Обеспечение конкурентоспособности продукции.
Под конкурентоспособностью понимается уровень предпочтения и преимущества продукции на конкретном рынке в определенный период времени, способствующие ее успешной реализации в условиях конкуренции.
Конкурентоспособность продукции обеспечивается по трем направлениям.
Потребительские свойства продукции включают:
§ Во-первых, технико-эксплуатационные характеристики (функциональные свойства)товара, которые подкрепляются основными, вспомогательными и дополнительными функциями, для выполнения которых он предназначен. Например, к функциональным свойствам телевизоров можно отнести возможность приема различных телепрограмм. Вспомогательной операцией является заточка ножей электробритвы во время ее работы. дополнительную функцию могут выполнять часы, оснащенные микрокалькулятором.
К технико-эксплуатационным характеристикам товара относятся также:
· долговечность – продолжительность службы товара в нормальных и/или тяжелых условиях эксплуатации;
· надежность– нормальное функционирование товара без неисправностей или поломок в течение определенного времени;
· ремонтопригодностьтовара.
§ Во-вторых, специальное назначение товара, то есть соответствие его свойств потребностям различных слоев населения. Например, диетические продукты, мотоколяски для инвалидов, товары для детей и т.п.
§ В-третьих, эргономические свойства, которые обуславливают удобство и комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психологической нагрузки человека в процессе эксплуатации изделия. Например, расположение систем управления автомобилем.
§ В-четвертых, экологичность продукции. Она определяется тем, насколько вредным для человека и окружающей среды может быть процесс хранения, транспортировки и потребления продукта. Например, биологическая чистота стиральных порошков, концентрация вредных примесей при выхлопе двигателей внутреннего сгорания и т.п.
§ Наконец, затраты потребителя, величина которых определяется ценой покупки и эксплуатационными расходами в период службы товара.
Окружение товара составляют: уровень качества, дизайн, марка и упаковка.
Основным элементом окружения товара является его качество.
Под качеством товара понимается его способность выполнять свое функциональное назначение в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В настоящее время принято различать четыре уровня качества:
1) соответствие законодательству, стандартам и обязательным нормам;
2) соответствие эксплуатационным требованиям;
3) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;
4) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.
Качество основывается на ряде объективных технических характеристик товара, заложенных при его проектировании. И достигается производителем за счет внутренних преимуществ (уровня НИОКР и технологии производства, качества сырья), а проявляется во внешних преимуществах товара в процессе его потребления (использования).
Дизайн (эстетические свойства) товара характеризуют:
à социально-культурная значимость;
à информационная выразительность;
à степень целесообразности;
à целостность композиции;
à рациональность формы;
à совершенство производственного исполнения;
à стабильность товарного вида (качество отделки и т.п.).
Марка – это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товара и дифференциации его среди аналогичных товаров конкурентов.
Проведение марочной политики требует от хозяйствующего субъекта принятия следующих решений:
o выбор наименования марки;
o определения рыночной силы марки;
o выработка маркетинговой стратегии.
Наименование марки должно отражать характер товара, его качество, не походить на другое обозначение. Оно должно быть кратким, легко произносимым и легко запоминающимся.
Рыночная сила марки определяется степенью потребительского предпочтения, которое связано с добавленными инструментальными и эмоциональными характеристиками товаров, а также активностью проведения рекламы данной марки.
Марочные стратегиипреследуют цель выделить товары или товарные группы по их полезности (ценности) для потенциальных потребителей. Маркетологами могут разрабатываться следующие стратегии.
Ø Индивидуальная (однопродуктовая) стратегия – различные товары имеют свои индивидуальные марки. Например, Волжский автомобильный завод дает различные марочные названия свои автомобилям: «Жигули», «Лада», «Самара».
Ø «Зонтичная» марочная стратегия– одно и то же марочное название дается для различных вариантов продукта. Например, марка «АиФ» (газета «Аргументы и факты»): «АиФ здоровье», «АиФ семейный совет», «АиФ кот и пес» и другие.
Ø Многоуровневая марочная стратегия– используется одно наименование марки для различных товаров. Например, марка «Довгань» для российских продовольственных товаров.
Марка в целом или ее часть, обеспеченная правовой защитой, представляет собой товарный знак и становится предметом юридического регулирования[7].
Задача маркетинга заключается в том, чтобы сформировать лояльность потребителей товарной марке организации (предприятия). Такой процесс в мировой практике получил название «брэндинг».
Упаковка состоит из тары, этикетки и вкладыша. Она выполняет различные функции, связанные с защитой товара, удобством хранения и использования, идентификацией и информированностью, стимулированием и рекламой. В этом смысле упаковка выступает в двух ипостасях: как средство защиты товара и как средство воздействия на потребителя. Первая связана с завершением производственных процессов, вторая – со стимулированием рыночного спроса.
Разработка упаковки предполагает принятие следующих решений:
· определение концепцииупаковки, то есть какое значение придать тем или иным функциям;
· проектирование упаковки – установление размера, формы, материала, цвета, текста упаковки;
· тестированиеупаковки – проверка технических параметров; отношение торговцев к упаковке; восприятия надписей, цвета, формы упаковки; реакции потребителей и т.п.
несмотря на то, что окружение товара для своего создания требует 20 процентов расходуемых ресурсов, оно на 80 процентов предопределяет выбор покупателя.
Составляющими подкрепления (усиления) товара являются: инструкции, программы; гарантии; надежность поставки; удобство приобретения, в том числе расчетов; монтаж (установка); сервис.
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления показателей «качество/цена» по отношению к товарам-конкурентам или с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям.
Детальный анализ конкурентоспособности товара позволяет принимать маркетинговые решения по развитию и совершенствованию тех его атрибутов, которые определяют выбор потребителем данного товара в сравнении с товарами-конкурентами.