Континиум внешней и внутренней мотивации
(Дейч и Раен)
Авторы, в зависимости от внешних и внутренних источников побуждения, различают:
1) Внешнюю мотивацию (например, деньги, хорошие оценки, одобрение других людей и т.д.)
2) Внутреннюю мотивацию (внутренне присуща той деятельности, которая осуществляется, заключена внутри нее).
Внешняя – интроецированная – идентифицированная мотивация мотивация регуляция
– интегрированная – внутренняя
Регуляция мотивация
ТЕМА: ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблемы выделения базовой мотивации
Понятие базовой мотивации подразумевает в своей основе следующие критерии:
1) Базовая – первичная, не сводимая к чему-то другому, исходная для анализа.
2) Она считается врожденной, данной субъекту по природе.
3) Если есть базовая или первичная мотивация, значит, есть и вторичная, а также механизм преобразования базовой во вторичную, производную.
Объяснительные модели базовой мотивации
Концепция Уильяма Мак Дугалла, который считал главными побудителями человеческого поведения, базовыми мотивами – инстинкты.
Инстинкт по Мак Дугаллу имеет структуру и состоит из трех неразрывных частей:
ИВ
ЭИ ГД
1) Познавательнаячасть. Мак Дугалл называет ее – избирательность восприятия (ИВ).
2) Аффективнаячасть. Мак Дугалл называет ее - эмоциональный импульс (ЭИ). Это основной аспект инстинкта – ядро инстинкта.
3) Моторная часть. По Мак Дугаллу, это – готовность двигательных механизмов к реализации инстинкта, это готовность к действию (ГД).
По критерию наличия эмоционального ядра Мак Дугалл в разные годы выделяет разное количество базовых инстинктов (от 10 до 18 инстинктов). Но он так и не смог выделить эмоционального ядра для таких типовых базовых инстинктов, как пищевой инстинкт, инстинкт продолжения рода.
Бихевиористские теории мотивации.
Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Хал, Б. Скиннер.
Специально мотивацию, как самостоятельный объект психологии они не рассматривают.
Объясняют поведение посредством схемы «стимул – реакция», то есть активным источником реакций организма является внешний раздражитель, внешний стимул.
Чтобы объяснить происхождение, изначальных для анализа поведения, элементарных безусловных реакций и подчеркнуть их врожденный характер, применяется специальное понятие – драйв.
Механизм преобразования первичных драйвов во вторичные потребности, которые связаны уже с условными реакциями – это механизм научения или в первоначальном варианте Уотсона механизм обусловливания первичных драйвов.
Например, согласно теории драйва Хала всю мотивацию можно свести к нескольким драйвам, таким как жажда, секс и избегание боли.
Психоаналитические концепции
Классики психоанализа, З.Фрейд и его ученики, задавались проблемой первичных мотивов, проблемой бессознательной мотивации. Эти мотивы именуются инстинктами,первичными влечениями.
Зигмунд Фрейд
Считал, что любая активность человека определяется инстинктами.
Источник влечения или инстинкта - либидозная энергия
Фрейд выделяет 4 компонента влечений или инстинктов:
Источник инстинкта - тело или часть тела или, возможно, химическая реакция в мозгу, порождающая потребность. Возникая в теле, инстинкт проникает в сознание и вызывает напряжение, которое в действительности является потребностью в удовлетворении инстинкта.
Цель каждой инстинктивной потребности – снизить это напряжение.
Инстинктивный импульс – это количество энергии, необходимое для удовлетворения влечения.
Объект инстинкта - стимул, который позволяет достичь цели.
Существует три класса инстинктов:
- сексуальные инстинкты (инстинкт жизни),
- инстинкт смерти,
- инстинкты самосохранения.
Антогонистические отношения сексуального инстинкта и инстинкта смерти – основа фундаментального, биологического внутреннего конфликта (в бессознательном).
Фрейд рассматривал мотивацию как нарастание или снижение инстинктивного возбуждения, охватывающего человеческий разум.
Согласно Фрейду, осознавание мотивов происходит тогда, когда они проникают в сознание из предсознательного или бессознательного. В качества примера Фрейд приводит метафору с двумя комнатами.
Фрейд показывает два механизма преобразования инстинктов или влечений:
Катексис – это помещение либидозной энергии в определенный объект, фиксация этой энергии на определенном объекте. В результате первичная энергия теряет свою подвижность.
Сублимация – высвобождения первичной энергии или перенаправления природной энергии в культурное русло путем «прорытия канала».
Вильгельм Райх
Сосредоточил свое внимание на изучении либидозной энергии. Он дал ей свое название – оргон (оргональная энергия). Это базовая мотивация по Райху.
Он считал, что личностные проблемы проявляются только в теле: в скованности мышц, в мускульном панцире, в мускульном характере субъекта.
Социальные отношения Райх считал вторичными.
Человек правильно мыслит, имеет правильное представление о себе тогда, когда его тело и все его функции структурированы и правильно функционируют – но не наоборот.
По Райху личность – это здоровое тело, полноценное телесное реагирование. Он не разделял тело и психику – телесные функции связаны с психическими.
Полноценное тело по Райху – это когда оргональная энергия найдет свое законное по природе место.
Альфред Адлер
Считал изначальным для анализа социальное чувство – чувство общности (или общественный интерес).
Изначальный базовый мотив – это необходимость войти в общество, занять в нем полноценное место.
Адлер выделяет и препятствие к его реализации - мотивационный конфликт:чувство неполноценности – стремление к превосходству.
Эти три чувства являются врожденными, бессознательными и составляют структуру Эго (Я).
Чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, а конфликт является источником развития личности.
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства - преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству.
Эти комплексы в норме дополняют друг друга. Развитие личности зависит от того, каким образом будет компенсироваться комплекс неполноценности.
Превосходство может принимать негативное или позитивное направление.
Карл Густав Юнг
Структура личности по Юнгу включает:
- сознание,
- индивидуальное бессознательное (эти 2 части - чисто
личностные прижизненные приобретения),
- коллективное бессознательное (своего рода «память
поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок
появляется на свет).
Источником, движущей силой развития личности является либидозная энергия, которая принимает различные формы и канализирует опыт человека через врожденные архетипы.
Коллективное бессознательное– это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком во все времена.
Архетип (древний тип, исходный тип) – это единица коллективного бессознательного. Архетип обладает всеми признаками базовой черты, исходной для анализа.
Основные архетипы взаимодействуют друг с другом, то есть наличествует определенный мотивационный конфликт. Именно он является исходным для развития личности.
Юнг метафорически представлял строение личности так:
Архетип «Я» («Эго») - само представление человека о себе – это центральный элемент личного сознания, и оно должно быть построено за его жизнь.
Архетип тени – центр личного бессознательного, вытесненные желания, которыми трудно управлять.
Архетип персона или маска. Если человек столкнулся со своей тенью, ему нужен еще один архетип, ему нужна защита от тени. Тогда образуется сознательный архетип – персона или маска.
Архетип анима (у мужчины) или анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают представления о противоположном поле.
Архетип самость - центральный архетип всей личности, «архетип порядка и целостности личности». Он соединяет сознательную и бессознательную части так, чтобы они дополняли друг друга.
Основная идея Юнга – идея динамического равновесия: «единство сознательного и бессознательного» - это и есть Самость. В процессе развития личность обретает все большую целостность.
Процесс развития личности – процесс индивидуации. Предел процесса индивидуации – Самость. Индивидуация – путь к себе, к Самости, а на самом деле – путь к коллективному или общечеловеческому бессознательному.