Верно ли следующее утверждение?
1.1.Если картофель — товар Гиффена, то для него эффект
замещения превышает эффект дохода.
Да Нет
1.2.Если старая зубная щетка — малоценный товар, то для нее эффект дохода является отрицательным.
Да Нет
1.3.Если автомобиль не является предметом роскоши для рационального потребителя, то эффект дохода для него меньше эффекта замещения.
Да Нет
1.4.Если чтение газет для рационального пенсионера Иванова
является необходимостью, то он не откажется от него ни при каких обстоятельствах.
Да Нет
1.5.Введение налога на продажи не затрагивает равновесия потребителя.
Да Нет
1.6.Введение налога на продажи не затрагивает предпочтений потребителя.
Да Нет
1.7.Если для Васи предельная полезность приключенческого
романа равна предельной полезности детектива, то для него предельная норма замещения детектива романом равна единице.
Да Нет
1.8.Кривые Энгеля показывают изменение спроса на товар в зависимости от изменения его цены.
Да Нет
1.9.Предельная норма замены всегда постоянна вдоль данной кривой безразличия.
Да Нет
1.10. Рациональный потребитель предпочтет купить диван, а некровать, если для него предельная полезность дивана выше предельной полезности кровати.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ
2.1.Оптимальное правило покупки состоит в следующем:
а) цена товара соответствует его общей полезности;
б) предельная полезность товара соответствует его цене;
в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;
г) такого не существует, каждый руководствуется собственными представлениями.
2.2.Ограничением рационального поведения потребителя является следующий факт:
а) люди делают ошибки;
б) люди иррациональны по природе;
в) отсутствие необходимой информации;
г) верно а) и в).
2.3.Предпочтения потребителя имеют следующий вид:
Количество единиц товара, в шт. Общая полезность |
Предельная полезность потребления третьей единицы блага равна:
а)20; в) 10;
б)15; г) 8.
2.4.Доход Кати составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит
0,1 руб., а пачка сигарет — 5 руб. Наклон линии бюджетного ограничения Кати, если она тратит доход полностью на спички и сигареты, будет равен (спички на вертикальной оси):
а)1/50; в) 50;
б)-1/50; г) -50.
2.5.Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:
а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров;
б) повышение потребления данного товара и снижение потребления других товаров;
в) снижение потребления данного товара и других товаров;
г) снижение потребления данного товара и никаких изменений в потреблении других товаров.
2.6.Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект дохода:
а) алкогольные напитки; в) бензин;
б) холодильники; г) жилье?
2.7.Какой из следующих товаров покажет наименьший эффект дохода:
а)соль; в) картофель;
б)мясо; г) клубника?
2.8.Если рациональный потребитель тратит 10 руб. в день на мясо и 2 руб. на хлеб, то:
а) рубль, истраченный на последний килограмм мяса, приносит столько же полезности, что и рубль, истраченный на последний килограмм хлеба;
б) потребитель предпочитает мясо, а не хлеб;
в) мясо приносит потребителю большую полезность, чем хлеб;
г) предельная полезность мяса выше предельной полезности
хлеба.
2.9.В положении равновесия Дима потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены помидоров грушами?
а)2/4; в) 3/5;
б)1/4; г) 5/3?
2.10.Предельная полезность товара А равна 100. Цена товара А равна 10. Цена товара В равна 5. Предельная полезность товара В в равновесии равна:
а)1/2; в) 50;
б)20; г) 10.
Задачи
3.1.У Кати есть выбор: съесть шоколадку или получить денежную компенсацию. Катя очень любит шоколад, но после четырех шоколадок они превращаются для нее в антиблаго, т. е. она согласна съесть еще одну шоколадку, только если ей за это заплатят. Нарисуйте карту кривых безразличия Кати (выбор между деньгами и шоколадками) и укажите направление возрастания предпочтений.
3.2.Функция полезности потребителя U = 2ХY, где X — количество покупаемых им видеокассет, Y — количество покупаемых аудиокассет. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух товаров составляют 50 руб. Цена видеокассеты —15 руб., цена аудиокассеты — 5 руб.
а) Определите оптимальный объем еженедельных закупок видео- и аудиокассет.
б) Как изменится спрос на эти товары, если цена видеокассет
возрастет до 20 руб.?
в) Определите эффект дохода и эффект замещения.
3.3. В набор потребителя первоначально входили в равном количестве 10 товаров. С увеличением дохода количества разных благ изменялись следующим образом:
Доход потребителя, руб. | Потребляемые товары, шт. | |||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | и | К | ||
ПО |
Классифицируйте товары по группам: предметы роскоши, предметы первой необходимости, малоценные товары.
3.4.Функции общей полезности двух товаров для трех потребителей имеют вид:
U1 = 5х х у,
U2 = 10х / 33у,
U3 = (7х х у)/х,
где х и у — количества товаров X и Y.
Какими товарами с точки зрения предпочтений потребителей (благо, антиблаго, нейтральный товар) являются для каждого потребителя товары X и Y?
3.5.Мороженое является обычным товаром для Иры и малоценным для Оли. Покажите на кривых безразличия, как изменится потребление мороженого Ирой и Олей вследствие снижения его цены в 2 раза.
[1] Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.: Теория потребительского и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304—325.
[2] См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1983. Гл. IV.