Оценка привлекательности отрасли
Показатели отраслевой привлекательности | Вес | Оценка | Взвешенная оценка отрасли |
Емкость рынка и предполагаемый рост | 0,15 | 0,75 | |
Сезонные и циклические колебания | 0,10 | 0,80 | |
Сила влияния поставщиков | 0,10 | 0,10 | |
Интенсивность конкуренции | 0,25 | 1,00 | |
Появляющиеся возможности и угрозы | 0,15 | 0,15 | |
Потребность в капитале | 0,05 | 0,10 | |
Прибыльность отрасли | 0,10 | 0,30 | |
Социальные и политические факторы, государственное регулирование | 0,10 | 0,70 | |
Оценка привлекательности отрасли | 1,00 | 3,90 |
Пример многокритериальной матрицы
Зона С соответствует высоким уровням привлекательности рынка товара и конкурентоспособности фирмы; рекомендуемая стратегическая ориентация- агрессивный рост.
В зоне А привлекательность и преимущества находятся на низком уровне; стратегическая ориентация- продолжение деятельности без инвестиций или деинвестирование, как в случае « собак».
Зона В является промежуточной: конкурентное преимущество слабое, но привлекательность рынка большая. Стратегия -селективный рост.
В зоне D конкурентное преимущество фирмы значительное, но привлекательность рынка мала.
Промежуточные зоны соответствуют менее четким позициям, которые часто трудно интерпретировать.
Выбор стратегии
Имеющиеся стратегические альтернативы.
—Инвестировать,чтобы удерживать занятую позицию и следовать за эволюцией рынка.
—Инвестировать в целяхулучшения занимаемой позиции.
—Инвестировать, чтобывосстановить утерянную позицию.
—Снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай».
—Деинвестировать и уйти с рынка или из сегмента с низкой привлекательностью, где фирма не в состоянии добиться надежного конкурентного преимущества.
Рис. Матрица жизненного цикла портфеля
Роль портфельного анализа направлений деятельности
Портфельный анализ - это завершение и конкретизация процесса стратегического маркетинга.
Независимо от применяемого метода этот анализ основывается на:
—четком распределении направлений деятельности по рынкам товара или сегментам;
—индикаторах конкурентоспособности и привлекательности, позволяющих сравнивать стратегическую ценность различных направлений;
—связи между стратегическим положением и экономическими и финансовыми показателями (особенно в методе БКГ).
Главная слабость портфельного анализа - в получении картины настоящего (или даже недавнего прошлого), которую сложно экстраполировать.
Соответствие Соответствие
Соответствие
Рис. Система стратегического маркетинга
БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Первая ступень разработки стратегии развития заключается в уточнении источников удерживаемого конкурентного преимущества, которое становится базой для дальнейших стратегических и тактических шагов.
Чтобы выявить такое преимущество, необходимо ответить на следующие вопросы:
— Каковыключевые факторы успеха для рассматриваемого рынка товара или сегмента?
— Каковысильные и слабые стороны фирмы по отношению к этим ключевым факторам?
— Каковы сильные и слабые сторонысамого опасного конкурента по отношению к этим же ключевым факторам?
Исходя из этой информации, фирма может:
(a) определить конкурентное преимущество, в отношении которого у нее наилучшая позиция;
(b) принять решение о достижении такого преимущества в конкретной области;
(c) попытаться нейтрализовать конкурентные преимущества своих соперников.
Три базовые конкурентные стратегии, различающиеся по своему целевому рынку (весь рынок или некоторый его сегмент) и по типу реализуемого конкурентного преимущества: по издержкам или по превосходящим качествам товара (Портера,1980).
Рис. Базовые стратегии по Портеру.
Источник: Porter М.Е. (1980).
ТИП КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА | |||||||
Низкие издержки | Дифференциация | ||||||
ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК | Широкий круг покупателей на всем рынке Отдельный сегмент покупателей или рыночная ниша | Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия широкой дифференциации | ||||
Сфокусированная стратегия низких издержек | Сфокусированная стратегия дифференциации | ||||||
Рис. Пять основных конкурентных стратегий