Характеристика особенностей в современной международной торговле

Современный этап развития международной торговли характеризуется рядом особенностей:

1. Ускорение развития международной торговли после второй мировой войны.

2. Товарный экспорт увеличился по стоимости в 37 раз, под влиянием роста цен (инфляции) и роста объемов.

3. Характерной чертой внешней торговли является ее преимущественный рост по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран.

4. Рост международной торговли в реальном выражении опирается на расширение промышленного и сельскохозяйственного производства.

5. Тенденция роста экспортной квоты экономики.

Экспортная квота экономики исчисляется, как отношение экспорта товаров и услуг к валовому внутреннему продукту страны, и показывает, какая доля всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке. Если экспортная квота отрасли выше, чем по экономике в целом, это свидетельствует о направлении специализации страны в международной торговле.

Пример: для Германии экспортная квота выше, чем в среднем для электротехнической, химической промышленности, общего машиностроения и автомобилестроения.

Ведущая роль в международной торговле принадлежит промышленно развитым странам.

6.Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле.

7. Ведущая роль в мировой торговле принадлежит трем центрам мирового хозяйства: США, ЕС, Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.

8. Важная черта международного товарообмена - неравномерность развития внешней торговли отдельных государств.

Основной тенденцией изменения товарной структуры международной торговли является рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров.

Положения на рынках сырья и минерального топлива складывается под влиянием борьбы двух тенденций в мировом хозяйстве. Первое - относительное снижение роли сырьевых товаров в материальном производстве. В условиях НТР это процесс ускоряется под влиянием структурных сдвигов в экономике в пользу новейших отраслей, отличающихся меньшей материалоемкостью, а также энергосберегающих производств. Рост экономической эффективности использования первичных ресурсов приводит к относительному снижению спроса на многие традиционные виды сырья и материалов. Кроме того, расширяется замена натурального сырьясинтетическим.

Вторая тенденция обусловлена такими важными факторами, как ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов. Для удовлетворения периодически возрастающего спроса на сырье и топливо в промышленную разработку вовлекаются новые, часто экономически менее эффективные месторождения. В связи с обострением экологических проблем возрастают расходы на восстановление природной среды. Это обуславливает рост издержек и ведет к увеличению цен на него.

Внешняя торговля товарами - часть международной торговли, представляющая собой форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран.

Характеристика особенностей в современной международной торговле - student2.ru

Характеристика особенностей в современной международной торговле - student2.ru

Внешняя торговля делится наэкспортнуюи импортную. Если Экспорт > Импорта, отсюда следует наличие у государства активного торгового баланса ("благоприятный торговый баланс"). Экспорт < Импорта - пассивныйторговойбаланс.

Внешняя торговля характеризуется тремя показателями:

- объемом внешнеторгового оборота;

- товарной структурой,

- географической структурой.

Внешнеторговые операции включают основные и вспомогательные операции.

Основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже товаров или по обмену товарами (бартер). Это операции, зафиксированные во внешнеторговых договорах.

Вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчеты между экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, рекламными агентами и организациями, исследующими конъюнктуру рынка.

Для внешнеторговых операцийважное значениеимеют обычаи делового оборота.

Обычай делового оборота - это международное обыкновение, которое в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеторговый оборот,лишьесли участники последнего договорились о таком регулировании.

Развитие внешнеторговых отношений связано с функционированием:

1. Всемирной торговой организации (ВТО).

2. Конвенция ООН о контрактах международной купли-продажи - "Венскаяконвенция", предусматривающая для России (с1991 г.) следующее:

а) стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих международных отношениях;

б) при отсутствии договоренностей об ином, считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать, и который в международной торговле широкоизвестен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей отрасли торговли.

Международные правила толкования торговых терминов ~ "ИНКОТЕРМС"(I.C.TERMS 1990), разработанные международной торговой палатой. Использование этих правил позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации терминов в практике контрактной работы в различных странах.

Термины сгруппированы в четыре основные категории:

группа "Е" - включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца;

группа "F" - включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар с транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FAS, FOB);

группа "С" - включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери и повреждения товара и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров (CFR, GIF, CPT, CIP);

группа "D" - включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

Таблица 22

Группа Код условия Условие
  EXW Франко - завод
  FCA FAS FOB Франко - перевозчик Свободно вдоль борта судна Свободно на борту
  CFR GIF CPT CIP Стоимость и фрахт Цена, страховка, фрахт Перевозка оплачена до.Перевозка и страховка оплачены до .
  DAF DES DEQ DDU DDP Доставленодо границы Доставлено с судна Доставлено до причала Доставлено без оплаты пошлины Доставлено с оплатойпошлины

Типизированные условия каждого термина сформулированы в десяти пунктах обязательствах, где каждое обязательство (А) продавца отражает адекватное обязательство (В) покупателя по тому же вопросу.

EXW - минимальные обязанности и риск продавца, минимальная цена товара, максимальные расходы и риск покупателя.

FCA - продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте и пункте.

Международная торговля услугами

Услуга - это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего потребления ту или иную человеческую потребность.

Обращающиеся услуги разнообразны и разнородны, и поэтому они распадаются, в свою очередь, на отдельные более узкие рынки: лицензий и «ноу-хау», инженерно-консультационных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Еще в конце 50-х годов доля всех видов услуг в ВВП стран Запада превышала 55%, а в 90-е годы она близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель с примерно 45% приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: в США - около 80%, в России - около 45%.

Что объединяет различные виды трудовой деятельности в сферу услуг? Преждевсегото, что этот труд производит потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществленной формы (хотя ряд услуг приобретает ее в виде программ для ЭВМ, кинолент, различной документации и др.).

Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX века происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. А как показывает практика индустриально развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спросрастетпрежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг.

Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствуют увеличению числа специализирующихся в данной отрасли компаний и организаций. Этому помогает информатика, дающая производителям услуг возможность расширять географию своей деятельности, опираясь на современные средства связи и вычислительной техники. Услугами с целью их продажи все шире занимаются также компании и организации сферы материального производства. Примером могут быть производители ЭВМ, продающие не только свои компьютеры, но также программное обеспечение и вычислительные услуги. В результате, услуги во все возрастающей степени поступают на рынок, в том числе внешний.

Хотя международная торговля услугами моложе торговли товарами, у нее также солидный стаж. Первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы: еще 3,5 тыс. лет назад они регулярно занимались фрахтом товаров для торговцев из других стран. Родоначальниками международного туризма были древние греки: 2,5 тыс. лет назад и философ Пифагор, и историк Геродот путешествовали по другим странам с познавательной целью.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах производителями и потребителями. Это обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранить товары. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производства услуг. Вместе с тем, информатика все больше позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстоянии.

Во-вторых, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (во многих случаях и для послепродажного обслуживания).

Одновременно международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг. В то же время рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран,.представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающим преимущественно в личное потребление. Вряд ли можно надеяться на заметный рост международной торговли такими видами услуг, как коммунальные и бытовые, хотя у других видов потребительских услуг перспективы лучше.Так, успехи здравоохранения и образования в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев для лечения и учебы, высокий уровень развития культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за рубежом, а быстрое развитие туризма все шире привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, гостиничное хозяйство, музеи и другие предприятия культуры.

Однако и сейчас, и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугамизанимаюти будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisable) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы(модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой международной экономики. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.23).


Таблица 23

Классификация торгуемых услуг

Вид Подвид Платежи между резидентами и нерезидентами
I.Транспорт пассажирский Международная перевозка пассажиров всеми видами транспортаноказание сопутствующих услуг
  грузовой Международная перевозка грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
2. Поездки Деловые Товары и услуга, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
  Личные Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3. Связь   Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
4. Строительство   Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
5. Страхование   Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами *
6. Финансовые услуги   Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)
7. Компьютерные и информационные услуги   Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров
8. Роялти и лицензионные платежи   Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
9. Другие бизнес-услуги Посреднически услуги Комиссия за посредничество
  Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
  Прочие деловые, профессиональные и технические услуги Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
  Прочие Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительственные услуги   Поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятсяна:

факторные услуги (factorservices) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

не факторные услуги (non-factorservices) - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах.

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии - со способами доставки услуг потребителю услуги делятсяна:

услуги, связанные с инвестициями (investment-relatedservices), - банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

услуги, связанные с торговлей (trade-relatedservices), - транспорт, страхование;

услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investmentservices), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (табл.24).

Таблица 24

Международные сделки с услугами

     
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть классифицированы в различных клетках матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разрядуВ

, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

Особенности международной торговли услугами:

регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Факт пересечения границы не может выступать критерием экспорта услуги: услуги не подлежат хранению;

производство и реализация услуг имеет большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля;

международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие; не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли.

Виды услуг,

I. Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Франчайзер - это головная фирма системы франчайзинга, это лицензиар франчайза.

Франчайзиат - это лицензиат франчайзи.

Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).

Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания...

Франчайзингпригоденв первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги,автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.).

Франчайзинг является средством мобилизации капитала.

Типы франчайзинга:

товарный, который связан с продажей товарных группфранчайзерафранчай-зиату с платежами и с определенными условиями;

бизнес-формат франчайзинг - предоставление целого пакета услуг франчайзиа-ту со стороны франчайзера: передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест размещения, товарные знаки, фирменное название и другое.

Примеры франчайзинга в России: "Макдональдс", "Кока-кола", ...

2. Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала за счет:

системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов; многовариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального варианта для заказчика;

разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных технологий, оборудования;

использование современных методов организации и управления всеми стадиями осуществления проектов.

Услуги инжиниринга можно разделить:

группа - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса.

группа - услуги по обеспечению нормального хода продукции.

В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте.

3. Реинжиниринг - это инжинерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости (табл.25)

Таблица 25

Наши рекомендации