в Ваш регион;

3б. в Москву и Санкт-Петербург;

4. Местный ликеро-водочный завод, производящий водку и настойки;

5.Молокозавод;

6. Пивной ресторан.

Дайте обоснование выбранных ответов. Укажите виды конкуренции, возникающие между организациями-конкурентами. Выскажите предложения о возможных конкурентных преимуществах каждого из перечисленных конкурентов.

Задача 3. Супермаркет «Копейка» относится к магазинам эконом-класса и реализует продовольственные товары. На расстоянии пешеходной доступности от него находятся следующие магазины: супермаркет «Пятерочка» эконом-класса, минимаркет «Продукты», престижный дорогой супермаркет «Седьмой континент», Универмаг, реализующий непродовольственные товары, продовольственный рынок. Укажите, какие из перечисленных предприятий розничной торговли относятся к организациям-конкурентам супермаркета «Копейка». Ответ обоснуйте. Какие виды конкуренции возникают между этими организациями и реализуемыми ими товарами.

Методика выполнения работы

1. Определите жизненный цикл товаров, выпускаемых Вашей организацией (3-5 наименований), по наиболее характерным признакам для каждого этапа. Дня этого необходимо иметь следующие данные внутренней отчетности организации: изменения объемов продаж по выбранным товарам определенных торговых марок, продолжительность пребывания на рынке (выпуска им реализации). Последний показатель может быть разделен на определенные равнозначные периоды времени (например, 1, 3, 6, 9. 12, 15, 1В, 21, 24 мес.). Возможны и другие варианты периодов времени.

2. По каждой выбранной торговой марке товаров постройте график, где на одной оси координат отложены периоды времени, а на другой - объемы продаж товаров в натуральном или денежном выражении. В последнем случае цены должны быть одинаковыми или пересчитаны на сопоставимые цены.

3. Проанализируйте по шкале порядка выбранные торговые марки товаров.

4. Разработайте для каждой торговой марки программу маркетинговых мероприятий, способствующую либо переходу товара на наиболее привлекательный этап (например, со II на III) или задержания на определенном этапе (продление III и IV этапов).

Методика проведения занятия

I. Текущий контроль знаний по следующим вопросам:

1.Дайте основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность.

2.Укажите виды товаров-конкурентов.

3.Перечислите виды конкуренции.

4.Какие виды конкурентоспособности товаров оценивают изготовители, продавцы и потребители?

5.Перечислите критерии оценки конкурентоспособности и показатели, их характеризующие.

Решение ситуационных задач

Задача 1. Определите конкурентоспособность твердых сыров Эддам и Голландский. При проведении выставки-дегустации потребители оценивали органолептические показатели в баллах по представленной им шкале балльной оценки.

В дегустации приняли участие 300 чел. Результаты усредненной балльной оценки по органолептическим показателям, их коэффициенты весомости и цены представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты балльной оценки качества и цены сыров

Показатели Коэффициенты весомости Наименование сыров
Эдам Голландский
Вкус и запах, балл 0,45
Рисунок, балл 0,1
цвет теста, балл 0,05
Упаковка и маркировка, балл 0,05
Внешний вид, балл 0,1
Консистенция, балл 0,25
Суммарная балльная оценка 0,5 расчетные данные
Ранг ассортиментной принадлежности 0,2
Цена, руб/кг 0,2
Интегральный индекс конкурентоспособности - расчетные данные

Выявите конкурентные преимущества сыров указанных наименований. Разработайте предложения по повышению их конкурентоспособности.

Задача 2. Определите конкурентоспособность масла Вологодского и Крестьянского. Проведена дегустация образцов специалистами-дегустаторами. Полученные результаты балльной оценки (в баллах) и выявления привлекательности торговой марки (в рангах), а также цены указаны в табл.2.

Таблица 2. Балльная оценка качества, ранг привлекательности

торговой марки и цены сливочного масла

Показатели Коэффициенты весомости Наименование масла
Вологодское Крестьянское
Вкус и запах, балл 0,5
Консистенция и внешний вид, балл 0,25
Цвет, балл 0,1
Упаковка и маркировка, балл 0,15
Суммарная балльная оценка качества 0,5 расчетные данные
Ранг торговой марки 0,3
Цена, руб/кг 0,2
Интегральный индекс конкурентоспособности - расчетные данные

Выявите конкурентные преимущества сливочного масла указанных наименований. Для каких сегментов потребителей можно позиционировать каждую торговую марку?

Какие факторы влияют на формирование и поддержание потребительских предпочтений этим маркам?

Выберите наиболее эффективные методы обеспечения конкурентоспособности продвигаемых торговых марок.

Укажите, какой вид конкурентоспособности может быть определен, исходя из конкретной ситуации.

Задача 3. Рассчитайте конкурентоспособность сигарет Ява. и Winston, дегустация которых проведена аттестованными экспертами-дегустаторами предприятия-изготовителя. Результаты дегустации, оценки потребителями привлекательности торговой марки методом их опроса, а также цены показана в табл.3.

Таблица 3. Балльная оценка качества, ранг привлекательности

Показатели Коэффициенты весомости Наименование сигарет
Ява Winston
Аромат табачного дыма, балл 0,4
Вкус табачного дыма, балл 0,4
Внешний вид, балл 0,2
Суммарная балльная оценка качества 0,5 расчетные данные
Ранг привлекательности торговой марки 0,3
Цена, руб/пач. 0,2
Интегральный индекс конкурентоспособности - расчетные данные

Выявите конкурентные преимущества сигаре!: указанных наименований. Какие факторы влияют на формирование и поддержание потребительских предпочтений им? Выберите наиболее эффективные методы обеспечения конкурентоспособности продвигаемых торговых марок. Укажите, какой вид конкурентоспособности может быть определен, исходя из конкретной ситуации.

Задача 4. Определите конкурентоспособность вин Каберне и Мерло. На выставке-продаже была проведена дегустация этих вин, а также выявлены потребительские предпочтения торговых марок этих вин. Результаты приведены в табл. 4.

Таблица 4. Балльная оценка качества, ранг привлекательности

торговой марки и цены вин

Показатели Коэффициенты весомости Наименование вин
Каберне Мерло
Прозрачность, балл 0,05 0,2 0,3
Цвет, балл 0,05 0,3 0,4
Букет, балл 0,3 3,0 2,5
Вкус, балл 0,3 4,0 3,0
Типичность, балл 0,1 1,0 0,7
Сумм баллов 0,5 расчетные данные
Привлекательность торговой марки (ранг) 0,2
Цена, руб/бут. 0,2
Интегральный индекс конкурентоспособности - расчетные данные

Выявите конкурентные преимущества вин указанных наименований. Какие факторы влияют на формирование и поддержание потребительских предпочтений им? Выберите наиболее эффективные методы обеспечения конкурентоспособности продвигаемых торговых марок. Укажите, какой вид конкурентоспособности может быть определен, исходя из конкретной ситуации.

Задача 5.

Определите конкурентоспособность глазированных сырков «Веселый молочник» и «Ростикс».

Потребительская оценка этих товаров проведена путем анализа потребителем 22.04.14 сведений на маркировке перед принятием решения о покупке сырков.

Срок годности сырков - 12 суток при 4 ± 2 °С. Оба названия потребителю до этого были неизвестны, поэтому ранг привлекательности торговой марки потребитель оценивал по упаковке и маркировке (материалы упаковки, красочность ее оформления).

В результате ознакомления с маркировкой потребителем получена следующая информация (табл.5).

Таблица 5. Балльная оценка качества, ранг привлекательности

торговой марки и цены сырков

Показатели Коэффициенты весомости Наименование сырков
Веселый молочник Ростикс
Качества: жир, г/100г   21,9 16,0
белок, г/100г   10,3 12,0
углеводы, г/100г   44,8 50,0
Энергетическая ценность, ккал/100г   417,5 392,0
Дата изготовления   20.04.06 11.04.06
Упаковка и маркировка   Фольга Рисунок: рисунок корзина с ягодами и известное по другим молочным товарам изображение «Веселого молочника» Текст маркировки подробен Цвет: белый, красный, синий, бежевый Пергамент Рисунок отсутствует, только текст Цвет белый и голубой
Состав   Творог, шоколадная глазурь, ароматизатор идентичный натуральному – ваниль, фруктовый наполнитель, растительный жир, сухое обезжиренное молоко, сливочное масло, печенье, сахар, лецитин Творог, кондитерская глазурь, ванилин, лецитин, сахар, сухое молоко, сливочное масло
Цена, руб/шт.   6,0 4,5

Какой вид конкурентоспособности товаров может быть определен в указанной ситуации? Какую торговую марку сырков выберет потребитель? У какого сырка выше конкурентоспособность расчетная и прогнозируемая с учетом подкрепления товаров? Для каких сегментов потребителей целесообразно позиционировать сырки указанных торговых марок?

Аналогичные задания могут быть выполнены студентами с использованием натуральных образцов товаров-конкурентов.

Вариант 1

Методика выполнения работы:

1. Сбор информации о торговом ассортименте осуществляется в организации, в которой работает студент, с использованием внутренних источников информации (прайс-листов, каталогов и т.п.). Информация собирается за год или полгода для выявления изменений. Целесообразно провести сбор информации об ассортименте конкурирующей организации.

Студенты очной формы обучения могут собрать информацию в магазинах, расположенных недалеко друг от друга и являющихся конкурентами, а также при посещении выставок-ярмарок. В этом случае собирается информация об ассортименте 3-х конкурирующих организаций.

Студенты вечерней и заочной форм обучения, а также II высшее выполняют работу во внеаудиторное время, а на занятиях только докладывают результаты или предъявляют преподавателю в письменном виде.

Собранная информация заносится в таблицу 1 или 2 следующей формы:

Таблица 1. Данные об ассортименте товаров..............(название организации)

Перечень товаров Периоды
         

Таблица 2. Данные об ассортименте конкурирующих организаций

Перечень товаров Название обследованных организаций
Пример: Сок «Тонус» + - -
«Наша семья» - + -

Примечание: В перечне указываются товары всех организаций без повторения, факт их наличия подтверждается « + ». а при отсутствии ставится «-».

Работа может выполняться путем установления и ассортимента предоставляемых услуг, если студенты работают в сфере обслуживания.

2. Сравнительный анализ собранной информации об ассортименте товаров осуществляется путем выявления одинаковых или аналогичных товаров, их устойчивого положения, а также появления новых товаров в одной или разных обследованных организациях.

3. Определение основных направлений формирования ассортимента. В организации могут быть выявлены для разных товаров одно или несколько направлений.

Обоснование целесообразности выбора выявленных направлений изменения ассортимента, в том числе с учетом формирования конкурентных преимуществ организации.

Итогом выполненной работы должно стать заключение о рациональности ассортиментной политики организации за обследованный период времени или разных организаций-конкурентов.

Подготовка к занятию.

1.Изучите учебник М.А.Николаевой Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2014. С. 130-133.

2.Предварительный сбор необходимой информации.

Вариант 1

Методика выполнения работы

1.Сбор информации о поставщиках, посредниках и потребителях товаров определенных групп, подгрупп и видов организации (реальной или виртуальной).

2.Оформление каналов распределения по каждой товарной группе или виду товаров с помощью рисунков.

Пример оформления.

Молокозавод выпускает молоко, сметану, коровье масло и молочные

консервы.

3. Определите уровни каналов распределения и их целесообразность.

Например, для молока завод применяет 0 и 1-ый уровни каналов, а для сливочного масла - 0,1-ый и 2-ой уровни.

4. Установите направления сбытовой политики организации по объемам продаж, основания для их выбора. Дайте обоснование для их целесообразности.

5. Дайте заключение о рациональности сбытовой политики организации

6. Разработайте рекомендации по проведению маркетинговых мероприятий, необходимых для повышения эффективности сбытовой политики организации.

МДК 02.03 МАРКЕТИНГ

Методические указания по выполнению практических работ

для обучающихся на заочном отделении

по специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методика выполнения практических работ - student2.ru 2015

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.05.2014г., № 539

Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»

Разработчики: Тихонова Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Методические указания рассмотрены

на заседании ПЦК коммерческих и

товароведных дисциплин

Протокол № 1 «28» августа 2015 г.

Председатель ПЦК

__________ Л.В.Тихонова

(Подпись)

Аннотация

Методические указания по выполнению практических работ МДК 02.03. Маркетинг предназначены для обучающихся на заочном отделении по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

В методических указаниях отражается содержание практических работ в соответствии с темами модуля, предложены вопросы для самоконтроля по изучаемым темам, представлены методические рекомендации по выполнению практических работ.

В методических указаниях приведены вопросы для подготовки к промежуточной аттестации. Рекомендована литература, предназначенная для самостоятельного изучения.

Пояснительная записка

Перечень практических занятий соответствует учебной программе, а формируемые на них умения - государственным образовательным программам по указанным специальностям. При выполнении практических занятий студенты должны приобрести следующие умения:

-выявлять основные потребности, и дополнительные удовлетворяемые определенной организацией и определяющие ее миссию;

- анализировать цеповую политику организации и определять ееэффективность;

-разрабатывать, анализировать и оценивать эффективностьрекламной компании;

- проводить маркетинговые исследования рынка.

Студенты по специальности «Коммерция» дополнительно должны приобрести умения:

-оценивать конкурентоспособность товаров и/или услуг, реализуемых (оказываемых) организацией;

- разрабатывать товарную политику организации с учетом комплекса ее составных элементов;

- разрабатывать маркетинговые мероприятия, необходимые для выполнения выбранной стратегии маркетинга.

В ходе выполнения практических занятий студенты овладевают следующими методами: репродуктивным, поисковым, социологическим и аналитическим.

Результаты Выполненной на аудиторных занятиях или дома практической работы должны быть оформлены, доложены на занятии или сданы преподавателю индивидуально. Все выполненные и зачтенные работы должны быть предъявлены студентом преподавателю на экзамене и зачете.

Правила оформления работы

Работа №1 должны быть оформлена следующим образом:

- назначение темы;

- цель выполнения работы;

- название организации (конкретной или виртуальной);

- основные и дополнительные виды деятельности, выполняемые организацией;

-виды товаров, производимых и/или реализуемых организацией;

- виды оказываемых услуг или выполняемых работ организации;

-таблица 1;

-заключение (краткое обобщение и анализ выполненной самостоятельной работы);

-подпись студента и дата завершения работы.

Правильно выполненная и оформленная работа должна быть подписана, зачтена преподавателем и предъявляется ему при сдаче зачета или экзамена в комплексе с другими работами.

Методика выполнения практических работ

Наши рекомендации