Личностный опросник Кеттелла – в модификации Л.А.Ясюковой

Обработка теста происходит стандартным образом, посредством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из замеряемых факторов. За каждое совпадение с ключом ответов «а» и «в» присуждается 2 балла (кроме фактора Q5); совпадение ответов «б» и любые совпадения по фактору Q5 оцениваются в 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 16-ти факто­ров. В «Психологической характеристике» отмечаются не всё факторы, измеряемые тестом Кеттелла. Выделены ка­чества, наиболее значимые с точки зрения учебы, а также понят­ные по сути для учителей и родителей. Один из показателей – самостоятельность, независимость - рассчитывается на основе нескольких факторов. В этом случае выделяется ведущий фактор «Е» (в нормативной таблице, в Приложении 2, он стоит первым и выделен жирным шрифтом) и второстепенные факторы (они так­же указаны в скобках). Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдает­ся явное несоответствие по значениям второстепенных факто­ров. Обычно это касается крайних (1 и 4) зон. Их всегда надо выбирать с осторожностью, проверяя, исходя из выраженности «второстепенных» свойств, действительно ли имеет место такое «крайнее» поведение.

В опросник введена шкала Q5, позволяющая оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение, так называемая шкала «лжи». Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью отно­ситься и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психоло­гическая защита, с какими трудностями он оказывается не в со­стоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 рав­но 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологи­ческой защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подро­стка и возникает потребность в психологической защите, но са­мооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсут­ствуют, самооценка подростка адекватна.

Исполнительность (фактор G)

Зона1. Подросток фактически недисциплинирован и неис­полнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведе­ния. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже брави­ровать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Не­обходимо контролировать учебную деятельность подростка, спо­койно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и по­могать подростку выполнять все необходимое (объяснять, пока­зывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.

Зона 2. Подросток еще нуждается во внешнем контроле' так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.

Зона 3. Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.

Зона 4. Подросток исполнителен в высшей степени, то ест у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказа учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Час то абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую

Волевой самоконтроль (фактор Q3)

Зона 1 Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цел заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального пла­нирования. Подросток должен как можно более точно представ­лять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельно­сти (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тог­да он сможет научиться распределять работу во времени и раци­онально планировать свой день. Также надо учить его периодичес­кому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.

Зона 2 Подросток может иногда заблаговременно подго­товиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.

Зона 3

Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет органи­зовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успева­ет все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой ре­гуляцией взрослого человека, но определенные навыки самокон­троля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложи­лись. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обя­занности, доделать неинтересную работу. Способен контролиро­вать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.

Зона 4 Спонтанность поведения, свойственная детям это­го возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правиль­ность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.

Честолюбие (фактор L)

Зона 1 Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.

Зона 2

Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.

Зона 3

Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.

Зона 4

Подросток зациклен на себе, фиксирован на соб­ственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит пе­ред собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их дос­тичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко не­гативно реагирует на критику, могут случаться истеричные сры­вы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, ког­да у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.

Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)

Зона 1

Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной бес­помощности, если постепенно не обучать подростка самостоя­тельному принятию решений.

Зона 2

Подросток может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные мо­менты теряется, предпочитает избегать самостоятельного при­нятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мне­ние имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Зона 3

Самостоятельный и независимый подросток. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расши­рение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие под­ростки могут доставлять

родителям немало хлопот, но если на­ходят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельно­сти многого достигают в жизни.

Зона 4

Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доми­нированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Мо­жет остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе дру­гих ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не заду­мываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко склады­вается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авто­ритарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Прагматизм (фактор М)

Зона 1

Подросток живет в придуманном мире, восприя­тие окружающей действительности далеко от реальной прозы жизни, хотя этого он может и не осознавать. Мечтательный, фан­тазии его часто нереалистичны, как и цели, которые он перед собой ставит. Планирование путей и способов достижения целей также нереалистично. Могут развиваться гуманитарные и творческие способности.

Зона 2

Частично осознает несоответствие своих желаний и возможностей их реализации, предпочитает расширять сферу возможностей. Не хочет мириться с прозой жизни. Воображе­ние, мечтательность активны, стимулируют самосовершенство­вание, развитие творческих и гуманитарных способностей.

Зона 3

Подросток практичен, настроен реалистически, не склонен витать в облаках, адекватно оценивает возникающие про­блемы и жизненные ситуации, выбирает реально достижимые цели. Готов к компромиссам между своими желаниями и тем, что дик­туют обстоятельства и условия жизни в нашей стране. Прагма­тизм повышает его способность к адаптации, позволяет успеш­нее действовать в самостоятельной жизни.

Зона 4

Подросток излишне прагматичен. Цели выбирает только такие, которые достижимы со стопроцентной вероятнос­тью. Если он видит, что необходимо прикладывать какие-то уси­лия для достижения цели, то, скорее, от нее откажется, выберет более простую. Излишний прагматизм тормозит развитие, т.к. человек выбирает только посильные задачи и не заставляет себя совершенствоваться. Его не интересует ничего из того, что от­носится к идеальной и эмоциональной сфере человеческой жиз­ни. Такого подростка обычно характеризует отсутствие духовных ценностей, эстетических интересов, пустота и убогость внутрен­него мира.

Тревожность (фактор О)

Зона 1

Слабый уровень тревожности. Подросток не заме­чает появления проблем. У него отсутствует необходимая реак­ция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведе­ния обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позво­ляет вовремя корректировать поведение, когда этого требует ситуация. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке. Или считать, что ребята к нему хорошо относятся. Любые неприятности для него оказыва­ются неожиданными.

Зона 2

Оптимальный уровень тревожности. Подросток вовремя замечает осложнение обстановки. У него имеется адек­ватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях. Достаточная адаптивность и гибкость поведения, способность к предупредительному реагированию, готовность к неприятностям и осложнению ситуации.

Зона 3

Несколько повышенный уровень тревожности. Сви­детельствует о наличии в жизни

подростка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим одноклассникам, и ему приходится проявлять повы­шенную озабоченность по этому поводу. Иногда неумение раци­онально организовать свою деятельность приходится компенси­ровать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Следует эти ситуации выяс­нить и помочь подростку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 4

Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации подростка, постоянном ожидании неприятностей. Он не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представ­ляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвра­тить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его пре­увеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить ребенка успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят учащиеся, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими, но не высо­кими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли подростку с учебой, а не только ожида­ли или требовали высоких оценок. Попытки психолога преодо­леть тревожность подростка через постепенное приучение его к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направле­ны на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, нацеленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется. Высокая тревожность формирует зависимость от взрослых или от друзей, блокирует развитие самостоятельности, направляет процесс социализации по пассивному типу. Подросток не может действовать активно и предпочитает приспосабливаться, избе­гая риска и неопределенных ситуаций; может тормозиться раз­витие его творческих способностей.

Повышенный уровень тревожности (зоны 3-4) может ком­пенсировать недостаточную исполнительность и организованность ученика (зоны 1-2). Неисполнительный, но тревожный подросток будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.

Беспечность (фактор F)

Зона 1

Преобладание у подростка пессимистического от­ношения к жизни, ощущения ее бессмысленности и собственной ненужности, иногда сочетается с повышенной настороженностью, озабоченностью имеющимися (или кажущимися) проблемами.

Его высказывания и манера поведения соответствуют в большей степени пожилому человеку, нежели школьнику. Подросток мо­жет избегать веселых компаний, вечеринок, шумных игр и сорев­нований, общение может утомлять и раздражать его. Подобное состояние иногда бывает свойственно учащимся, имеющим се­рьезные хронические заболевания; может свидетельствовать о предсуицидном состоянии. Необходимо выяснить причину и ока­зать психологическую помощь.

Зона 2

Серьезный и рассудительный подросток. Им осоз­нается приоритетность учебы над развлечениями.

Зона 3

Наиболее типичное для подросткового возраста состояние. Стремление к активному образу жизни, потребность в развлечениях. Преобладание хорошего настроения, общего оптимистического отношения к жизни. Для подростка активная и наполненная событиями жизнь важнее учебы. Необходим конт­роль со стороны взрослых во избежание снижения успеваемос­ти. Особенно контроль необходим в 10-м классе, т.к. подросток считает себя уже вполне взрослым и,

кроме того, успокаивается, поступив в класс с интересовавшей его профильной направлен­ностью. До выпускных и вступительных экзаменов, как он полага­ет, еще очень далеко, это в 11-ом классе нужно будет серьезно думать об учебе, а пока можно и отдохнуть. Обычно же то, что

упущено в 10-ом классе, никому не удается наверстать во время учебы в 11-ом классе. Падение успеваемости и снижение уровня знаний оказываются необратимыми.

Зона 4

Высокая беспечность. Стремление жить весело, не задумываясь о последствиях. Учеба воспринимается как поме­ха. Контроль со стороны взрослых обязателен, но нельзя резко ограничивать подростка в развлечениях, т.к. веселая и полная событиями жизнь составляет для него основную ценность. Необ­ходимо помочь подростку рационально распределять во време­ни учебные занятия и развлечения.

Нередко встречается сочетание одновременно и излишней беспечности (зоны 3-4), и повышенной тревожности (зоны 3-4). Такой подросток ожидает неприятностей, боится, что не успеет выполнить домашнее задание, получит плохую оценку, и ему попадет от родителей, но все равно желание развлекаться переве­шивает. Он может на все махнуть рукой, уйти на вечеринку. Раз­влекаясь, может периодически со страхом вспоминать, что его ожидает, но продолжать развлекаться. При этом он старается придумать, как выкрутиться, чтобы и не выучить уроки, и не иметь неприятностей.

Эмоциональность (фактор С)

Зона 1

Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У подростка отсутствует душевный от­клик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей (так называемая «эмоциональная тупость»). Он выглядит спокойным, равнодушно рационалистичным, эмоционально мо­жет реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.

Зона 2

Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.

Зона 3

Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуа­циях общения, но часто эти проявления существуют скорее во внутреннем плане, чем выражены вовне. Подросток может глубо­ко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.

Зона 4

Высокая эмоциональная реактивность. Подросток не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить гру­бостей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность может усиливаться на начальной стадии подросткового кризиса.

Дипломатичность (фактор N)

Зона 1

Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меня­ется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старши­ми, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитан­ными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся. Иногда и однокласс­ники считают высказывания таких подростков обидными или не­уместными, что может приводить к конфликтам и ссорам.

Зона 2

Поведение подростка характеризуется естествен­ностью, но без излишней прямолинейности.

Зона 3

Подросток дипломатичен. Его поведение, манера общения, лексика и жестикуляция интуитивно меняются в зави­симости от того, с кем он общается. Естественным образом он подстраивается, принимает манеру общения, свойственную со­беседнику или ожидаемую им. С

таким подростком легко общаться окружающим его людям.

Зона 4

Поведение подростка неестественно, сковано, ему приходится продумывать манеру общения с различными людь­ми, постоянно контролировать себя в процессе общения. Не может ни с кем поделиться своими проблемами,

никому о себе ничего рассказать.

Наши рекомендации