Коммуникативная функция рекламы: воздействие и взаимодействие
«Если ты хочешь, чтобы люди шли за тобой - иди за ними» Лао-Цзы
Первое и основное условие осуществления коммуникативного взаимодействия между рекламой и человеком — это возникновение между ними отношений взаимозависимости. Само латинское слово соттитсо означает «делать общим», «связывать», а следовательно, реклама должна способствовать человеку в достижении каких-то его целей, потому что только при этом условии человек вступит в диалог с рекламным сообщением и как-то откликнется на него. Не только реклама должна нуждаться в человеке, но и человеку должна быть нужна реклама.
Функции рекламы в этом диалоге понятны, они вытекают из ее целей. Но что же заставляет человека просматривать рекламные разделы журналов и газет, останавливаться перед витринами, читать вывески, афиши и листовки, смотреть рекламные блоки по ТУ? Да, для рекламы он — потенциальный потребитель, который может стать конкретным покупателем. Но самого себя человек не расценивает как потенциального потребителя, он об этом вовсе не думает и обращается к рекламе совсем не для того, чтобы «оп-редметить» какую-либо свою потребность. Это задача рекламы, но не человека, воспринимающего рекламное сообщение. Так зачем же реклама человеку?
Затем, что она может помогать ему в достижении целого ряда целей.
Во-первых, она способствует получению новой информации, которая может пригодиться при разрешении каких-то жизненных, социальных или бытовых проблем, то есть достижению целей чисто познавательных. Так, к примеру, женщины хотят быть в курсе всех новинок косметики, одежды, их интересуют средства для ухода за домом, за детьми, за садом и т. д. А интерес мужчин вызывают новые марки автомобилей, средства для бритья и множество иных товаров и услуг.
Во-вторых, в рекламных сообщениях содержится информация, которая прямо или косвенно поддерживает и утверждает определенные ценности и цели самого человека или той социальной группы, к которой он принадлежит; те сведения, которые поддерживают или подтверждают его мнения по какому-либо сложному или спорному вопросу То есть реклама в некоторой степени способствует усилением позиций человека, укреплению каких-то его мнений или убеждений. Эту функцию реклама выполняет, демонстрируя аксессуары определенного стиля или образа жизни, те или иные предпочтения разных людей. Так, она может подтверждать представления врача об уровне эффективности или способах применения нового лекарства; поддержать хозяйку дома в убеждении, что она пользуется действительно качественными продуктами; утвердить ребенка во мнении о том, что витамины, которые дает ему мама, действительно самые «классные».
В-третьих, реклама предоставляет человеку возможность получения эмоциональных впечатлений, дает возможность непосредственной эмоциональной реакции или разрядки. Реклама может понравиться или не понравиться, она может вообще вызвать взрыв раздражения или возмущения, но даже в этом случае она компенсирует какую-то эмоциональную недостаточность человека и способствует реализации естественной человеческой потребности в эмоциональных впечатлениях и эмоциональных переживаниях.
В-четвертых, реклама погружает человека в определенное эстетическое поле. Красивые актеры, сочные краски, приятная музыка, дизайн товаров и интерьеров, пейзажи и животные — все это небезразлично даже для того, кто далек от эстетического восприятия окружающего мира. И все это дает эстетические переживания, так или иначе способствуя формированию вкуса и эстетических предпочтений.
И наконец,в-пятых, восприятие рекламы, как это ни удивительно, способствует возникновению состояния комфорта. Оно появляется вследствие удовольствия от получения всех предшествующих переживаний (познавательных, позиционно-престижных, эмоциональных и эстетических), а также достигается восприятием и пониманием юмора или гротеска, предугадыванием сюжетных ходов, встречей с постоянными героями рекламных кампаний или со знакомыми товарами в новой рекламной подаче, а кроме того, зависит от многих других труднообъяснимых, но вполне реальных причин, дающих человеку возможность почувствовать себя причастным к тем или иным событиям и переживаниям.
При этом человек является в общем-то пассивной стороной коммуникативного диалога, ведь это реклама первой обращается к человеку, хочет что-то ему показать, рассказать, предупредить, указать, попросить, сообщить... И точно так же, как в любых других видах взаимодействия, от нее ожидается соблюдение основного требования: отсутствия скрытых умыслов и намерений, которые могут чем-то навредить второму партнеру по коммуникации, то есть воспринимающему человеку, или кому-то третьему, непосредственно в диалог не включенному.
Это означает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Существует Кодекс норм рекламной практики Международной торговой палаты в Париже (нынешний — шестого уже по счету пересмотра от 1987 года), в разных странах существуют законы и нормативные акты, которые несколько по-разному толкуют понятие «недобросовестной рекламы», но все они едины в понимании того, что реклама не должна обманывать или вводить в заблуждение, не должна злоупотреблять доверием потребителя, не должна использовать его неопытность или недостаток знаний, не должна прямо или косвенно очернять или дискриминировать ни каких-то людей, ни другие фирмы или товары, не должна играть на чувствах страха, вины или на суевериях человека и не должна использовать в рекламных целях способы непосредственного воздействия на подсознание потребителей.
Большинство рекламных сообщений, безусловно, соответствуют этим положениям. Однако давайте попытаемся оценить с точки зрения добросовестности или недобросовестности следующую, например, рекламу
Женщина средних лет и весьма хозяйственного вида смотрит с балкона в бинокль на белье, развешенное на балконах соседнего дома. В поле бинокля попадают какие-то полузастиранные пятна, разводы и прочее на соседском белье, после чего героиня, отложив бинокль, с удовольствием смотрит на нечто белоснежное, висящее на собственном балконе, и говорит о том, что «с тех пор, как она пользуется стиральным средством «...», ее белье всегда выглядит безупречно».
Сразу возникает много вопросов относительно добросовестности подобной рекламы. Во-первых, насколько благопристойно с помощью бинокля «рыться в чужом белье»? Во-вторых, не унижает и не обижает ли всех хозяек, пользующихся другими стиральными средствами, эта реклама, намекая на то, что их белье просто не может быть по-настоящему чистым? В третьих, действительно ли настолько эффективнее всех прочих это средство «...»? Возможно, что формально, с точки зрения закона, эту рекламу нельзя обвинить в недобросовестности, но на какой же узкой грани благопристойности и достоверности она балансирует? Очень хочется еще раз вспомнить уже приведенный во второй главе этой книги плакат-напоминание Лео Барнетта: «Хорошая реклама возвышает, а не унижает. Одобряет, а не винит. Дарит, а не отбирает».
Существует целая наука информопатология, предмет которой -анализ способов преднамеренного искажения понимания сообщения. Согласно ей, основными такими способами являются:
• прямая или косвенная дезориентация (ложь или введение в заблуждение);
• сокрытие какой-то важной части информации (обман);
• воздействие на логические законы мышления (в приведенном примере выстраивается ложный с точки зрения формальной логики, но внешне убедительный силлогизм: «У других белье грязное», «Я пользуюсь средством «...», и у меня белье чистое», «Значит, у тех, кто пользуется средством «...», белье чистое»);
• побуждение к принятию решения в обход сознания. Можно попытаться с психологической точки зрения дать определение недобросовестности в рекламе, воспользовавшись анализом рекламного сообщения в двух взаимопересекающихся плоскостях: анализ мотивов и намерений передающего сообщение и выявление степени соответствия рекламной информации действительности.
При таком подходе можно выделить и охарактеризовать три типа психологически недобросовестной рекламы.
• Передача такой информации, которая приводит к заблуждению или к неполному знанию. Например, при представлении в рекламах многих лекарственных средств создается впечатление, что лечебный эффект от приема препарата абсолютно гарантирован всем и каждому, а также что, принимая его, можно уже не консультироваться с врачом. Это является косвенной дезориентацией, то есть неправильным знанием, принимаемым за истину, или введением в заблуждение.
• Сознательное искажение той истины, о которой известно рекламодателю, то есть такое рекламное сообщение, выводы из которого строятся на недостоверных или на неполностью достоверных фактах, как в приведенном примере о женщине с биноклем. Это можно считать прямой дезориентацией, то есть ложью.
• Передача информации-полуправды, провоцирующей воспринимающего рекламу человека на ошибочные выводы из достоверных фактов. Яркими примерами являются памятные всем рекламы всевозможных акционерных, холдинговых, трастовых, инвестиционных и прочих компаний, построенных по принципу пирамиды. Они обещали клиентам, что, взяв у них какую-то сумму денег, вернут им значительно больше. Реально то, что такие фирмы действительно проводили указанные операции с денежными средствами населения, но скрывание от потребителя существенной части информации о способе функционирования этих фирм и о возможностях возврата вложенных сумм и являлось тем обманом, от которого пострадали тысячи людей.
И тут мы вступаем в зону действия основного постулата коммуникации, без соблюдения которого не будет ни воздействия рекламы на человека, ни взаимодействия потребителя с рекламной информацией. Это постулат об ожидании истинности сообщения, то есть о том, что человек должен изначально в той или иной степени доверять получаемой рекламной информации и не иметь оснований сомневаться в ее истинности.
Рекламу часто к месту и не к месту называют «манипуляцией сознанием потребителя», не объясняя при этом, что такое манипуляция и какие цели она обычно преследует. Такое обвинение совершенно неправомерно, поскольку подавляющее большинство реклам являются просто сообщениями и напоминаниями о фирмах, товарах или услугах. Их с тем же основанием можно называть манипуляциями, как и актера, честно играющего свою роль перед публикой, как и библиотекаря, предлагающего читателю на выбор несколько книг, или как пасечника, предлагающего покупателю попробовать несколько сортов меда, чтобы тот мог выбрать по своему вкусу.
Повседневное общение в системе «человек-человек» строится по так называемому принципу кооперации, в соответствии с которым слушающий ожидает, что говорящий предоставит ему информацию нужную (полезную, интересную), правдивую и информативную (то есть новую, содержащую что-либо ранее не известное).
Даже перечисленные выше три типа психологически недобросовестной рекламы - дезориентация, ложь и обман - могут быть названы манипулятивными лишь в некоторых конкретных случаях, да и то с известными оговорками.
Манипуляцией же в сторогом психологичеком значении этого понятия могут быть названы лишь те рекламы, которые побуждают к принятию решения в обход сознания.
При этом если приемы прямого побуждения к принятию решения в обход сознания (все та же реклама с использованием «25-го кадра») запрещены законодательно, то приемы косвенного побуждения встречаются примерно в каждой десятой телерекламе. Речь идет о том, что называется латеральным программированием (в буквальном смысле это означает «программирование сбоку») внутреннего мира человека и понимается как структурирование его представлений, намерений, отношений и установок в интересах рекламы. Это — мужественный герой, закуривающий сигарету именно в тот момент, когда необходимо успокоиться и принять верное решение. Это - кофе «Nе5саГе», которое позволяет, оказывается, наладить отношения между сыном и отцом или погрузить девушку в состояние полного блаженства, когда заветные мечты са.\'и воплощаются в слова. Это — дезодорант, один запах которого способен оказывать магическое влияние на всех мужчин и выворачивать их шеи на 180 ° и т. д.
Латеральное программирование, осуществляемое рекламой, так или иначе подспудно навязывает человеку какие-то представления, которых раньше у него могло не быть. Оно является манипуляцией, поскольку скрыто или косвенно предлагает такие средства достижения цели, которые неявно для человека влияют на принятие им решений и осуществление намерений. При этом у человека остается ощущение самостоятельности принятия решения: ведь это он сам хочет закурить в тот момент, когда надо подумать и успокоиться; ведь это она сама выбрала из множества видов колготок именно те, в которых она «прекрасней всех на свете», хотя вроде бы даже и не собиралась их покупать, да и по цвету не очень подходят, но вот почему-то показались они ей как-то приятнее на ощупь...
Манипуляциями являются и те рекламы, которые косвенно способствуют возникновению у человека чувства вины или тревоги. Просто если в предыдущем случае манипулятивное воздействие состояло в демонстрации способов достижения желаемого результата, то в этом случае воздействие строится на демонстрации способов избегания или предотвращения результата нежелательного. Это — рекламы, демонстрирующие полчища микробов, вызывающих кариес, которых можно обезвредить только с помощью жевательной резинки определенного сорта и множество подобных реклам, которые латерально программируют представление о том, что без продемонстрированного способа защиты нежелательный результат практически неизбежен. Формально они направлены на защиту интересов потребителя, но фактически могут способствовать появлению чувства вины, тревоги или несостоятельности, если предлагаемые такой рекламой способы для человека по каким-то причинам невозможны или недоступны, о чем уже говорилось во второй главе этой книги.
Безусловно, все эти рекламы-манипуляции неподсудны в юридическом смысле, поскольку способы их воздействия являются косвенными, а не прямыми, а потому их нельзя определить как непосредственно вводящих в обман или в заблуждение. А толкование Закона о рекламе гласит, что «реклама является вводящей в заблуждение, только если она касается конкретных деталей. Заявления общего характера, например, о влиянии парфюмерии на лиц противоположного пола, не имеют такого специального содержания и потому они не охватываются запретом. Возможность введения в заблуждение существует только в том случае, если потребители, которым реклама адресована, могут поддаться на обман» (конец цитаты).
Действительно, реклама-манипуляция может сработать только в том случае, если человек не осознает, что им на самом деле манипулируют. Те же потребители, которые способны распознать манипуляцию — с той или иной долей осознанности отвергнут предлагаемую информацию, но при этом пострадает общий уровень их доверия к рекламе в целом.
Если потенциальный потребитель не будет доверять рекламе и изначально считать ее добросовестным партнером по коммуникации, то те цели, ради которых человек обращается к рекламе, просто перестанут для него существовать и никакого диалога не получится. Кто больше потеряет в результате — сложный вопрос. Но поэтому достоверность, добросовестность, доброжелагель-ность и уважение к потребителю являются первым условием взаимодействия с ним, без соблюдения которого реклама просто не выполнит своих коммуникативных функций.
Очевидно, применительно к системе коммуникации «реклама-человек», проблема доверия-недоверия рекламному сообщению должна рассматриваться все-таки с двух позиций, которые можно условно назвать объективной и субъективной.
Объективная истинность сообщения остается на совести рекламы. Это касается не только правдивости сообщаемых сведений и добросовестного (от слова «совесть») способа представления этих сведений. Если речь идет об ожидаемой достоверности сообщения, то у рядового потребителя может возникнуть ряд вопросов и претензий ко вполне добросовестным рекламам. К примеру, как именно заинтересованный в продукте потребитель должен понять, что «Мевяшк» — просто замечательный: шоколадный и питательный!»: то ли имеется в виду питательность как высокая калорийность, то ли как необходимый баланс в этом напитке витаминов и минеральных веществ? Или как именно среднестатистический мужчина должен трактовать рекламу одного одеколона, свидетельствующую, что употребление его позволит мужчине «не прилагать излишних усилий» в деле обольщения прекрасного пола? Как оценить тот факт, что именно благодаря удивительным свойствам стирального порошка можно, оказывается, достигнуть успеха в любой области деятельности, будь то торговля хот-догами, спортивные состязания, выступления по телевидению или непревзойдённый успех на выпускном бале?
Уровень же субъективной веры в истинность и достоверность сообщаемой в рекламе информации - это уже все-таки на совести каждого из нас, каждого потребителя рекламы. Если хозяйка приготовила обед на бульонных кубиках «М১1», а домашние почему-то не отметили резко возросшего уровня ее кулинарных достижений — она вправе обвинять рекламу в недобросовестности, поскольку не получила обещанного рекламой результата. Если в рекламе продемонстрировано, как непреодолимо аромат дезодоранта привлекает внимание окружающих мужчин, то девушка, купившая этот дезодорант, воспользовавшаяся им и не получившая того самого немедленного эффекта, который был обещан (и гарантирован!) рекламой — вправе считать, что реклама ее подло обманула. Хозяйка, купившая пачку молока в упаковке длительного хранения, вправе кипятить это молоко, если она не верит рекламным сообщениям о том, что продукт, хранящийся в такой упаковке, не нуждается в кипячении.
Недопустим, что в системе «реклама-человек» первый коммуникативный партнер — реклама — действительно добросовестен, достоверен, не прибегает к манипуляциям и стремится передать информацию нужную, правдивую и полезную. Как человек может в этом убедиться? На чем вообще может быть основано доверие или недоверие человека к рекламному сообщению?
Психологи одного из крупнейших в мире рекламных агентств «Дэнцу» (Япония) в 1995 году опубликовали работу, в которой были описаны три основных стиля общего отношения потребителей к рекламе:
• наивный реализм, свойственный в основном детям и подросткам, но также и определенной части взрослого населения. Это убежденность в том, что рекламная информация есть «истиной в последней инстанции», что цель рекламы — только расширить их представления и помочь точнее ориенти-
Библиотека журнала «Маркетинг и реклама» 135
Коммуникативная функция рекламы: воздействие и взаимодействие
роваться в мире товаров и услуг, а кроме того, еще и просто развлечь или отвлечь от повседневных дел. Уже сам факт того, что это же самое рекламное сообщение предназначено не только для них, а еще и для многих других людей, дает таким «наивным реалистам» ощущение причастности к какой-то общности, сопричастности настроениям, мнениям и моделям поведения других людей. Кстати, эти самые «наивные реалисты» не доверяют тем рекламам, которые строятся на ироническом тексте или контексте, у них снижена способность отличать иронию от лжи;
• логический объективизм, построенный на сопоставлении и сравнении между собой различных рекламных сообщений об одном и том же товаре, а также на поисках в рекламной информации каких-то критериев, по которым можно судить о ее полноте и достоверности.. Эти люди строят гипотезы относительно достоверности-недостоверности сообщенных сведений, ставят сами себе вопросы, отбирают известную им информацию для ответов на эти вопросы, а на основе ответов формируют собственные выводы;
• скептический субъективизм, основанный на том, что любая информация дополняется какими-то предварительными мнениями или убеждениями, на изначальной оценке рекламной информации с точки зрения ее совпадения или несовпадения с уже сложившимися представлениями, с какими-то субъективными или интуитивными предпочтениями. Такие «скептические субъективисты» негативно и без доверия оценивают такое рекламное сообщение, которое не совпадает или входит в какое-то противоречие с уже имеющимися у них установками по отношению к определенным товарам, услугам или фирмам.
Надо полагать, что все эти три стиля так или иначе и в разных пропорциях присущи любому потребителю рекламной продукции. А в основном, уверенность человека в достоверности какой-либо полученной информации и в правильности своих оценочных суждений базируется на двух способах получения этой уверенности. Первый способ — непосредственная проверка полученной рекламной информации: возможность, к примеру, самому постирать загрязненную вещь в рекламируемом стиральном порошке, убедиться в его достоинствах или недостатках, и уже на основе результатов воспринимать последующую информацию о нем как достоверную или как недостоверную. Второй способ — это так называемая социальная проверка, основанная на сборе и учете мнений других людей. Такая проверка основывается, как правило, на «собственноручном» сборе мнений, но можно предположить, что в каких-то случаях этими другими людьми могут быть и герои рекламы. Косвенно об этом свидетельствует результат исследований уровня доверия к телерекламе медицинской программы коррекции веса, проведенных Медицинским университетом Южной Каролины (США). Изучался уровень доверия потребителей к двум способам сообщения рекламной информации: разговора двух потребителей, являющегося имитацией получения информации от друзей и знакомых, и более традиционного — выступления одного человека. Оба варианта рекламы, тексты которых практически не различались, демонстрировались 136 испытуемым: одним — вариант диалога, а другим — вариант монолога. Различий по степени доверия между обоими вариантами не оказалось, но те испытуемые, которые смотрели рекламу-диалог, выразили большее стремление присоединиться к новой программе коррекции веса. Очевидно, диалог воспринимается как какая-то минимальная косвенная социальная проверка, и потому оказывается более эффективным способом воздействия. Безусловно, в любом случае социальной проверки многое зависит от степени доверия мнениям каких-то конкретных людей, но в целом позволяет прийти к какому-то заключению и вынести собственное суждение об уровне достоверности рекламы какого-либо определенного товара и об уровне достоверности рекламы в целом.
Можно утверждать, что у разных людей обший уровень доверия к рекламе по разным причинам колеблется в очень широких пределах. Этот уровень практически никогда не бывает стопроцентным, но никогда и не бывает нулевым.
Но от этого самого уровня доверия к рекламной информации во многом зависит то, насколько человек под ее влиянием способен изменять свои сложившиеся мнения о тех или иных товарах или о продукции какой-то фирмы.
Исследования, проведенные в 1994 году в Оксфорде (Англия), установили, что в тех случаях, когда информация противоречит или не соответствует каким-то убеждениям и предпочтениям человека, она может перерабатываться двумя способами. Первый из них — логико-аналитический: сопоставление такой информации со всеми предшествующими и всеми доступными сведениями по этому вопросу и на этой основе — логический вывод о том, стоит ли доверять новому сообщению и менять какие-то свои мнения и убеждения. Этот путь требует определенных усилий и наличия у потребителя соответствующей мотивации и вовлеченности. То есть вопрос о том, достоверна или недостоверна новая рекламная информация, для него по каким-то причинам должен быть важен. Если такой мотивации нет, и потребителю в общем-то достаточно безразлично, «правду или неправду ему сообщают в рекламе», то и такой невовлеченный человек все равно способен изменить свои мнения и установки, но только происходит это не логическим путем, а по типу озарения, «ага-реакции»: не доверял, имел другое мнение, но вдруг почему-то это свое мнение изменил.
В этих исследованиях людям подавали такую рекламную информацию о телевизорах различных моделей и разных фирм, которая противоречила их предварительно выясненным мнениям и убеждениям. При этом варьировали как сами сообщения (по сложности, продолжительности, уровню логичности доводов, а также по степени их аргументированности и выразительности), так и некоторые свойства источника сообщения (авторитарность, престижность, уровень убежденности и степень правдоподобия). Причем до предъявления реклам испытуемые были разделены на две группы в зависимости от степени их вовлеченности: одни собирались в скором времени покупать телевизоры, а другие — нет.
Оказалось, что высокововлеченные испытуемые использовали логико-аналитическую стратегию переработки рекламной информации, ориентируясь преимущественно на содержание сообщения, а не на характеристики его источника. Всего же 13 процентов испытуемых этой группы поменяли в результате показанной рекламы свои предшествующие установки и предпочтения.
Малововлеченные испытуемые, которых не слишком интересовала информация про те или иные достоинства разных телевизоров, оказались в целом более склонными к изменению своих предшествующих мнений - 31 процент всех испытуемых этой группы. При этом ориентировались они, в основном, на характеристики источника информации и, объясняя свои выводы, пользовались фразами типа: «Мне показалось, что...», «Я вдруг понял, что...».
Очевидно, на том факте, что малововлеченные люди склонны больше доверять источнику информации, чем ее содержательным характеристикам, основан эффект директ-маркетинга (прямого маркетинга), который по объему денежных вложений в последние десятилетия растет в развитых зарубежных странах значительно быстрее, чем объемы затрат на рекламу в средствах массовой информации. Это особый вид рыночной и рекламной деятельности, рассчитанный на установление личных взаимоотношений с клиентами и потенциальными потребителями. Он включает публичные выступления, рекомендации «из рук в руки», персональные продажи, персональное послепродажное обслуживание и т. п. На этой же склонности малововлеченных людей больше доверять прямому источнику рекламной информации держится и эффективность сетевого директ-маркетинга. Непосредственный акт коммуникации, в котором источником рекламной информации является другой человек, способен вызвать в принципе больше доверия, привести к изменениям установок и мнений, а поэтому такая прямая рекламная коммуникация и обладает большей побудительной силой.
Самый главный вывод из описанного исследования заключается в том, что под влиянием рекламы потребитель действительно способен изменять свои предшествующие взгляды, стереотипные суждения и сложившиеся мнения. То есть даже в том случае, когда рекламная информация противоречит индивидуальному опыту, человек все равно может быть вовлечен ею в коммуникативное взаимодействие. Это означает, что рекламная коммуникация — такой вид взаимодействия, в которое потребитель включается, даже сам того не желая и не замечая. Другое дело, что от уровня его доверия к рекламе, от степени его включенности и вовлеченности в диалог зависит то, насколько эффективно реклама выполнит свои информативные функции и насколько продуктивно осуществит функции коммуникативные.
Эти коммуникативные функции рекламы делятся на первичные — такие, которые присущи любому виду коммуникации вообще, и вторичные — такие, которые выполняет именно реклама как особый и своеобразный вид коммуникации.
Первичными являются следующие коммуникативные функции рекламы:
1. Непосредственно коммуникативная — передача какого-то содержательного сообщения, определенного объема информации.
2. Регулятивная — способность этой передаваемой информации как-то воздействовать на людей, каким-то образом определять и регулировать их настроения, установки и поведение.
3. Обобщающая — ведущая к появлению у человека обобщенных образов и представлений, то есть для рекламы это передача такой информации о товаре, которая имеет отношение непосредственно к обобщенной способности товара удовлетворить какую-то потребность человека. Вторичными являются такие коммуникативные функции рекламы:
1. Эмотивная — обращение к эмоциональной сфере человека, включение его в какие-то эмоциональные переживания, в эмоциональное «поле»; создание эмоционального образа, отражающего и определяющего отношение к рекламируемому товару
2. Эстетическая — включение человека в какое-то эстетическое «поле», обращение к его способности чувствовать и переживать красоту, образность, гармонию и стиль, на основе которых должен быть сформирован целостный эстетический образ товара.
3. Контактирующая — сам факт обращения рекламы к воспринимающему ее человеку, за которым стоит признание его достойным партнером в коммуникативном взаимодействии. Во многом именно эта функция способствует переживанию человеком того чувства комфорта при восприятии рекламы, о котором упоминалось ранее. Любая реклама явно или неявно содержит обращение к каждому из воспринимающих ее людей: «Мы хотим рассказать вам о...», «Знаете ли Вы, что...?», «Хотите ли Вы...?». Усиление этого контекста рекламы — один из способов повышения уровня ее коммуникативного воздействия.
4. Магическая — введение воспринимающего человека в мир, в котором происходят какие-то непредсказуемые события, превращения, взаимодействия и коллизии. Мир людей и вещей, в котором законы и правила отличаются от обыденных, мир, в котором могут происходить самые невероятные, непонятные и неожиданные с точки зрения привычных представлений вещи. Реклама — это «Зазеркалье», где все вроде бы и не всерьез, где все достаточно условно, но за всем этим стоит нечто вполне реальное и серьезное.
5. Ориентирующая — направленная на удовлетворение простого человеческого любопытства, интереса к «подглядыванию в замочную скважину» и к выяснению того, «как бывает у других». Из рекламы можно узнать и детали одежды «настоящего ковбоя «Мальборо», и как выглядят кусты, на которых растет кофе, и каким материалом обтянуты сидения в роскошном автомобиле, и то, какие подарки где-то дарят на день рождения, и массу всяких других интересующих конкретного человека вещей.
6. Номинативная (терминологическая) — состоящая в том, что посредством рекламы товар получает наименование, название, определение, которое отличает его в сознании человека от всех других, в том числе и подобных, товаров. Это своего рода функция «навешивания ярлыка», некая маркировка, помогающая отличить один тсдар от другого.
Рекламе приходится осуществлять и основные первичные и специфические вторичные коммуникативные функции в весьма своеобразных условиях. Реклама является видом массовой коммуникации и потому доходит до человека через средства массовой информации. При таком способе передачи информации, в отличие от обычного общения «человек-человек», источники сообщения (рекламодатель, рекламист-исполнитель, распространитель рекламы) не находятся в непосредственном физическом контакте с получателем сообщения. В качестве получателя сообщения выступает отделенная от источника пространством и временем массовая аудитория.
Рекламное сообщение всегда адресовано не конкретным личностям, а аудитории. При этом принято различать аудиторию потенциальную (или целевую), которая определяется количеством людей, интересы которых ориентированы относительно данной рекламной продукции, и аудиторию реальную — ту часть потенциальной аудитории, которая фактически вступает в контакт с рекламным сообщением, да плюс еще ту часть людей, которые вступают в контакт, но для которых данное рекламное сообщение не представляет потенциального интереса.
Та часть потенциальной аудитории, которая не встретилась с интересующей ее рекламной информацией и не стала аудиторией реальной, — должна винить в этом источники сообщения, то есть цепочку рекламодатель -» исполнитель -* распространитель, хотя реальные потери и убытки терпит только тот, кто оплачивает рекламную акцию. Чем шире круг реальной аудитории - тем выше практическая отдача от рекламного сообщения, ощутимее экономический эффект рекламной кампании, но тем выше и уровень затрат. Однако при этом необходим учет того простого и всем понятного факта, что реальная аудитория характеризуется, прежде всего, огромными индивидуальными различиями и в степени доверия к рекламе, и в возможностях восприятия и переработки рекламной информации, и в амплитуде разброса уровня вовлеченности в нее. Поэтому оптимальный путь - максимум экономического эффекта при минимуме затрат - это предъявление рекламного сообщения только в его потенциальной аудитории.
И здесь реклама находится в более тяжелом и невыгодном положении, чем другие виды массовых коммуникаций. Так, люди, не интересующиеся какой-либо радио- или телепередачей, просто не включают в соответствующее время телевизор или выключают радио; мужчины, не интересующиеся женскими проблемами, не станут даже листать женские журналы; дети не обратят внимания на «серьезные» газеты; женщины «не заметят» журналов или книг сугубо технического содержания; обычные пенсионеры не станут интересоваться информацией об услугах крупных коммерческих банков и т. д. Но все они практически с одинаковой вероятностью могут оказаться реальной аудиторией одного и того же рекламного сообщения. К сожалению, сами рекламы и рекламоносители часто не ориентированы на свою потенциальную, то есть заинтересованную, вовлеченную, аудиторию, а действуют по принципу «закинуть сеть пошире». Но расширение реальной аудитории вовсе не обязательно означает, что в ней окажется больше потенциальных потребителей рекламируемого товара.
Конечно, в идеале каждое рекламное сообщение должно попадаться на глаза (или на слух) только тем, кому оно действительно адресовано, то есть только своей потенциальной, целевой аудитории. Но поскольку это практически невозможно, то желательно, чтобы каждое из них имело какие-то маркеры - выделяющие признаки, определители, ограничители. Безусловно, в первую очередь это зависит от того, какой именно товар представляет данная реклама, потому что если пищевые продукты или напитки имеют очень широкую потенциальную аудиторию, то для сельскохозяйственной техники или женских гигиенических тампонов потенциальная аудитория будет значительно сужена.
То есть первоначально сам товар уже как бы диктует и предопределяет размеры своей потенциальной аудитории, тот или иной процент от общего числа всех потребителей. Перед тем, как приступить к созданию адресно направленной рекламы, рекламист должен знать ответы на три основных вопроса: каков контингент потенциальных покупателей этого товара? каковы индивидуально-типологические и социально-типические характеристики потенциальных покупателей этого товара? каковы особенности потребительского поведения основных покупателей этого товара? Ответы на эти три вопроса должны реально учитываться рекламодателями и распространителями рекламы, и именно этими ответами должны определяться место и время осуществления коммуникации. Форма же и содержание рекламного сообщения должны строиться в соответствии с теми индивидуальными и со