Ответственность поставщика в случае запрета на ввоз товаров (эмбарго)
В качестве одного из обстоятельств непреодолимой силы в договорах поставки часто указывают установленные государством ограничения по ввозу или вывозу отдельных видов товаров. Обычно это условие включают поставщики, поскольку данное обстоятельство может прямо повлиять на исполнение их обязательств по договору.
Такие ограничения или запреты называют "эмбарго", под которым понимается, в частности, государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определенного вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты (Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2011).
На территории РФ ограничения внешней торговли могут быть предусмотрены в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (гл. 8 данного Закона). Кроме того, запреты по ввозу товаров могут вводиться в качестве специальной экономической меры в целях безопасности и защиты национальных интересов согласно Федеральным законам от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" и от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах".
Примером специальной экономической меры является запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определенных стран происхождения (Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305 и от 30 июня 2017 г. N 293"). Перечень запрещенной к ввозу продукции указан в Приложении к данному Постановлению.
Такой запрет может стать причиной невозможности исполнить обязательства по передаче товара как для поставщика по внешнеторговому контракту, так и для поставщика, закупившего товары за пределами РФ с целью перепродажи внутри страны (например, оптовой продажи в торговые сети). Вопрос привлечения к ответственности в этом случае может быть решен по-разному в зависимости от вида сделки.
1. При исполнении внешнеторговых контрактов запретительные меры государств, запрет торговых операций вследствие принятия международных санкций признаются обстоятельствами непреодолимой силы, освобождающими сторону от ответственности (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14). Обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ (пп. "н" п. 3 ст. 15 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
2. При исполнении договоров, заключенных между российскими предпринимателями на поставку товаров иностранного производства на территории РФ, запрет на ввоз товаров может не признаваться обстоятельством непреодолимой силы.
Есть постановление, в котором суд, рассматривая спор по кредитному договору, не признал обстоятельством непреодолимой силы ограничение на ввоз товаров, с которыми была связана деятельность заемщика. Суд указал: заемщик, предприятие которого расположено в Калининградской области, не доказал, что его основные поставщики - иностранные юридические лица и он не мог приобрести товар в другом регионе РФ. Кроме того, подобный запрет вводился и до заключения кредитного договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2014 по делу N Ф07-6569/2013).
Существует вероятность, что запрет на ввоз товаров, предусмотренный согласно Постановлению Правительства РФ от 07.08.2014 N 778, суд также может не признать обстоятельством непреодолимой силы. Запреты на импорт вводились и ранее, в частности, для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения (см., например, Письма Россельхознадзора от 17.07.2009 N ФС-ГГВИ/7340, от 25.01.2010 N ФС-НВ-2/510, Роспотребнадзора от 06.07.2011 N 01/8398-1-32). Соответственно, можно сделать вывод, что признак чрезвычайности, подразумевающей невозможность предвидеть наступление события, в данном случае отсутствует. Кроме того, необходимо учитывать, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Представляется, что введение запрета на ввоз товаров может быть отнесено к указанному риску.
В то же время запрет на ввоз товаров в РФ может быть обстоятельством, которое влечет невозможность исполнить обязательство, в результате чего оно прекращается на основании п. 1 ст. 417 ГК РФ (в связи с изданием акта органа государственной власти). В этом случае сторона, не исполнившая обязательство, может быть освобождена от ответственности, поскольку положения п. 1 ст. 417 ГК РФ являются специальными. Они устанавливают иные по сравнению с предусмотренными в п. 3 ст. 401 ГК РФ правила привлечения к ответственности. В п. 1 ст. 417 ГК РФ определено: стороны, понесшие убытки в результате прекращения обязательства из-за того, что был издан акт органа государственной власти или местного самоуправления, вправе требовать их возмещения в соответствии со ст. ст. 13 и 16 ГК РФ.
Таким образом, если будет установлено, что обязательство по поставке товаров, попавших под запрет на ввоз в РФ, прекратилось, то покупателю может быть отказано в возмещении убытков или применении других мер ответственности в отношении поставщика.
См. дополнительно:
- в каких случаях эмбарго является основанием для прекращения обязательств.