Средства,затраченные на достижения результата
СОДЕРЖАНИЕ
1 (редис.типе редактора . Предисловие автора ... . ..... .
1лава первая.
Психологическое воздействие рекламы
я ее психологическая эффективность ..................
Что такое вочдсиствие и к.]к можно оиенть '-то успешное г^
Н едос гатк 11 м одел и А 1 ,\ 1 Г -)А.
С чем имеет дело человек, когда сталкивается с рекламоц
Образ товара и его содержательные харакгерпстнкн.
Чем определяется уровеш, нснхо-югнческгп :)фф<-'кт;1иш^г;1 рек
Глава вторая. Реклама как объект психологического анализа .............
Потребности человека, его мотивы и мотивировки. Что такое реклама с точки )рсния психо ло] ни
и какова ее основная функция. Почему и каким обраюм она способна ока лежать и пинии- 11.1 чг ;
(лава третья.
Психологические процессы, обеспечивающие
эффективность воздействия рекламы .. .. ...
Виды рекламы и их снецифическш; различии
Глава четвертая. Ннформ.нивная функция реклам!,!:
формирование оораза юнар.)
Три типа информации, передаваемой в рекламном сообщении. Синтактическая информация: синтактические «алфавиты», важнейшие синтакты и уровни информационной размерности. Семантическая информация: понимание сообщения и формирование
образа товара. Прагматическая информация: чем определяется полезность или
бесполезность рекламного сообщения и его побудительная сила.
Глава пятая. Коммуникативная функция рекламы:
воздействие и взаимодействие...................................................
Зачем человеку нужна реклама.
Основной постулат коммуникации.
От чего зависит доверие или недоверие к рекламному сообщению и три типа психологически недобросовестной рекламы.
Коммуникативные функции рекламы.
Потенциальная (целевая) и реальная аудитории.
Способы адресации рекламного сообщения.
Типы ценностной аргументации и их специфические особенности.
Основные законы эффективной коммуникации: закон о тождестве языков, закон об идентификации с партнером и закон о необходимости здравого смысла.
Глава шестая. Реклама как социально-психологичекий феномен.......
Рекламная субкультура и ее основные признаки.
«Человек рекламный» и его образ мира.
Мир вещей и мир людей: реклама как социальная реальность.
Рекомендуемая литература. Предметный указатель .......
207 209
Предисловие редактора
Мы познакомились с Татьяной Исаевной Краско в начале 1998 года. Если я не ошибаюсь, ее заинтересовала какая-то публикация в журнале «Маркетинг и реклама», и она позвонила в редакцию. При этом она совсем не разделяла точку зрения, которая в статье отстаивалась. В то время кандидат психологических наук Т. И. Краско работала старшим научным сотрудником Украинского научно-исследовательского института клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии. Результатом нашего знакомства было то, что журнал «Маркетинг и реклама» получил одного из своих наиболее ярких авторов. Уже первая статья Татьяны Краско «Реклама как социальная реальность» стала заметным явлением и вызвала множество откликов. Среди подобных материалов нашего научно-практического издания статью отличало интересное, даже, можно сказать, художествень^ое изложение, легкий, понятный язык. Кроме наличия известного литературного таланта, для такой «легкости» необходимо доскональное знание проблемы. В лице автора соединились компетентный психолог и специалист по маркетинговым коммуникациям.
Можно отметить еще одну интересную деталь. В то время (впрочем, и сейчас тоже) считалось чуть ли не хорошим тоном высказать всю глубину своей ненависти к рекламе. В противовес такому стереотипу Татьяна Исаевна открыто демонстрировала симпатию к этому социально-психологическому феномену Более того, в своей статье «Поговорим о странностях любви к рекламе» она аргументирование доказала, что нелюбовь к рекламе нашими гражданами больше декларируется, нежели объективно существует.
Судьба распорядилась таким образом, что Т. И. Краско сегодня проживает за рубежом. Сейчас она — сотрудник отделения Фонда Джорджа Сороса, эксперт Ореп §ос1е1у 1п5иШ1е в Рамат-Гане (Израиль). В то же время ее желание издать книгу именно в Украине осталось неизменным, и мы сегодня имеем возможность прочесть это издание.
Итак, несколько слов о самой книге. В последнее время издания по психологии рекламы перестали быть библиографической редкостью. Чем же отличается книга, которую Вы держите в руках, от предыдущих? На мой взгляд, таких принципиальных отличий несколько.
Во-первых, Т. И. Краско в своем анализе, помимо владения теорией психологии, демонстрирует достаточно глубокое знание основ маркетинга, что встречается очень редко. Владение же теорией маркетинга позволяет автору, в свою очередь, более полно реализовать свой потенциал ученого-психолога.
Во-вторых, Татьяна Краско берет на себя смелость отойти от сухого теоретизирования и рассматривает именно практический аспект психологии рекламы. Мало кто из специалистов решается вплотную затронуть такую «скользкую» проблему, как эффективность рекламы. А ведь решение проблем роста эффективности рекламы лежит именно в сфере психологии. От того, насколько сильными будут психологические установки получателя рекламы относительно образа рекламируемого товара, напрямую зависит и коммуникативная, и экономическая эффективность рекламы. Говорить о том, что сегодня — это проблема № 1 в практике рекламы, наверное, излишне.
В-третьих, книга действительно написана легким, хорошим литературным языком. Она может быть прочитана, что называется, на едином дыхании. Это выгодно отличает ее от многих работ психологов, перегружающих изложение множеством специальных терминов. Между тем, популярность изложения материала ни в коей мере не идет в ущерб общему высокому научному уровню книги. Очередной раз доказывается мудрость афоризма: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Впрочем, уважаемый читатель имеет возможность сам убедиться в правильности (или неправильности) моего мнения. Поэтому не буду отвлекать Вас более от увлекательного и, я уверен,полезного чтения.
Главный редактор Украинского профессионального журнала «Маркетинг и реклама», канд. экон. наук, доцент Е.В. Ромат
Предисловие автора
Легче написать десять хороших сонетов, чем одну эффективную рекламу.
Олдос Хаксли
В недалеком прошлом в каждом городе нашей некогда необъятной страны вам непременно встретились бы три — не знаю как и назвать их: лозунга? плаката? призыва? — которые были уже настолько привычными, что не только не привлекали внимания, но и не вызывали тех наивных вопросов, которыми хочется задаться теперь.
в;
«Летайте самолетами Аэрофлота!» А на чем еще можно летать, если нет ни других авиакомпаний, ни собственных крыльев? И почему нигде не написано, например: «Ездите автобусами 15-го маршрута!»?
«Храните деньги в Сберегательной кассе!» А зачем вообще их хранить? А почему надо хранить их там, а не в другом месте?
«Покупайте билеты денежно-вещевой лотереи!» А зачем мне покупать эти билеты? А почему нигде не написано: «Покупайте билеты в кино!»?
К кому и зачем были обращены эти призывы, написанные как бы единой рукой и содержащие глаголы лишь в повелительном наклонении? Какую цель они преследовали, а главное, какого результата достигали?
Наверное, лишь одного: приехав в чужой город и столкнувшись взглядом со столь знакомыми призывами на стенах чужих домов незнакомых улиц, человек испытывал облегчение и ощущал себя комфортнее от встречи с чем-то до боли родным и привычным.
Теперь-то мы знаем, что эти лозунги-призывы были рекламными сообщениями. А еще точнее, прарекламными, поскольку от той рекламы, которую мы сегодня видим и слышим, они отличаются, примерно, как топор от станка.
За несколько лет наше общество преодолело путь от товарного дефицита к дефициту торговому - и мы оказались в мире, наполненном рекламой.
Но, сталкиваясь с год от года растущим валом рекламной продукции и признавая неоспоримое совершенствование ее художественных и технических возможностей, невозможно не удивляться тому, что уровень действенности, полезности, адресности и эффективности рекламных сообщений со времен «Летайте самолетами...» вырос не очень-то и существенно. Основная разница — в почти полном исчезновении глаголов повелительного наклонения, в более уважительном отношении к нам, покупателям и потребителям, в появлении творческого отношения к созданию и подаче рекламы.
Этот творческий подход к проведению рекламных кампаний и к созданию рекламных сообщений является по существу подходом авторским, где авторы — люди самых разных профессий: дизайнеры, менеджеры, компьютерщики, художники, журналисты и т. д. Но их оригинальные и яркие идеи, будучи воплощенными в конкретные рекламные акции, зачастую оказываются весьма и весьма малоэффективными, особенно если вспомнить, следующее:
Эффективность = (всего чего угодно, в т. ч. и рекламы)
Полученный результат
Глава 1
Пифагор
Целью и результатом любого воздействия всегда является какое-то изменение ранее существующего состояния. Результатом позитивного воздействия рекламы можно считать появление у человека каких-то новых представлений, эмоций, установок, желаний или побуждений, связанных с рекламируемым товаром. Безусловно, понятие «товар» здесь и далее употребляется в очень широком контексте: рекламировать ведь можно и пищевые продукты, и промышленные товары, и знания, и организации, и услуги, и путешествия, и конкретных людей, и социальные идеи, и многое другое, включая самого себя. Успешность такого воздействия всегда будет определяться отношением достигнутой цели — к поставленной цели. Когда речь идет о воздействии рекламы на человека, то поставленной целью, как правило, является создание и сохранение интереса к товару, ведущее к его приобретению. А вот что может считаться достигнутой целью? При создании рекламы обычно опираются именно на поставленную цель, однако после того как реклама создана и «запущена в действие», практически невозможно определить достигла ли она этой цели, явилось ли рекламное воздействие по-настоящему эффективным или изменения объемов продаж обусловлены какими-то другими обстоятельствами. С одной стороны, реклама может нравиться потребителю, вызывать у него интерес и положительные эмоции, но товар хорошо расходится лишь тогда, когда в нем есть реальная потребность. Реклама мороженого в разгар зимних холодов не сможет существенно поднять объем его продаж, а реклама суперавтомобиля, скорее всего, не приведет к тому, что его станут приобретать представители малообеспеченных слоев населения. С другой стороны, хорошо известен и понятен тот факт, что необходимый людям товар в больших количествах расходится и без всякой рекламы.
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Воспринимается как фон
Даже при простом изображении обычных геометрических фигур - восприятие второго круга затруднено: он воспринимается как фон, а не как фигура.
Синтакт выпуклости — способствует восприятию фигуры, а синтакт вогнутости — фона.
Глава 5
Глава 6
Иоганн Готтлиб Фихте
Специалисты подсчитали, что средний человек за год сталкивается примерно с полутора тысячами новых рекламных сообщений. Каждое из них — отдельное и независимое, а все вместе они образуют пеструю мозаику, каждый из фрагментов которой находится на случайном месте. Как ни вглядывайся в эту мозаику, никакого продуманного узора в ней не проследишь и никаких взаимосвязей отдельных фрагментов не отыщешь.
Рекламная субкультура — это вообще любопытнейшее явление, в котором органически сосуществуют условность театра, выразительность плаката, реализм газетного репортажа, экспрессивность клоунады, интимность камерного общения-диалога, динамичность мультипликации, эстетика кино и эмоциональная напряженность человеческих отношений. Она имеет весьма своеобразный язык и особые выразительные средства — преобладание диалогических форм общения с миром вещей, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность и фрагментарность рекламного пространства, сиюминутность переживания времени, ощущение причастности ко всей общности людей, которые воспринимают то же самое рекламное сообщение...
А ведь реклам, с которыми постоянно сталкивается человек, гораздо больше, чем полторы тысячи в год, ведь подавляющее большинство из них повторяются неоднократно в газетах, журналах, по радио или на ТУ, а другие - щиты, троллы, листовки, наклейки, этикетки, плакаты, реклама в салонах и на бортах транспортных средств — неделями и месяцами находятся на одних и тех же местах. Получается, что каждый из нас постоянно находится «внутри» этой самой рекламной субкультуры, «внутри» огромного массива разнообразнейшей рекламной информации.
Знаете ли вы, откуда вообще взялось слово «реклама»? Латинское гес1атаге означает «кричать», «выкрикивать с целью привлечения внимания». Как же влияет этот хор кричащих вразнобой голосов на всех нас вместе и на каждого из нас в отдельности?
Давайте представим себе гипотетического «человека рекламного» — такого себе Ьото гес1ати5, который всю информацию об окружающем мире черпал бы исключительно из рекламных сообщений? Каким бы был его образ мира, то есть какою была бы его целостная система представлений об окружающем и об окружающих? Какие индивидуально-психологические черты, свойства и качества сформировались бы у него?
Для этого сначала надо понять, какие именно особенности рекламной субкультуры предопределили бы его способы мироощущения и мировосприятия.
Во-первых, в мире рекламы различные предметы, образы и явления существуют вне их взаимозависимостей, то есть в виде случайной мозаики вещей, людей и событий, находящихся в связях случайных или вероятностных, но не в причинно-следственных. То есть мир рекламы является прежде всего миром метафизическим.
Во-вторых, в рекламной субкультуре отсутствуют четкие границы между миром вещей и миром людей, между человеком и всем тем, что его окружает. Любое рекламное сообщение — это явное или неявное обращение к человеку, и тем самым оно подразумевает факт его присутствия в качестве соучастника всего происходящего. Но не просто соучастника, а того, ради которого и во имя которого все эти рекламные действия и разворачиваются. Одно дело, когда ты просто любуешься пейзажем, и совсем другое, когда ты знаешь, что тебе его показывают специально, с какой-то целью, что он может для тебя что-то значить. Человек, к которому обращена реклама, оказывается условно «встроенным» в любой рекламный контекст: если говорится о растении, то имеется в виду не растение как самостоятельная ценность, а его способность дать человеку пищу или лекарства; если о техническом устройстве — способность как-то облегчить или изменить жизнь человека; если в рекламе участвуют какие-то люди, то они выполняют в ней только служебные роли — демонстраторов или информаторов.
Кроме того, в рекламе значительно сильнее, чем в других видах массовой коммуникации слиты воедино содержательная и эмоциональная информация. Информативный ряд подается через какие-то специальные семантические, экспрессивные или художественные образы, да и сами товары существуют лишь как образы реальных вещей. Реклама всегда где-то посередине между газетным репортажем (в основном, содержательная информация) и полотном художника-абстракциониста (в основном, информация эмоциональная).
И все эти особенности, формирующие совершенно определенный тип восприятия и мышления, сближают мир рекламы с миром мифа, сознание «человека рекламного» с сознанием мифологическим.
Под влиянием рекламы формируются целостные представления и системы социальных норм, которые поддерживают и поощряют у нашего «человека рекламного» определенные формы активности и способы поведения, способствуют появлению у него совершенно определенного отношения ко всему, что его окружает. Эти представления и нормы, задаваемые рекламной субкультурой, не только формируют, но и своеобразно деформируют образ мира «человека рекламного».
Его образ мира предполагает восприятие и вещей и людей исключительно в качестве способов удовлетворения собственных потребностей или в качестве средств для достижения прагматических или чисто утилитарных целей. Поэтому «человек рекламный» будет воспринимать только какие-то внешние, чисто формальные признаки любых событий и явлений, а потому он будет очень категорично судить обо всем на свете исключительно с позиций нравится — не нравится, нужно — не нужно. Это именно им, «человеком рекламным», создана известная надпись на надгробном памятнике самоубийце: »3десь покоится такой-то. Он застрелился из револьвера системы «Кольт» — лучшего оружия Для этой цели».
Он будет нечувствительным к восприятию полутонов и нюансов человеческих взаимоотношений, будет несомневающимся, самодостаточным и уверенным в наличии готового решения любой сложной проблемы, но вместе с тем — полностью зависимым от изменяющихся внешних обстоятельств.
Его представления о свойствах окружающего мира будут строиться исключительно на эвристической доступности (см. третью главу) тех или иных конкретных сведений или событий. А это неизбежно приведет «человека рекламного» к неправильным оценкам текущих событий и к неверным прогнозам их последствий.
Образ мира нашего гипотетического героя будет ориентировать его на получение быстрого прагматического результата, а не на достижение какой-то внутренней цели. А достижение результата отличается от достижения цели тем, что в процессе его не формируется собственный внутренний опыт достижения целей...
Все это было бы, если бы в основание образа мира закладывались исключительно образы рекламы. Но реальный человек живет в реальном, а не в рекламном мире, а потому и умеет судить не только по меркам своих представлений о вещах — но и по мерке самих вещей. «Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими», — говорил Марк Юлий Цицерон, и поэтому, даже постоянно находясь «внутри» мозаичной рекламной субкультуры, человек приводит в соответствие между собой не идеальные образы и картины мира, задаваемые рекламой, а разные части своего реального индивидуального опыта.
У каждого человека сформированы определенные индивидуально-психологические и социально-психологические фильтры, которые что-то пропускают через себя, а что-то делают для человека «невидимым». Это «невидимое» что-то или не обладает ценностью с точки зрения того реального мира, в котором человек живет, или просто является для него вредным. Так, к примеру, вредной для человека является избыточность рекламной информации. Когда десять реклам предлагают десять различных сортов необходимого ему в данный момент стирального порошка, каждый из которых «лучше всех других», то, если человек не сделает достаточно быстрого и «отсекающего» иные варианты выбора, нерешенность или неопределенность даже такой несложной проблемы может породить у него тревогу и неприятные эмоциональные переживания. Вольно или невольно, сознательно или неосознано —
человек вынужден защищаться от рекламы. Поэтому в определенный момент времени выбирается только одна из возможных альтернатив, а информация об остальных тем самым становится избыточной, ненужной и просто «вредной» и потому через фильтры индивидуального сознания не пропускается. Рекламы остальных стиральных средств становятся для него «недостоверными», «неинтересными», «ненужными» или любыми другими «не».
Благодаря этому и множеству иных психологических механизмов, любая рекламная информация фильтруется через сознание, и большая часть ее через эти защитные фильтры не проходит. Поскольку человеку некуда деться от влияния на него рекламы, он и вырабатывает какие-то свои «принципы мирного сосуществования» с рекламной субкультурой. Именно вследствие этого, по уже известному нам высказыванию одного крупного предпринимателя, «половина рекламных денег растрачивается впустую, знать бы еще, какая именно половина». Это прискорбный факт для заказчиков и создателей рекламы, но отрадный для общества в целом и для каждого отдельного человека в частности, поскольку иначе его образ мира действительно претерпел бы существенные изменения.
Метафизический и мифологизированный рекламный мир является, тем не менее, социальной, экономической и психологической реальностью, поскольку «вторая половина рекламных денег», которая растрачивается не впустую, оказывает реальное воздействие на людей и влияет на формирование субъективного опыта каждого человека.
Существование подобного реального влияния на опыт, представления и поведение не требует специальных доказательств. Об этом, помимо коммерческих эффектов рекламы, косвенно свидетельствуют хотя бы факты запрета или осуждения отдельных видов реклам или реклам определенных товаров. Так, в 1990 г. несколько американских штатов приняли запрет на такие рекламы радиотелефонов, в которых демонстрируется удобство их для водителей автомашин: возможность править одной рукой, держа в другой телефонную трубку Запрет исходил из того, что это снижает безопасность движения, поскольку далеко не все могут распределять свое внимание между дорогой и разговором. Парадоксальность ситуации заключается в том, что был принят не запрет на разговоры по радиотелефону во время езды, что в значительно большей степени способствовало бы безопасности, а запрет на показ этой ситуации в рекламных целях. Сам факт формулировки такого запрета, в котором подобная реклама была признана «вызывающей у зрителя позитивную установку на процесс использования радиотелефонов во время управления машиной», свидетельствует о реальном уровне воздействия рекламы на формирование у людей определенных установок и форм поведения.
Об этом же свидетельствует факт, отмеченный израильскими психологами. Сотрудники одного из Центров семейной психотерапии в газетной статье отметили тенденцию последних лет демонстрировать в рекламах детских товаров так называемый «регулятивный» стиль общения матерей с детьми: уверенность матери, что ребенок должен приспосабливаться к ней, что она «лучше знает», что именно нужно сыну или дочери. Этому стилю, считают психологи, в рекламах должен быть противопоставлен стиль «фасилитативный» (от английского ГасШ1а1е -«облегчать»), при котором мать приспосабливается ко вкусам, желаниям и предпочтениям ребенка.
А в Голландии психологи с тревогой отметили отдельные тенденции реклам последнего десятилетия, такие как тяготение рекламной информации к упрощенности, поляризации мнений, оперированию понятиями «это хорошо» или «это плохо», росту числа реклам с модальностью долженствования («Вы должны купить...»). Кроме того, как самые негативные были оценены тенденции подчеркивать в рекламах различия вкусов и потребностей различных социальных групп («Мы это любим, а они — не любят») и демонстрировать в рекламных роликах сюжеты, в которых конфликт является способом разрешения противоречий во вкусах и мнениях. Авторы исследования обратились к правительству с просьбой о внесении соответствующих ограничительных или запретительных формулировок в закон этой страны о рекламе.
Очень любопытные изменения, вызванные влиянием рекламы на потребительские ориентации, отметили американские психологи. Объектом их основного исследования, были некоторые критерии выбора товаров: зависимость выбора от цен и от того, из каких источников потребитель получил деньги на покупку, а одним из направлений — влияние скидок и льгот на активизацию желания приобрести товар. Один из разделов их работы называется «Растрачиваемость неожиданно полученных денег: 1970,1980 и 1990 годы». Они исходили из предположения, что предоставленная скидка психологически как бы равноценна неожиданному вручению человеку какой-то наличной суммы и что неожиданно или из неожиданного источника полученные деньги люди тратят с большей готовностью и легкостью, чем деньги, полученные в виде ожидаемых поступлений. Пользуясь этими представлениями о скидках, американские исследователи смоделировали ситуацию следующим образом: перед входом на стадион, на котором проходил баскетбольный матч, случайной группе мужчин неожиданно для них выдавали талон, дающий право бесплатно приобрести на стадионе любые товары или услуги на общую сумму в пять долларов. Проводилось это в 1970, 1980 и 1990 годах на одном и том же стадионе и в одно и то же время года. Каждый раз контролировали траты, произведенные за время пребывания на стадионе этими мужчинами и контрольной группой других мужчин, которым подобной скидки не давали.
Оказалось, что если в 1970 году мужчины обеих групп тратили примерно по 3-5 долларов за время матча, то в 1980 году те из них, которые неожиданно получили «бесплатные» пять долларов, потратили на стадионе по 7-10 долларов каждый, а в 1990 году — в среднем по 12-15 долларов каждый, тогда как траты контрольной группы в среднем составили 4-6 долларов с человека. Таким образом, чистый доход хозяев стадиона составил по 7-10 долларов от тех мужчин, которые неожиданно получили пятидолларовую скидку, и по 4-6 долларов от тех, кто ее не получил. Помимо вывода об экономической и психологической эффективности системы скидок, был сделан и вывод об изменениях представлений и установок американских потребителей за прошедшие двадцать лет: то, что раньше воспринималось с недоверием и сомнениями, теперь стало восприниматься людьми как должное, что приводит к более легкому отношению к неожиданно полученным деньгам и к возрастанию эффективности системы скидок в целом. Американские исследователи объясняют эти изменения в представлениях людей именно влиянием рекламы в целом, поскольку за это время такой прием привлечения внимания к товарам и активизации их сбыта стал одним из ведущих приемов рекламных кампаний.
Все это свидетельствует о реальных возможностях рекламы влиять на формирование субъективного опыта человека. Другой вопрос — как именно реклама формирует этот самый субъективный опыт, ведь люди, в отличие от зеркал или фотоаппаратов, далеко не всегда одинаково воспринимают и оценивают события и явления, а тем более информацию о них. Тем не менее реклама как социально-психологическая реальность оказывает значительное влияние на формирование субъективного опыта, поскольку она становится для современного человека непременным продолжением его естественных контактов с другими людьми и воспроизводит, о чем мы уже говорили в предыдущей главе, структуру межличностного общения.
Социально-психологической функцией рекламы является ее способность сформировать в каждом из нас какие-то определенные социальные ориентации, то есть комплексы знаний и представлений, которые систематизированы относительно наших потребностей и существующих вокруг нас способов-условий их удовлетворения. В соответствии с этими ориентациями формируются определенные ценностные представления и схемы действий, являющиеся на самом деле шаблонами, которые предлагаются человеку для решения каких-то его задач и удовлетворения каких-то его насущных потребностей. А уже в соответствии с этими представлениями и шаблонами, каждому из нас определенные вещи, явления и обстоятельства кажутся более значимыми или более необходимыми, чем все остальные.
Поэтому реклама, будучи неизбежно включенной в структуру межличностного общения современного человека, так или иначе оказывает влияние на его образ мира, внедряет в наши представления о мире элементы тех представлений, которые свойственны «человеку рекламному». В общей картине мира современного человека присутствуют и сформированные рекламой «картинки мира», влияющие в определенной мере на восприятие и понимание нами социальной реальности и дающие нам готовые схемы решения каких-то задач. И хотя каждый человек усваивает подобные социальные схемы по-своему и применяет их, исходя из своего личного опыта, в целом их влияние на поведение людей весьма значительно. Все мы немножко «человеки рекламные», и само по себе это ни хорошо ни плохо, поскольку выполняет объективно необходимую функцию, позволяя нам быстрее, проще и достаточно надежно ориентироваться в способах и условиях удовлетворения своих потребностей. Процесс «опредмечивания» потребностей человека через рекламу можно сравнить с устройством грубой настройки в таких приборах, как микроскоп или телескоп, наряду с которым обязательно существует и устройство тонкой настройки, в качестве которого выступают гибкие индивидуально-психологические и социально-психологические механизмы, в конечном счете, определяющие процессы принятия решения.
И хотя реклама есть «устройство грубой настройки», она должна достаточно гибко определять и отражать наличие тех объектов, предметов и явлений, то есть тех товаров, на которые человек может ориентироваться для удовлетворения своих потребностей и реализации своих целей. А потому реклама, будучи посредником между миром товаров и миром тех человеческих потребностей, которые могут быть этими товарами удовлетворены, является как бы двухсторонним зеркалом, одна сторона которого отражает изменения, происходящие в «вещном» мире товаров, а другая — реальные сдвиги, происходящие в мире человеческих потребностей и ценностей.
Такие произошедшие за последние тридцать лет сдвиги ценностных ориентации людей, на которые должна быть направлена рекламная коммуникация, для того чтобы ее воздействие на человека было более результативным, изучались французскими психологами. Методологически их исследование было безупречным, поскольку включало тридцатилетнее изучение изменений структуры ведущих ценностей жителей пяти европейских стран с помощью специальных психодиагностических методик, а параллельно изучался массив рекламной информации тех же стран за тот же период. На самом деле исследование это является непрерывным и продолжается по сей день, но промежуточные его результаты дают немало оснований для прослеживания тенденций и закономерностей.
Реклама с весьма незначительным отставанием во времени реально ориентируется на сдвиги ценностных ориентации потенциальных потребителей. Так, если из сорока изучаемых возможных ценностей ведущими для большинства жителей пяти европейских стран тридцать лет назад являлись ценности и потребности, связанные с семьей, социальным престижем отдельных ее членов и семьи в целом, а также с этническими, национальными или идеологическими воззрениями, то в последнее десятилетие ведущими ценностями, определяющими поведение, выбор и направленность активности, оказались ценности и потребности, связанные с индивидуальным развитием, чувством собственного достоинства и установлением более доверительных контактов с другими людьми. При этом в течение всего периода исследования реклама в целом, то есть реклама как социально-психологический феномен, являлась добросовестным зеркалом изменений, происходящих в сознании людей, отражающим сдвиги ценностного сознания большинства потенциальных потребителей.
Подобные, хотя и не такие объемные и долговременные исследования, постоянно проводятся во многих странах.
Так в Бонне (Германия) в 1990 году проводился специальный анализ сравнения основных сюжетных образцов и моделей взаимоотношений между супругами. При этом анализировались сто рекламных сюжетов 1960 — 1965 и сто рекламных сюжетов 1985 — 1990 годов. Оказалось, что в старых сюжетах демонстрировались положительные картины гармоничных и непротиворечивых взаимоотношений, единство желаний и эмоциональных оценок супругов. Рекламы строились, в основном, на демонстрации «мира и лада» в семье, который существовал вследствие разделенных по-требностных предпочтений. В более поздних рекламных сюжетах прослеживалась тенденция к показу или описанию конфликтных ситуаций, ситуаций несогласия или непонимания, которые возникали вследствие разнящихся желаний или по-разному понимаемых способов достижения каких-то целей. При этом роль проводника новых идей, сторонника наиболее эффективного и современного способа удовлетворения потребностей отводилась более активному и энергичному из супругов, независимо от того, женщина это или мужчина.
А вот в Австралии, где в 1991 году были проанализированы 450 телевизионных рекламных сюжетов за десять последних лет, оказалось, что полоролевые стереотипы поведения рекламных героев за это время не изменились, что было признано фактом, реально отражающим отсутствие существенных изменений отношений между супругами в австралийских семьях. В австралийских телерекламах 1980 — 1990 годов мужчина традиционно был представлен как авторитетный эксперт и более активный проводник новых и современных способов удовлетворения потребностей всех членов семьи. Женские функции в рекламных телероликах сводились, в основном, к выражению эмоциональной оценки, а также к демонстрации или подтверждению прагматической эффективности рекламируемого товара. Этими же австралийскими исследователями было отмечено снижение за истекшие десять лет количества реклам, построенных исключительно на шоу-эффектах, что было расценено как факт весьма положительный и свидетельствующий о том, что «об основной массе товаров есть что сказать и без шоу-эффектов».
А японские исследователи отметили, что в начале 1990-х годов в рекламах появилась тенденция демонстрировать двухсторонний характер влияния старших и младших членов семьи на выбор товаров для совместного пользования: не только влияние родителей на выбор детей, но и влияние детей на окончательное решение родителей о той или иной покупке. Психологи отметили, что это соответствует реальным изменениям микроклимата и взаимовлияний в современной японской семье. Тем не менее, они призвали рекламистов к верности японским традициям в воспитании:
не слишком часто демонстрировать и не преувеличивать влияния детей на мнения, оценки и поступки родителей. Кроме того, они посоветовали отражать в рекламах тот объективный факт, что влияние матерей для японских детей оказывается более сильным, чем влияние и оценки отцов.
Изменения мотивов и ориентации, влияющие на характер рекламы, помещаемой в английском журнале «5еуеп1ееп», предназначенном для девочек-подростков, были отслежены в 1987 году. Анализ годовых комплектов журналов за 1961 — 1986 годы показал, что рекламные сообщения касаются в основном тех потребностей, которые связаны с внешностью, ведением хозяйства и желанием произвести положительное впечатление на юношей. При этом три из пяти (60 процентов) рекламных материалов 1961 — 1972 годов посвящались внешнему виду, приготовлению пищи и дизайну. Но феминистское движение конца 60-х годов оказало значительное влияние на содержание журнала: с 1972 года количество рекламы, посвященной свиданиям и быту, уменьшилось, а количество рекламных материалов, посвященных проблемам самореализации, профессиональному и общественному самоопределению, формированию целостного индивидуального образа, — возросло. Однако к 1986 году соотношение этих рекламных категорий вернулось к уровню 1961 года, что исследователи объясняют возвратом ценностных ориентации девочек-подростков к «дофеминистским» временам. Но содержательное наполнение реклам, посвященных повседневным проблемам девушек, теперь изменилось вследствие того, ч<