Личностный опросник Кеттелла – в модификации Л.А.Ясюковой
Обработка теста происходит стандартным образом, посредством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из замеряемых факторов. За каждое совпадение с ключом ответов «а» и «в» присуждается 2 балла (кроме фактора Q5); совпадение ответов «б» и любые совпадения по фактору Q5 оцениваются в 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 16-ти факторов. В «Психологической характеристике» отмечаются не всё факторы, измеряемые тестом Кеттелла. Выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы, а также понятные по сути для учителей и родителей. Один из показателей – самостоятельность, независимость - рассчитывается на основе нескольких факторов. В этом случае выделяется ведущий фактор «Е» (в нормативной таблице, в Приложении 2, он стоит первым и выделен жирным шрифтом) и второстепенные факторы (они также указаны в скобках). Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдается явное несоответствие по значениям второстепенных факторов. Обычно это касается крайних (1 и 4) зон. Их всегда надо выбирать с осторожностью, проверяя, исходя из выраженности «второстепенных» свойств, действительно ли имеет место такое «крайнее» поведение.
В опросник введена шкала Q5, позволяющая оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение, так называемая шкала «лжи». Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психологическая защита, с какими трудностями он оказывается не в состоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 равно 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологической защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подростка и возникает потребность в психологической защите, но самооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсутствуют, самооценка подростка адекватна.
Исполнительность (фактор G)
Зона1. Подросток фактически недисциплинирован и неисполнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже бравировать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Необходимо контролировать учебную деятельность подростка, спокойно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и помогать подростку выполнять все необходимое (объяснять, показывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.
Зона 2. Подросток еще нуждается во внешнем контроле' так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.
Зона 3. Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 4. Подросток исполнителен в высшей степени, то ест у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказа учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Час то абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую
Волевой самоконтроль (фактор Q3)
Зона 1 Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цел заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования. Подросток должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.
Зона 2 Подросток может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Зона 3
Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложились. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обязанности, доделать неинтересную работу. Способен контролировать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.
Зона 4 Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правильность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.
Честолюбие (фактор L)
Зона 1 Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.
Зона 2
Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.
Зона 3
Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.
Зона 4
Подросток зациклен на себе, фиксирован на собственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит перед собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их достичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко негативно реагирует на критику, могут случаться истеричные срывы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, когда у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.
Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)
Зона 1
Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать подростка самостоятельному принятию решений.
Зона 2
Подросток может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные моменты теряется, предпочитает избегать самостоятельного принятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Зона 3
Самостоятельный и независимый подросток. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие подростки могут доставлять
родителям немало хлопот, но если находят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельности многого достигают в жизни.
Зона 4
Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доминированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе других ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко складывается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Прагматизм (фактор М)
Зона 1
Подросток живет в придуманном мире, восприятие окружающей действительности далеко от реальной прозы жизни, хотя этого он может и не осознавать. Мечтательный, фантазии его часто нереалистичны, как и цели, которые он перед собой ставит. Планирование путей и способов достижения целей также нереалистично. Могут развиваться гуманитарные и творческие способности.
Зона 2
Частично осознает несоответствие своих желаний и возможностей их реализации, предпочитает расширять сферу возможностей. Не хочет мириться с прозой жизни. Воображение, мечтательность активны, стимулируют самосовершенствование, развитие творческих и гуманитарных способностей.
Зона 3
Подросток практичен, настроен реалистически, не склонен витать в облаках, адекватно оценивает возникающие проблемы и жизненные ситуации, выбирает реально достижимые цели. Готов к компромиссам между своими желаниями и тем, что диктуют обстоятельства и условия жизни в нашей стране. Прагматизм повышает его способность к адаптации, позволяет успешнее действовать в самостоятельной жизни.
Зона 4
Подросток излишне прагматичен. Цели выбирает только такие, которые достижимы со стопроцентной вероятностью. Если он видит, что необходимо прикладывать какие-то усилия для достижения цели, то, скорее, от нее откажется, выберет более простую. Излишний прагматизм тормозит развитие, т.к. человек выбирает только посильные задачи и не заставляет себя совершенствоваться. Его не интересует ничего из того, что относится к идеальной и эмоциональной сфере человеческой жизни. Такого подростка обычно характеризует отсутствие духовных ценностей, эстетических интересов, пустота и убогость внутреннего мира.
Тревожность (фактор О)
Зона 1
Слабый уровень тревожности. Подросток не замечает появления проблем. У него отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение, когда этого требует ситуация. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке. Или считать, что ребята к нему хорошо относятся. Любые неприятности для него оказываются неожиданными.
Зона 2
Оптимальный уровень тревожности. Подросток вовремя замечает осложнение обстановки. У него имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях. Достаточная адаптивность и гибкость поведения, способность к предупредительному реагированию, готовность к неприятностям и осложнению ситуации.
Зона 3
Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни
подростка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим одноклассникам, и ему приходится проявлять повышенную озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Следует эти ситуации выяснить и помочь подростку либо в учебе, либо в самоорганизации.
Зона 4
Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации подростка, постоянном ожидании неприятностей. Он не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить ребенка успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят учащиеся, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими, но не высокими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли подростку с учебой, а не только ожидали или требовали высоких оценок. Попытки психолога преодолеть тревожность подростка через постепенное приучение его к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, нацеленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется. Высокая тревожность формирует зависимость от взрослых или от друзей, блокирует развитие самостоятельности, направляет процесс социализации по пассивному типу. Подросток не может действовать активно и предпочитает приспосабливаться, избегая риска и неопределенных ситуаций; может тормозиться развитие его творческих способностей.
Повышенный уровень тревожности (зоны 3-4) может компенсировать недостаточную исполнительность и организованность ученика (зоны 1-2). Неисполнительный, но тревожный подросток будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.
Беспечность (фактор F)
Зона 1
Преобладание у подростка пессимистического отношения к жизни, ощущения ее бессмысленности и собственной ненужности, иногда сочетается с повышенной настороженностью, озабоченностью имеющимися (или кажущимися) проблемами.
Его высказывания и манера поведения соответствуют в большей степени пожилому человеку, нежели школьнику. Подросток может избегать веселых компаний, вечеринок, шумных игр и соревнований, общение может утомлять и раздражать его. Подобное состояние иногда бывает свойственно учащимся, имеющим серьезные хронические заболевания; может свидетельствовать о предсуицидном состоянии. Необходимо выяснить причину и оказать психологическую помощь.
Зона 2
Серьезный и рассудительный подросток. Им осознается приоритетность учебы над развлечениями.
Зона 3
Наиболее типичное для подросткового возраста состояние. Стремление к активному образу жизни, потребность в развлечениях. Преобладание хорошего настроения, общего оптимистического отношения к жизни. Для подростка активная и наполненная событиями жизнь важнее учебы. Необходим контроль со стороны взрослых во избежание снижения успеваемости. Особенно контроль необходим в 10-м классе, т.к. подросток считает себя уже вполне взрослым и,
кроме того, успокаивается, поступив в класс с интересовавшей его профильной направленностью. До выпускных и вступительных экзаменов, как он полагает, еще очень далеко, это в 11-ом классе нужно будет серьезно думать об учебе, а пока можно и отдохнуть. Обычно же то, что
упущено в 10-ом классе, никому не удается наверстать во время учебы в 11-ом классе. Падение успеваемости и снижение уровня знаний оказываются необратимыми.
Зона 4
Высокая беспечность. Стремление жить весело, не задумываясь о последствиях. Учеба воспринимается как помеха. Контроль со стороны взрослых обязателен, но нельзя резко ограничивать подростка в развлечениях, т.к. веселая и полная событиями жизнь составляет для него основную ценность. Необходимо помочь подростку рационально распределять во времени учебные занятия и развлечения.
Нередко встречается сочетание одновременно и излишней беспечности (зоны 3-4), и повышенной тревожности (зоны 3-4). Такой подросток ожидает неприятностей, боится, что не успеет выполнить домашнее задание, получит плохую оценку, и ему попадет от родителей, но все равно желание развлекаться перевешивает. Он может на все махнуть рукой, уйти на вечеринку. Развлекаясь, может периодически со страхом вспоминать, что его ожидает, но продолжать развлекаться. При этом он старается придумать, как выкрутиться, чтобы и не выучить уроки, и не иметь неприятностей.
Эмоциональность (фактор С)
Зона 1
Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У подростка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей (так называемая «эмоциональная тупость»). Он выглядит спокойным, равнодушно рационалистичным, эмоционально может реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.
Зона 2
Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.
Зона 3
Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто эти проявления существуют скорее во внутреннем плане, чем выражены вовне. Подросток может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Зона 4
Высокая эмоциональная реактивность. Подросток не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность может усиливаться на начальной стадии подросткового кризиса.
Дипломатичность (фактор N)
Зона 1
Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меняется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старшими, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитанными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся. Иногда и одноклассники считают высказывания таких подростков обидными или неуместными, что может приводить к конфликтам и ссорам.
Зона 2
Поведение подростка характеризуется естественностью, но без излишней прямолинейности.
Зона 3
Подросток дипломатичен. Его поведение, манера общения, лексика и жестикуляция интуитивно меняются в зависимости от того, с кем он общается. Естественным образом он подстраивается, принимает манеру общения, свойственную собеседнику или ожидаемую им. С
таким подростком легко общаться окружающим его людям.
Зона 4
Поведение подростка неестественно, сковано, ему приходится продумывать манеру общения с различными людьми, постоянно контролировать себя в процессе общения. Не может ни с кем поделиться своими проблемами,
никому о себе ничего рассказать.