Новые явления в розничной торговле в современных условиях в России и за рубежом.
На современном этапе развития экономики торговля вовлечена в сложные международные, межрегиональные, межотраслевые и внутриотраслевые связи, которые проявляются в развитии интеграционных процессов, концентрации торгового капитала. На потребительском рынке России эти процессы продолжают динамично развиваться. Существенная особенность интеграции в торговле состоит в том, что она, начавшись позже, чем интеграция в промышленности и банковской сфере, получила широкое распространение и представлена в отрасли всеми возможными видами и формами Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: ЭКМОС , 2006. - С.66.
Рыночные процессы и конкуренция в торговле способствовали развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. Однако развитие интеграционных процессов в торговле на разных уровнях управления осуществляется без разработки концепции развития интеграции и без увязки интеграционных процессов на макро-, мета- и микроуровне. Научные исследования в области торговли в основном сосредоточены на выделении и прогнозировании тенденций ее развития. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изученными остаются вопросы отраслевой интеграции и ее комплексной оценки в торговле.
Развитие международного сообщества в сфере экономических отношений и объединение государств в некую социально-политическую общность сформировали необходимые предпосылки для реализации идей интеграции.
В современных условиях использование интеграции как важнейшего инструмента оптимизации экономики требует четкого понимания ее сути, возможностей и преимуществ.
В связи с переходом ведущих стран на постиндустриальный этап развития, созданием и расширением общества потребителей, в области оптово-розничной торговли произошли весьма серьезные, порой революционные изменения, существенно повлиявшие на масштабы и роль данной отрасли мировой экономики, прежде всего в развитых странах.
Постепенная эволюция форм торговли, основанная на экономии на торговых издержках, снижении цен для победы в конкурентной борьбе, привела к созданию и успешному существованию разнообразных видов предприятий оптово-розничной торговли. Можно говорить о таком явлении, как глобализация деятельности в оптово-розничной торговле, сущность которой заключается в увеличении масштабов оптово-розничных компаний и усилении их влияния на все процессы развития торговли. Глобализация проявилась в виде появления новых видов предприятий, более крупных по объемам деятельности, сочетающих в себе ориентацию на конкретную группу покупателей, на единую ценовую политику, универсальное технико-технологическое обеспечение, единую технологию продаж и систему управления. Эти предприятия постепенно превратились в крупные оптово-розничные компании Дудакова И.А. Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект) Под ред. проф. В.П. Федько. Шахты, 2005. С. 130-133..
Именно появление оптово-розничных компаний и их бурное развитие повлекли за собой переход значительной части функций оптовой торговли к сетевым компаниям. Одной из основных функций оптовой торговли всегда была работа по закупке товаров. Теперь эту функцию выполняют сами оптово-розничные компании (именно они сейчас осуществляют огромные внешнеторговые закупки), также как и организационно-технические функции (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка). А специализация торговых компаний на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой. Таким образом, постепенно изменился сам характер торговли, изменилась структура отрасли оптово-розничной торговли Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий - М.: ИВЦ 2005 - С.96.
Появление и успешное развитие оптово-розничных компаний - важнейший новый элемент в современной структуре торговли. Эти структурные изменения имеют положительный эффект также для потребителей и экономики в целом, так как оптово-розничные сети являются более эффективной формой торговли по сравнению с традиционной системой оптовых сетей и индивидуальных магазинов.