Факторы, определяющие уровень мотивации
Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:
· значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
· вера и надежда на выдающееся достижение;
· субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
· субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.
СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ
На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:
· Социальная – мотивация персонала;
· Мотивация для обучения;
· Самомотивация.
Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:
· система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
· система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
· особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.
Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:
· экономические методы (материальная мотивация);
· организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
· социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).
Мотивация учащихся
Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:
· создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
· эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
· сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
· имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
· позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
· придание фактам элементов новизны;
· актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
· использование позитивной и негативной мотивации;
· социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).
Самомотивация
Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:
· аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
· самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
· биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
· развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
· визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.