Диагностические методики для подростков 5-6 класса
Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой
Инструкция: «Теперь вы будете высказывать собственное мнение о себе, о том, что вам нравится, но не совсем свободно. Я вам буду говорить два варианта, они будут разделены союзом «или»(показать на доске). Вам надо будет выбрать и отметить крестиком тот, который соответствует вашему мнению о себе, как вы чаще себя ведете, что вам больше нравится. Нужно обязательно какой-то ответ выбрать, нельзя поставить два крестика сразу и нельзя пропустить. Сейчас все вместе начнем работать, и станет понятно, как надо отвечать.(Зачитать суждения под №1, показывая на доске на соответствующие клеточки ответного бланка.) К тебе хорошо относятся почти все ребята или только некоторые? Если все относятся хорошо, то ставите крестик здесь(показать на левый квадратик первой строчки ответной таблицы). Если только некоторые ребята относятся хорошо, то ставите крестик здесь(поставить крестик в правый квадратик первой строчки ответной таблицы)».
Далее прочтите еще две-три пары суждений, показывая на доске, в каком случае куда ставить крестик. Когда убедитесь, что все поняли, как надо отвечать, просто последовательно зачитывайте пары, четко интонационно разделяя их союзом «или». Каждая пара суждений зачитывается один раз. Если кто-то не понял, можно повторить. Следите, чтобы дети не пропускали ответы и не ставили одновременно два крестика. Предлагайте, чтобы они выбрали, как чаще поступают, что больше нравится.
Текст опросника
К тебе хорошо относятся почти все ребята | или | только некоторые ребята | |
Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раздражительный | или | тебе сразу хочется поговорить с кем-нибудь | |
При неожиданном звуке ты вздрагиваешь | или | ты просто оглядываешься | |
Бываешь ли ты иногда не уверен в себе | или | ты обычно чувствуешь себя уверенно | |
Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей | или | иногда тебе никого не хочется видеть | |
Если ты чем-то взволнован, то невольно говоришь громко | или | ты всегда разговариваешь спокойно | |
Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь | или | им не всегда это нравится | |
Если ты смотришь телевизор, а рядом громко разговаривают, это портит тебе удовольствие и злит | или | тебе это не мешает | |
Тебе бывает скучно, когда ты остаешься один и не с кем поговорить | или | тебе бывает приятно побыть одному | |
Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается | или | у тебя таких невезучих дней не бывает | |
Иногда ты можешь прихвастнуть | или | ты никогда не хвастаешься | |
Ты сидишь во время урока спокойно | или | любишь и повертеться | |
Ты обычно возражаешь маме, учителям, если считаешь, что они не правы | или | обычно ты просто выслушиваешь замечания | |
У тебя меньше друзей, чем у большинства ребят | или | у тебя их даже больше, чем у других | |
В игре ты любишь выигрывать | или | тебе все равно, выиграешь ты или нет | |
Ты считаешь, что ты всегда вежлив | или | ты бываешь и надоедливым | |
Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем | или | с тобой легко иметь дело | |
Меняешься ли ты обычно с ребятами своими вещами (карандашами, линейками) | или | ты никогда этого не делаешь | |
Бывало такое, что ты грубил своим родителям | или | никогда такого не было | |
Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно | или | тебе от радости хочется прыгать | |
Твои родители знают все лучше, чем ты | или | часто твое предложение бывает лучше | |
Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем | или | ты стал бы львом | |
Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре | или | ты легко соглашаешься, что был не прав | |
На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться | или | ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока | |
Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это | или | ты тоже к нему не очень хорошо относишься | |
Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать | или | нырять с вышки | |
Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания | или | иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать | |
Учителя часто говорят, что ты невнимателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях | или | они этого почти никогда не говорят | |
В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту | или | ты легко можешь и уступить | |
Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях | или | о том, как работают люди в заповедниках | |
Ты всегда следуешь советам старших (родителей, учителей) | или | ты на их рекомендации мало обращаешь внимания | |
Ты быстро знакомишься с новыми ребятами на даче, в лагере, во дворе | или | тебе трудно бывает подойти и первому заговорить | |
Кем бы ты больше хотел стать: бизнесменом, директором завода, банка | или | тебе интереснее было бы быть писателем или артистом | |
Если мама или учитель тебя отругают, ты очень расстраиваешься | или | у тебя почти не портится настроение | |
Обычно ты собираешь свой портфель с вечера | или | чаще это делаешь перед самым уходом в школу | |
Тебя нередко хвалит учитель, иногда делает замечания | или | он о тебе на уроках мало говорит | |
Ты можешь спокойно дотронуться до паука | или | паук тебе неприятен | |
Ты часто обижаешься | или | это случается очень редко | |
Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сразу идешь | или | только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну | |
Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком | или | ты совсем не смущаешься | |
Тебе больше нравятся уроки русского языка | или | математики | |
Ты долго помнишь о своих неудачах | или | ты быстро о них забываешь | |
Бывает, ты садишься за уроки и обнаруживаешь, что домашнее задание не записано | или | у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам | |
Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются | или | тебе не так-то это легко, как некоторым ребятам | |
Тебе больше нравятся уроки музыки, рисования | или | домоводство, ручной труд | |
Сидишь ты иногда без дела и чувствуешь себя плохо | или | такого с тобой не бывает | |
По пути из школы ты успеваешь погулять, зайти к друзьям в гости | или | после школы ты сразу идешь домой | |
Тебе труднее отвечать у доски, чем с места | или | ты никакой разницы не замечаешь | |
Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно | или | тебе это безразлично | |
Когда ты идешь в школу, тебя нередко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки положил | или | тебе такое не приходит в голову | |
У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело | или | ты не займешься другим, пока не доделаешь начатое | |
Ты чувствуешь себя уже достаточно самостоятельным человеком | или | ты пока себя таким не считаешь | |
Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного | или | ты сердишься на них | |
Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие | или | тебе надо немного больше времени, чем другим | |
Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя лежат на своих местах | или | иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь | |
Ты любишь все делать не спеша | или | тебе нравится, когда работа кипит | |
Ты стараешься хорошо подготовиться к контрольной работе, диктанту | или | ты надеешься, что тебе повезет | |
Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои действия, то это тебе не нравится | или | ты не обращаешь на это внимания | |
Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал | или | это тебя мало беспокоит | |
Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты | или | выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью |
Личностные особенности учащихся 5-6 классов (нормы)
Зоны | |||||||
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |||
Личностные особенности | |||||||
Исполнительность | Кеттелл(G) | 0-1 | 2-3 | ||||
Волевой самоконтроль | Кеттелл (Q3) | 0-1 | 2-3 | ||||
Активность | Кеттелл (D)- осн. | 0-1 | 2-3 | ||||
Кеттелл (Н) | 0-1 | 2-3 | |||||
Кеттелл (Q4) | 0-2 | ||||||
Самокритичность | Кеттелл (Q5) | 4-5 | 2-3 | ||||
Независимость, самостоятельность | Кеттелл (Е) | 0-1 | 2-3 | ||||
Тревожность | Кеттелл (О)- осн. | 0-1 | 2-3 | ||||
Кеттелл(Н) | 0-2 | ||||||
Кеттелл (F) | 0-2 | ||||||
Эмоциональность | Кеттелл(С) | 3-4 | 1-0 | ||||
Активность в общении | Кеттелл (Н)- оси. | 0-1 | 3-4 | ||||
Кеттелл(F) | 0-1 | 3-4 | |||||
Потребность в общении | Кеттелл (А) | 0-1 | 2-3 | ||||
Психическое напряжение | Кеттелл (Q4) | 0-1 | 2-3 | ||||
↓↓ | ↓ | N | ↑ | ||||
Физиологическая энергия | Люшер (ВК) | 0-0,05 | 0,51-0,91 | 0,92-1,99 | 2-5 | ||
+ | N | - | |||||
Эмоциональный фон | Люшер (СО) | 0-8 | 10-18 | 20-32 |
Интерпретация результатов
Исполнительность (фактор G)
Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его просят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения В этом случае необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жизни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.
Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется
Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени исполнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания Необходимо учить рациональному подходу к любой работе