К выполнению практических заданий
Качество товара является одной из его основных характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Большое влияние на качество готовой продукции оказывают вид и качество сырья, полуфабрикатов и материалов, а также совершенство технологического оборудования и технологических процессов. Качество готового продукта в большей степени зависти и от качества труда, то есть от квалификации опыта и мастерства работника производства. Формирование качества продовольственных товаров продолжается и на стадиях их хранения, транспортировки и реализации.
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Свойство продукции – это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее изготовлении, хранении, транспортировании и потреблении. К основным свойствам продовольственных товаров относятся пищевая ценность, сохраняемость и кулинарно-технологические свойства.
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ продовольственных товаров – это комплексное свойство. Ее составные элементы – энергетическая, биологическая, физиологическая и органолептическая ценность, а также усвояемость и доброкачественность продуктов питания.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ характеризуется той энергией, которую получает организм в процессе обмена веществ. Для построения тканей и процессов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, а потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет углеводов, жиров и белков. Культура потребления продуктов питания предусматривает достижение человеком энергетического баланса, и поэтому человек должен знать, сколько калорий может дать ему тот или иной продукт. Ценность пищи как источника энергии измеряется калорийностью (энергетической способностью), то есть количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Чтобы определить минимальное количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать точно калорийность потребляемой пищи.
Известно, что углеводы, жиры и белки при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энергии:
Ø 1 г усвояемых углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж;
Ø 1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж;
Ø 1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж.
Зная коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или калорийность любого пищевого продукта, если известен его химический состав.
НАПРИМЕР, надо рассчитать энергетическую ценность булки массой 200 г, содержащей белков – 7,7%, жиров – 2,4% и углеводов – 53,4%. Энергетическая ценность 100 г булки будет равна 252,65 ккал, то есть:
(7,7 х 4,0 + 2,4 х 9,0 + 53,4 х 3,75).
Таким образом, калорийность булки массой 200 г будет равна 505,3 ккал, то есть: (252,7 х 2).
Пересчитываем на килоджоули. Один килоджоуль (1 кДж), из выше приведенных данных количества тепловой энергии, равен 4,19 кДж:
(15,7 + 37,7 + 16,7) / (3,75 + 9,0 + 4,0).
Таким образом: 505,3 х 4,19 = 2117,3 кДж.
Проставляемые на упаковке в настоящее время данные о калорийности продукта и составе основных питательных веществ призваны помочь покупателю в организации сбалансированного питания.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ продуктов характеризуется белковым составом, содержанием в них витаминов и минеральных веществ (сбалансированность), макро- и микроэлементов, незаменимых аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот. Эти вещества не синтезируются в организме, поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами. В настоящее время, когда энергозатраты современного человека снизились до оптимального уровня 2500 ккал, и человек стал потреблять меньше пищи по объему, биологическая ценность продуктов питания приобретает особое значение. При разработке новых продуктов питания, продуктов детского и диетического питания, фактору биологической полноценности состава уделяется повышенное внимание.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ обусловлена веществами, оказывающими активное воздействие на организм человека. Например, кофеин чая и кофе, теобромин какао-порошка и шоколада возбуждающе действуют на сердечную и нервную деятельность человека. Молочная кислота и антибиотики, выделяемые микрофлорой молочнокислых продуктов, препятствуют развитию гнилостных бактерий, способствующих старению организма человека. Клетчатка и пектин являются регуляторами двигательной функции кишечника.
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ – это комплексное сочетание свойств продукта: внешний вид (форма, цвет, состояние поверхности), консистенция, вкус и запах. Причем, последние имеют главное значение при потреблении продуктов. Кроме этих основных свойств товара, для некоторых существуют и специфические: вид на разрезе, прозрачность, эластичность, рисунок.
К важным свойствам пищевой ценности товара относится их УСВОЯЕМОСТЬ. Усвояемость продуктов зависит от общей совокупности их свойств: содержания пищевых веществ, внешнего вида, вкусовых достоинств, состава и активности ферментов и некоторых других показателей (например, плавления жиров). О степени усвояемости пищи судят по количеству веществ, всосавшихся в кровь через стенки кишечника. Белки, жиры, углеводы и другие вещества пищи животного происхождения всасываются более интенсивно, чем из продуктов растительного происхождения. Клетчатка и пектин растительных продуктов не усваиваются организмом человека. Поэтому полезность пищевых продуктов определяется степенью их усвоения. Так, усвояемость жидких растительных масел выше усвояемости твердых животных жиров.
Белки, жиры и углеводы – энергетические вещества пищи. Белки – главная составная честь пищи. Мясные и рыбные бульоны, грибные отвары благодаря содержанию в них экстрактивных веществ, способствуют лучшему пищеварению, вызывая повышенное выделение пищеварительных соков. Углеводы – наиболее дешевый источник энергии. При не достатке в пищевом рационе углеводов на производство энергии в организме расходуется больше белков. Если в пище имеется достаточное количество углеводов то организм не тратит излишних белков на энергетические цели, а экономит их, используя главным образом как «строительный материал». Углеводы необходимы для нормального использования в организме жиров. Если в пищевом рационе не содержится в достаточной мере углеводов, то пищевые жиры не полностью сгорают, образуя так называемое кетоновые тела, которые вредно влияют на здоровье. Жиры не только концентрированный источник энергии, но и носители очень важных для организма полиненасыщенных жирных кислот. Количество жира в пище и его качество существенно влияют на усвояемость белков, углеводов минеральных веществ и витаминов.
При смешанном питании усвояемость белков составляет 84,5%, жиров – 94,0%, углеводов – 95,5%. Только усвоенная организмом пища используется для восстановления клеток тканей и для получения энергии. Чтобы более точно определить энергетическую ценность, необходимо учитывать процент усвоения продукта организмом. НАПРИМЕР, в 100 г масла сливочного несоленого содержится (в %): белков – 0,6; жиров – 82,5 и углеводов (лактозы) – 0,9. Определяем энергетическую ценность масла: белки – 4,0 ккал (16,7 кДж) х 0,6 = 2,4 ккал (10,0 кДж), жиры – 9,0 ккал (37,7 кДж) х 82,5 = 742,5 ккал (3110,0 кДж), углеводы – 3,75 (15,7 кДж) х 0,9 = 3,4 ккал (14,1 кДж). Итого: 748,3 ккал (3134,4 кДж). Данная энергетическая ценность является теоретической. Если предположить, что масло усваивается на 98%, то фактическая энергетическая ценность окажется меньше и будет составлять: (748,3 ккал (или 3134,4 кДж) х 98)/100 = 733,6 ккал (или 3071,7 кДж).
Однако многие продукты, хотя и обладают низкой энергетической ценностью, но являются незаменимыми в питании благодаря высокому содержанию витаминов (например, листовые овощи) и важнейших микроэлементов. Существуют также группы вкусовых продуктов, которые не обладают высокой энергетической ценностью, но улучшают вкус и запах пищи и тем самым способствуют ее усвоению (соль, пряности, пищевые кислоты).
Для обработки данных о спросе необходимо знать такие показатели, как доля потенциальных покупателей (%), доля потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара (%), величина спроса, приходящаяся на один день (шт.), цена, по которой целесообразно продавать товар (руб.).
Доля потенциальных покупателей среди жителей региона определится как:
Dп.п. = ( Nп.п. / N ) х 100 % ,
где:
DП.П. – доля потенциальных покупателей, %;
NП.П. – количество потенциальных покупателей среди респондентов.
DП.П. – это общая доля потенциальных покупателей, но не все они согласны заплатить за товар заявленную нами цену. Тогда можно вычислить долю потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара
Dсп.п. = ( Nсп.п. / N ) х 100 % , где
DСП.П. – доля потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара, %;
NСП.П. – количество потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара.
В связи с тем, что разные покупатели могут обращаться за товаром с различной частотой (от одного раза в день до одного раза в год), то формула для расчета спрос на рассматриваемый товар будет следующая:
С = (365 х Пд + 52 х Пн + 12 х Пм + 2 х Ппг + Пг + По) / 365 ,
где:
С – величина спроса, приходящаяся на один день;
ПД – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар ежедневно;
ПН – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в неделю;
ПМ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в месяц;
ППГ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в полгода;
ПГ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в год;
IIО – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобрести товар один раз.
Рассчитанная величина характеризует величину спроса у тех покупателей, которые принимают предложенную цену.
Цена, по которой целесообразно продавать товар может быть рассчитана как средняя величина между предполагаемой и желательной ценой для покупателей с учетом количества покупок:
Ц = ( ЦФ х ПФ. общ. + ∑ Цn х Пn ) / Побщ. ,
где:
Ц – цена, по которой целесообразно продавать товар;
ЦФ – цена фактическая (установленная);
ПФ. общ. – общее количество покупок, совершаемое покупателями, желающими
приобретать товар по фактической установленной цене;
Цn – цена желаемая (устраиваемая) покупателей;
Пn – количество покупок (товара) которое совершает покупатель по желаемой цене;
Побщ. – общее количество покупок товара, совершаемое покупателями по установленной и желаемой ценам.
Полученные данные следует рассматривать как исходные при определении возможных объемов реализации. Однако в условиях большой взаимозаменяемости большинства товаров, общего превышения предложения над спросом и при наличии конкуренции полученные результаты будут не совсем точно отражать действительные потребности населения в конкретном товаре. Поэтому для повышения точности расчетов необходимо проводить их корректировку с учетом данных о реальных объемах продажи товара.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА № 1
Используя необходимые коэффициенты, определить энергетическую ценность, в ккал и кДж, продукта массой 200 г. Известно, что содержание белков – 7,7%, углеводов – 53,4%, жиров – 2,4%. Соотношения белка, жира, углеводов даны на 100 г продукта.
Объяснить полученный результат.
РЕШЕНИЕ:
При полном окислении белки, жиры, углеводы выделяют следующее количество энергии:
1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж,
1 г углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж,
1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж
I. Зная эти коэффициенты рассчитаем энергетическую ценность 100 г продукта:
1. белки 4,0 ккал х 7,7 = 30,80 ккал или 16,7 кДж х 7,7 = 128,59 кДж
2. углеводы 3,75 ккал х 53,4 = 200,25 ккал или 15,7 кДж х 53,4 = 838,38 кДж
3. жиры 9,0 ккал х 2,4 = 21,60 ккал или 37,7 кДж х 2,4 = 90,48 кДж
II.200 г продукта содержит:
1. белки 30,80 ккал х 2,0 = 61,60 ккал или 128,59 кДж х 2,0 = 257,18 кДж
2. углеводы 200,25 ккал х 2,0 = 400,50 ккал или 838,38 кДж х 2,0 = 1676,76 кДж
3. жиры 21,60 ккал х 2,0 = 43,20 ккал или 90,48 кДж х 2,0 = 180,96 кДж
III.Таким образом энергетическая ценность 200 г продукта составит:
61,60 ккал + 400,50 ккал + 43,20 ккал = 505,30 ккал или
257,18 кДж + 1676,76 кДж + 180,96 кДж = 2114,90 кДж
ОТВЕТ: энергетическая ценность 200 г продукта составляет 505,30 ккал или 2114,90 кДж.
ЗАДАЧА № 2
Вычислив долю потенциальных покупателей проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Известно, что из 185 чел. количество потенциальных покупателей среди респондентов составляет 181 чел.
РЕШЕНИЕ:
ДАНО: Дп.п. = (Nп.п. / N) х 100%
N = 185 чел. где Дп.п. – доля потенциальных покупателей, %;
Nп.п. = 181 чел. N – общее количество опрошенных;
__________________ Nп.п.– количество потенциальных покупателей среди
НАЙТИ: опрошенных.
Дп.п. – ?
Найдем Дп.п.:
Дп.п. = (181 /185) х 100% = 97,84%.
ОТВЕТ:доля потенциальных покупателей товара среди опрошенных 97,84%. Это говорит о том, что по предложенной (условной) цене товар готовы покупать лишь 97,84% всех опрошенных респондентов.
ЗАДАЧА № 3
Используя штриховой код, сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обоснуйте свой вывод.
Штриховой код товара выглядит таким образом: 3 7 0 0 5 0 1 0 0 2 8 2 3.
РЕШЕНИЕ:
Для анализа проводим следующие вычисления:
1) Сложить цифры стоящие на четных местах: 7+0+0+0+2+2=11;
2) Полученную в пункте 1 сумму умножить на 3 (так как EAN – 13): 11 х 3=33;
3) Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры:
3+0+5+1+0+8=17;
4) Сложить суммы, полученные в пункте 2 и пункте 3: 33+17=50;
5) Отбросить десятки, получим число 0;
6) Из 10 (так как EAN – 13) вычесть полученную в пункте 5 сумму: 10–0=10.
ВЫВОД:полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной в штриховом коде (в задаче это цифра 3 – последняя цифра штрихового кода), а это означает, что товар произведен незаконно. Если полученная в пункте 6 цифра совпадала бы с контрольной, то произведенный и промаркированный товар являлся бы подлинным.
Код страны изготовителя товара, по условию задачи – 37, а это совпадает с кодом Франции (30 – 37), присвоенным Европейской ассоциацией пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN этой стране.
ЗАДАЧА № 4
Вычислить долю потенциальных покупателей и долю потенциальных покупателей принимающих предложенную цену, если известно, что из 72 человек, количество потенциальных покупателей 69 чел., а 39 % потенциальных покупателей принимают предложенную цену.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
РЕШЕНИЕ:
ДАНО: Дп.п. = (Nп.п. / N) х 100%
N = 72 чел. Дсп.п. = (Nс п.п. / N) х 100%
Nп.п. = 69 чел. где N – общее количество опрошенных;
Nс п.п. = 39% принимают Nс п.п. – количество потенциальных
предложенную покупателей, принимающих
цену предложенную цену;
___________________________ Nп.п. – количество потенциальных покупателей НАЙТИ: среди опрошенных;
Дп.п. – ? Дсп.п. – ? Дп.п. – доля потенциальных покупателей, %;
Дсп.п.– доля потенциальных покупателей,
принимающих предложенную цену, %.
1.Найдем Nс п.п.:
Nс п.п. = (69 х 39) / 100 = 27 чел.
2.Найдем Дп.п.:
Дп.п. = (69 / 72) х 100% = 95,83 %.
3.Найдем Дсп.п.:
Дсп.п. = (27 / 72) х 100% = 37,5 %.
ОТВЕТ:доля потенциальных покупателей товара, среди опрошенных 95,83%, адоля потенциальных покупателей принимающих предложенную цену 37,5%. Полученные результаты говорят о том, что среди всех опрошенных респондентов лишь 95,83% являются потенциальными покупателями, а 37,5% покупателей готовы приобрести товар по предложенной цене.
ЗАДАЧА № 5
Фактическая цена товара 976 руб. Общее количество покупок, совершаемое покупателями, желающими приобретать товар по установленной цене – 31 шт. Количество покупок которое совершает потребитель по желаемой цене:
а) 56 – цена в три раза ниже;
б) 49 – цена в 1,5 раза ниже;
в) 61 – цена на 697 руб. ниже установленной цены.
Рассчитать цену, по которой целесообразно продавать товар. Объяснить полученный результат.
РЕШЕНИЕ:
ДАНО: Ц = (Цф х Пф.общ. + Σ Цn х Пn) / Побщ.
Пф.общ. = 31 шт. где Ц – цена, по которой целесообразно продавать товар;
Цф = 976 руб. Цф – цена фактическая по условию задачи;
Ц1 = в 3 раза ниже Пф.общ. – общее количество покупок, совершаемое
установленной покупателями, желающими приобретать
Ц2 = в 1,5 раза ниже товар по установленной цене;
установленной Побщ. – общее количество покупок товара, совершаемое
Ц3 = на 697 руб. покупателями по установленной и желаемой
ниже установленной ценам;
П1 = 56 шт. Цn – цена желаемая (устраиваемая) покупателей;
П2 = 49 шт. Пn – количество покупок, совершаемое покупателями
П3 = 61 шт. по желаемой цене.
__________________
НАЙТИ:
Ц – ?
1.Найдем Ц1: Ц1 = 976 руб. / 3 = 325 руб. 33 коп.
2.Найдем Ц2: Ц2 = 976 руб. / 1,5 = 650 руб. 67 коп
3.Найдем Ц3: Ц3 = 976 руб. – 697 руб. = 279 руб.
4.Найдем Побщ.: Побщ. = 31 шт. + 56 шт. + 49 шт. + 61 шт. = 197 шт
5.Найдем Ц:
Ц = (976 руб. х 31 шт. + 325 руб. 33 коп. х 56 шт. + 650 руб. 67 коп. х 49 шт. +
+ 279 руб. х 61 шт.) / 197 шт. = (30256 руб. + 18218 руб. 48 коп. +
+ 31882 руб. 83 коп. + 17019 руб.) / 197 шт. = 97376 руб. 31 коп. / 197 шт. =
= 494 руб. 29 коп.
ОТВЕТ:
Ц = 494 руб. 29 коп. По рассчитанной цене целесообразно продавать товар.
ЗАДАЧА № 6
Известно, что количество покупок совершаемых покупателями, желающими приобретать товар:
а) ежедневно – 136 шт.; б) один раз в неделю – 344 шт.;
в) один раз в месяц – 401 шт.; г) один раз в полгода – 234 шт.;
д) один раз в год – 509 шт.; е) всего лишь один раз совершают покупку – 36 шт.
Определить спрос на товар. Что характеризует рассчитанная величина? Проанализировать полученный результат.
РЕШЕНИЕ:
ДАНО:
Пд = 136 (шт.) С = (365 х Пд + 52 х Пн + 12 х Пм + 2 х Ппг + Пг + По) / 365
Пн = 344 (шт.) где С – спрос на товар
Пм = 401 (шт.) Пд – количество покупок, совершаемых покупателями
Ппг = 234 (шт.) желающими приобретать товар ежедневно;
Пг = 509 (шт.) Пн – количество покупок, совершаемых покупателями
По = 36 (шт.) желающими приобретать товар один раз в неделю;
_________________ Пм – количество покупок, совершаемых покупателями
НАЙТИ: желающими приобретать товар один раз в месяц;
С – ? Ппг – количество покупок, совершаемых покупателями
желающими приобретать товар один раз в полгода;
Пг – количество покупок, совершаемых покупателями желающими приобретать
товар один раз в год;
По – количество покупок совершаемых покупателями желающими приобрести
товар всего лишь один раз;
1.Определим спрос на товар:
С = (365 х 136 + 52 х 344 + 12 х 401 + 2 х 234 + 509 + 36) / 365 =
= (49640 + 17888 + 4812 + 468 + 509 + 36) / 365 = 73353 / 365 =
= 201 шт.
ОТВЕТ:по условной цене спрос на предложенный товар будет составлять 201 штука за один день.
ЗАДАЧА № 7
Известно, что при смешанном питании усвояемость белков составляет – 84,5 %, жиров – 94,0%, углеводов – 95,5 %.
Определить, используя необходимые коэффициенты, фактическую энергетическую ценность продукта при смешанном питании, в ккал и кДж. В 800 г мяса скумбрии содержится: белок – 29%, жир – 16%. Соотношения белка, жира, углеводов даны на 100 г продукта.
Объяснить полученный результат.
РЕШЕНИЕ:
При полном окислении белки, жиры, углеводы выделяют следующее количество энергии:
1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж
1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж
1 г углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж
I. Зная эти коэффициенты рассчитаем энергетическую ценность 100 г мяса скумбрии:
1. белки 4,0 ккал х 29 = 116 ккал или 16,7 кДж х 29 = 56178,80 кДж
2. жиры 9,0 ккал х 16 = 144 ккал или 37,7 кДж х 16 = 603,20 кДж
II.800 г мяса скумбрии содержит:
1. белки 116 ккал х 8,0 = 928,0 ккал или 56178,80 кДж х 8,0 = 449430,40 кДж
2. жиры 144 ккал х 8,0 = 1152 ккал или 603,20 кДж х 8,0 = 4825,60 кДж
III.Таким образом энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии содержит:
928,0 ккал + 1152ккал = 2080,0 ккал или
449430,40 кДж + 4825,60 кДж = 454256,0 кДж
IV. При смешанном питании усвояемость белков составляет – 84,5 %, жиров – 94,0 %, углеводов – 95,5 %.
Рассчитаем фактическую энергетическую ценность компонентов 800 г мяса скумбрии:
1. белки (928,0 ккал х 84,5%) : 100% = 784,16 ккал или
(56178,80 кДж х 84,5%) : 100% = 47471,09 кДж
2. жиры (1152ккал х 94%) : 100% = 1082,88 ккал или
(4825,60 кДж х 94%) : 100% = 4536,06 кДж
V. Таким образом фактическая энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составит:
784,16 ккал + 1082,88 ккал = 1867,04 ккал
47471,09 кДж + 4536,06 кДж = 52007,15 кДж
ОТВЕТ:энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составляет 2080,0 ккал или 454256,0 кДж; при смешанном питании фактическая энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составляет 1867,04 ккал или 52007,15 кДж.
ЛИТЕРАТУРА
1. | Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 448 с. |
2. | Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для проф. образования / [А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева]. – 5- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. |
3. | Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для начального профессионального образования / Под редакцией А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. |
4. | Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 1. Серия «Учебники ХХI века» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320 с. |
5. | Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 2. Серия «Учебники ХХI века» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 256 с. |
6. | Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 160 с. |
7. | Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 283 с. |
8. | Коммерческое товароведение: Учебник / Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 620 с. |
9. | Чечеткина Н. М., Путилина Т.И., Горбунева В.В. Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 512 с. |