Характеристика основных видов конкуренции в маркетинге
Вид конкуренции | Характеристика |
Функциональная | Конкуренция технических средств, предназначенных для выполнения одной и той же функции (перемещение грузов, перевозка людей) |
Видовая | Конкуренция товаров, предназначенных для одной и той же цели, но различающихся параметрами (автотракторная с различной мощностью двигателя) |
Предметная | Конкуренция идентичных товаров |
Ценовая | Используется для проникновения на рынок с новыми товарами. Прямая ценовая конкуренция - оповещение о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары (на 20 -60%). Скрытая ценовая конкуренция - выведение нового товара с улучшенными потребительскими свойствами, и увеличение цены не пропорционально увеличению свойств, а несколько ниже |
Неценовая | Предоставление покупателю большего количества услуг, сокращение сроков поставки, снижение энергоемкости, зачет сданного товара |
Недобросовестная | Продажа товаров по ценам ниже номинального уровня, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих секретами, выпуск поддельных товаров, использование чужих товарных знаков, распространение ложных сведений о конкурентах. |
Созидательная | Направлена на установление сотрудничества между конкурентами в области производства и маркетинга |
Вопросы для обсуждения:
1. Обоснуйте необходимость сегментирования товарных рынков
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
2. В чем состоят основные отличия в сегментировании потребительских рынков и рынков предприятий?
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
3. Какой стратегии охвата рынка следует придерживаться небольшому фермерскому хозяйству, специализирующемуся на производстве овощей?
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
4. Какие методы конкурентной борьбы следует применить предприятию, имеющему хорошее финансовое положение и высокий имидж в условиях роста числа конкурентов?
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
5. Какие в современной России будут оказывать наибольшее влияние на сегментацию рынков продуктов питания?
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________ |
Вопросы для самопроверки
1. Какое из утверждений, характеризующих отличие рынка предприятий от потребительского рынка, является неверным:
- Меньшее число покупателей
- Большие масштабы заключаемых сделок
- Более выраженная географическая концентрация (размещение) потребителей
- Шире товарная номенклатура
- Конечная цель покупки - извлечение прибыли
- Выше денежный оборот
- Более высокая квалификация покупателей
- Более широкий круг лиц, участвующих в процессе принятия решения о покупке
- Спрос на рынке предприятий определяет спрос на потребительском рынке
- Спрос менее эластичен
- Более резкое изменение спроса в результате очередного скачка НТП
- Рынок монополистичен
- Длина каналов товародвижения обычно короче
- Заключение сделок совершается, обычно, с указанием условий
- Характер взаимоотношений с покупателями имеет долгосрочную основу
2. По какой из приведенных формул рассчитывается емкость рынка:
1). C= P+R-E
2). C= R-E+I+D(-М) - Ео+Iо
3). C= P+R-E+I+D(-М) - Ео+Iо
4). C= P+R-E+I+D(-М) - Ео-Iо
5). C= P+R-E-I-D(-М) - Ео-Iо
К какому критерию относится формирование сегмента рынка по уровню дохода населения?
1) географическому
2) демографическому
3) поведенческому
4) психографическому
5) социально-экономическому
Предприятие, предполагает начать выпуск мотокультиваторов. Какой вид маркетинга будет предпочтительнее?
1) недифференцированный маркетинг;
2) дифференцированный маркетинг;
3) концентрированный маркетинг
Определите потенциальную емкость рынка для следующих условий: объем производства товара - 500 тыс. штук в год; остаток товарных запасов у производителей - 20 тыс. штук; остаток запасов у продавцов и потребителей - 10 тыс. штук; прямой импорт - 100 тыс. штук, косвенный 50тыс. штук; прямой экспорт-200 тыс. штук, косвенный 100 тыс. штук.
1) 950: 2) 50; 3) 150; 4) 380; 5) 650.
6. С целью оптимизации использования трудовых ресурсов членов фермерского хозяйства, принято решение об организации пошива одного из видов брючных изделий (см. рис.). Какой способ охвата рынка намерена осуществить семейное предприятие?
- Концентрация на одном сегменте
- Ориентация на покупательскую потребность
- Ориентация на группу потребителей
- Выборочная специализация
- Полный охват рынка
Перейти в оглавление
Начало формы
Конец формы |