Понятие и сущность маркетинга продаж

Маркетинг продаж - это деятельность, с помощью которой продажи товара организуются таким образом, чтобы приносить наибольшую прибыль. С помощью маркетинговых инструментов, маркетинг продаж позволяет осуществлять продвижение товара, увеличивать объем продаж, определить целевые аудитории для разных товаров, позиционировать товар для определенных сегментов потребительского рынка, управлять спросом, анализировать позиции конкурентов и сами продажи.

Маркетинг продаж – залог процветания фирмы. Для успешного существования компании и ее развития необходимо, чтобы все подразделения компании работали в одном ритме, так как в ситуациях, когда продажи успешны, а маркетинг не может обеспечить им достойную поддержку, или, наоборот, при развитом маркетинге производство не в состоянии гарантировать качественный продукт, возникает кризис координации. Выход из такого кризиса – в создании специального отдела компании, чьей основной задачей и будет маркетинг продаж.

Маркетинг продаж оперирует такими инструментами, как: - сегментирование рынка в целях выбора целевой потребительской аудитории, что позволит сформировать клиентскую базу, экономить время и усилия при поиске потенциальных клиентов, сконцентрировать внимание на перспективных направлениях, выбрать правильную сбытовую стратегию; - позиционирование товара в целях воздействия на потребительский спрос; - анализ конкурентоспособности как компании в целом, так и ассортимента продукции, или отдельных товаров; - анализ продаж в соответствии с Принципом Парето, что позволяет компании сконцентрироваться на важном, а не на второстепенном, обосновывать важность продукта в ассортименте производимых компанией продуктов, управлять ассортиментом; - управлять спросом, прогнозировать уровень продаж в определенных периодах на основании данных маркетинговой информационной системы, включающей в себя систему внутренней отчетности, систему маркетинговых исследований и делового наблюдения.

Маркетинг продаж чрезвычайно важен для бизнеса. Без грамотной маркетинговой политики трудно найти клиентов, заинтересованных в товарах и услугах компании, а без эффективного управления продажами компания не сможет получить прибыль. Задача маркетинга продаж состоит в том, чтобы создать у потребителя уверенность в том, что он действительно нуждается в приобретении вашего продукта, и продать ему желаемый продукт, вступив с потребителем в доверительный межличностный контакт.

Методы продаж товара

Любое предприятие самостоятельно выбирает систему и методы продажи своей продукции.

Выделяют три основных метода сбыта:

1) прямой – производитель работает с конечным потребителем без услуг посредников;

2) косвенный – в процессе товародвижения производитель использует независимых посредников;

3) комбинированный – в качестве посредников используются организации со смешанным капиталом, включающим в том числе и капитал самой фирмы-производителя.

Важным вопросом фирмы при организации товародвижения является вопрос выбора наиболее эффективной системы товародвижения. При этом необходимо решить, заниматься ли прямой продажей или с помощью посредников.

Как показывает практика, прямые продажи выгодны, если:

1) объем продаваемого товара велик;

2) потребители сконцентрированы на сравнительно небольшой территории;

3) высок уровень сервиса;

4) наличие «транзитной нормы товара», т. е. объем каждой производимой партии товара равен объему вагона (контейнера);

5) развита складская сеть в местах продаж;

6) себестоимость продукции намного ниже рыночной цены, что позволяет осуществлять расходы на содержание собственного сбытового аппарата;

7) финансовое положение фирмы достаточно устойчиво;

8) товар не является скоропортящимся и не подвержен моральному старению;

9) фирмой хорошо изучен рынок.

Решая вопрос о системе товародвижения, фирма решает вопрос и о выборе канала распределения товара.

Канал распределения товара– это тот путь, по которому товар с помощью различных фирм и отдельных лиц движется от производителя к потребителю.

Структура (протяженность) канала распределения– это число промежуточных звеньев между производителем товара и потребителем.

Канал нулевого уровня: производитель – потребитель; одноуровневый канал: производитель – розничный торговый потребитель; двухуровневый канал: производитель – оптовые организации – розница – потребитель.

Чем больше структура канала распределения, тем тяжелее производителю контролировать деятельность его участников.

Функции каналов распределения:

1) исследовательская – постоянное изучение рынка;

2) функция взаимосвязей – установление контактов с потенциальными покупателями, а также подгонка товара под выдвигаемые требования рынка (сервисное обслуживание, упаковка, фасовка, сортировка и т. д.);

3) функция согласования – заключение договоров, контрактов, проведение деловых переговоров;

4) организационная – разработка и формирование наиболее оптимальной системы транспортировки и складирования;

5) стимулирующая;

6) финансовая;

7) функция риска.

Создание рациональной товаропроводящей сети очень важно, так как при слишком большом числе посредников фирма может попасть под их зависимость, что ограничит ее влияние над ними, и как следствие, фирма может потерять контроль над определенным рынком.

Наши рекомендации