Ахлю-ль-бейт учили своих последователей использовать узаконенные шариатом средства приближения к Аллаху
Всевышний Аллах побуждает верующих быть богобоязненными и приближаться к Нему посредством покорности Ему. Всевышний сказал:
ﭽﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﭼ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, — быть может, вы преуспеете»[63].
Ат-Туси сказал, комментируя этот аят: «В этом аяте Всевышний Аллах обращается к верующим и повелевает им быть богобоязненными, то есть избегать ослушания Его и искать приближения к Нему»[64].
В тафсире Шуббара говорится: «Подразумевается покорность Аллаху, которая поможет вам получить Его награду»[65].
А в его тафсире «Аль-джаухар ас-самин» говорится: «Подразумевается покорность, которая поможет вам снискать Его награду Его Сады и Его довольство» [66].
Фахруддин ат-Турайхи сказал в «Тафсир гариб аль-Куран»: «“Ищите пути приближения к Нему” — то есть ищите то, что поможет вам приблизиться к Нему»[67].
Ахлю-ль-бейт разъяснили, что приближения к Аллаху нужно искать посредством благих дел, а не выдуманных посредников между Аллахом и людьми.
Имам ‘Али ибн Абу Талиб (мир ему) сказал в «Нахдж аль-баляга» о средствах приближениях к Аллаху и обращении к Нему с мольбами: «Наилучшее средство приближения к Всевышнему Аллаху — вера в Него и Его Посланника и джихад на Его пути, ибо это вершина ислама, и свидетельство единобожия, соответствующее естественной человеческой природе, и совершение молитвы должным образом, ибо она есть религия, и выплата закята, ибо закят — обязанность, и пост в месяц рамадан, ибо он — щит от наказания, и хадж и ‘умра, ибо они избавляют от бедности и грехов, и поддерживание родственных связей, ибо оно способствует обогащению и долголетию, и тайная милостыня, ибо она способствует прощению грехов, и открытая милостыня, ибо она отводит от человека скверную смерть, и благие дела, ибо они избавляют человека от унизительного, позорного конца»[68].
Имам ас-Саджжад (мир ему) записавший самые искренние и чистые формулы тавассуля в мольбе, привёл и мольбу, передаваемую Абу Хамзой аль-Мисали: «И хвала Аллаху, к Которому я взываю каждый раз когда у меня возникает какая-нибудь потребность, оставаясь наедине с Ним, где бы я ни был, безо всякого заступника, и Он дарует мне то, о чём прошу я… Хвала Аллаху, к Которому я взываю и не взываю ни к кому, кроме Него, а если бы я обратился с мольбой к кому-нибудь, кроме Него, мольба моя осталась бы без ответа!»[69].
Он также сказал: «Хвала Аллаху, на которого я надеюсь и не надеюсь при этом ни на кого другого. А если бы я надеялся на кого-нибудь другого, надежды мои оказались бы напрасными».
И он сказал в «мольбе покорных»: «Нет средства приближения к Тебе, кроме Тебя Самого»[70].
Он также сказал: «К Тебе взывают, когда есть приятные дела и заботы, и к Тебе устремляются, когда случается неприятное»[71].
Он также сказал: «Ни с кем, кроме Тебя, не связываю свои надежды, ни к кому не взываю я, кроме Тебя, и ни к кому не обращаю зов мой, кроме Тебя»[72].
Имам Джа‘фар ас-Садик (мир ему) сказал: «Меня удивляет пребывающий в печали: отчего не прибегнет он к Словам Всевышнего:
ﭽ ﮜ ﮝ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﭼ
“Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых (по отношению к самому себе)!” А ведь я слышал, что Всевышний Аллах сказал после этого аята:
ﭽ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﭼ
“Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих”[73]. Меня удивляет тот, против кого строят козни: отчего не прибегнет он к Словам Всевышнего:
ﭽ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﭼ
“Вы вспомните то, о чем я вам говорю. Я вверяю свое дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов”. А ведь я слышал, что Всевышний Аллах сказал после этого аята:
ﭽ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﭼ
“Аллах защитил его от зла того, что они замыслили”[74]»[75].
Сам он обращался к Господу с такой мольбой: «О Тот, Кого не закрывает одно небо от другого, и одна земля от другой, и тело от сердца, и не закрывает завеса от того, что за ней и не закрывает гора от того, что в её основании, и не закрывает море от того, что в его глубинах! О Тот, Который не путает один голос с другим, и которого не утомляет множество потребностей Его рабов, и не обременяют страстные мольбы просящих!»[76].
Подобные качества присущи только Всевышнему Аллаху, и если бы все творения воззвали к Нему одновременно и попросили бы у Него помощи в один и тот же миг, Он не спутал бы их голоса и Его не утомляют их многочисленные просьбы. А обладают ли такими способностями имамы, к которым взывают о помощи эти люди?..
Разве имамы ‘Али и ар-Рида слышали при жизни, обращённые к ним воззвания миллионов людей из Индии, Пакистана, Ирака, Бахрейна, Ливана, Ирана Кувейта и других стран, чтобы обладать такой же способностью после смерти?
Ахлю-ль-бейт просят о помощи Аллаха… а кого просишь о помощи ты?
Ибн Бабавейхи аль-Кумми передаёт от Сулеймана ибн Махрана от имама ас-Садика от его отца Мухаммада аль-Бакыра от его отца ‘Али ибн аль-Хусейна от его отца аль-Хусейна ибн ‘Али от его отца ‘Али ибн Абу Талиба (мир им всем), что Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сказал: «Поистине, у Всевышнего Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного, — кто сочтёт их, тот войдёт в Рай». Затем он упомянул эти Имена, и среди них было Имя Аль-Гаййас (Помогающий)[77].
Шейх Ибн Фахд аль-Хилли говорит о значении Имени Аллаха Аль-Гайас: «Это Имя означает Помогающий, а использование отглагольного существительного вместо прилагательного в данном случае обусловлено множеством тех, кому Он помогает и на чьи мольбы отвечает»[78].
Остаётся только удивляться тому, что находится человек, который взывает к нуждающемуся творению и забывает о Господе, Который сотворил Его!
Каждый мусульманин понимает, что имам нуждается в своём Творце и подчинён Ему и что он просит у Него помощи, когда ему необходима помощь, и связывает с Ним свои надежды днём и ночью. Так как же может человек обращаться с мольбами к имаму и просить у него помощи, забывая при этом о Дарующем, Который слышит каждую мольбу?!
Имам ас-Садик (мир ему) показал прекрасный пример каждому мусульманину, подтверждающий, что нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха, и что любое творение является слабым подвластным Господу и подчиняющимся Его воле, и не способен ни отвести вред, ни принести пользу даже самому себе, не говоря уже о других.
Ибн Бабавейхи аль-Кумми передаёт, что имам аль-Хасан аль-Аскари (мир ему) сказал о Словах Всевышнего «С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного»: «Аллах — Тот, к Кому обращается в нужде и бедах каждый человек, когда не на кого надеяться, кроме Аллаха, и никто не способен помочь, кроме Него. Он говорит: “С Именем Аллаха”. То есть: я прошу помощи во всех моих делах у Аллаха, Который Один достоин поклонения, Помогающего, когда Его просят о помощи и Отвечающего, когда к Нему взывают. Однажды один человек спросил ас-Садика (мир ему): “О потомок Посланника Аллаха, Объясни же мне, что такое Аллах! Многих спросил я, но все они спорили и оставили меня в растерянности…” Он спросил: “О раб Аллаха, ты когда-нибудь плавал на корабле?” Тот ответил: “Да”. Он спросил: “А случалось ли тебе видеть кораблекрушение — такое, когда ни судно, ни умение плавать уже не могут спасти тебя?” Он ответил: “Да, случалось”. Он спросил: “Чувствовал ли ты при этом, что есть нечто способное спасти тебя?” Он ответил: “Да”. Он сказал: “Это и есть Аллах — Способный спасти тогда, когда нет спасителя, и помочь тогда, когда нет помощника”»[79].
А в другой версии он сказал: «Аллах — Тот, к Кому обращается в нужде и бедах каждый человек, когда не на кого надеяться, кроме Аллаха, и никто не способен помочь, кроме Него. Потому что любой влиятельный и возвеличиваемый человек в этом мире, как бы он ни был богат и как бы далеко ни простиралась его власть, всё равно у людей, которые обращаются к нему со своими потребностями, найдутся такие потребности, которые он окажется не в состоянии удовлетворить. Да и у самого этого человека найдутся потребности, которые он не в состоянии удовлетворить, и тогда он, оказавшись в безвыходном положении, всецело устремляется к Аллаху, а когда Всевышний Аллах избавляет его от нужды и отвечает на его мольбу, он снова возвращается к своему ширку. Раве не слышал ты Слова Всевышнего:
ﭽ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﭼ
“Скажи: ‹Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?› О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда вы забудете о тех, кого приобщали к Нему”[80]? Всевышний Аллах хотел сказать Своим рабам: “О нуждающиеся в Моей милости! Поистине, Я обязал вас нуждаться во Мне везде и всегда и быть Моими покорными рабами. А потому обращайтесь ко Мне, когда приступаете к какому-то делу, которое вы надеетесь довести до конца и в котором желаете достичь цели. Поистине, если Я пожелаю даровать вам что-то, то никто не сможет помешать Мне в этом, и если Я пожелаю лишить вас чего-то, то никто, кроме Меня, не даст вам этого. Я больше всех достоин того чтобы обращаться ко Мне с просьбами и взывать ко Мне со смирением. Говорите же перед началом любого дела, большого или малого: ‹С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного›. То есть: я прошу помощи во всех моих делах у Аллаха, Который Один достоин поклонения, и помогает, когда Его просят о помощи и отвечает когда к Нему взывают”»[81].
Задумайтесь над словами имамов ас-Садика и аль-Аскари, (мир им) и вы поймёте, насколько отдалились от завета имамов и их единобожия те, кто в трудную минуту устремляется сердцем к творениям, а не к Творцу, и испрашивает у них помощи, оказавшись в безвыходном положении.
Имам ас-Садик объяснил человеку, который задал ему вопрос, что от бед и верной гибели человека спасает Всевышний Аллах. Обратимся к его словам: «Он сказал: “Чувствовал ли ты при этом, что есть нечто способное спасти тебя?” Тот человек ответил: “Да”. Он сказал: “Это и есть Аллах — Способный спасти тогда, когда нет спасителя, и помочь тогда, когда нет помощника”». И он не сказал: «Если с тобой случится несчастья, взывай к Фатыме, дочери Пророка, или ко мне, и я избавлю тебя о т того, что постигло тебя».
Задумайтесь над словами имама ас-Садика: «Чувствовал ли ты при этом, что есть нечто способное спасти тебя?», и вы поймёте, что сердцу, которое не привыкло устремляться к Всевышнему Аллаху, грозит опасность впасть в ширк. Как далеко тем, чьи сердца привязаны к творениям (и неважно, пророки это имамы или праведники) и кто вспоминает их, когда случается беда, до того, кто всегда помнит о своём Господе, исповедует единобожии и в беде или перед лицом опасности взывает только к Нему и молит о помощи только Его, ощущая своё смирение перед Господом и твёрдо веря, что Всевышний Аллах способен отвести от него этот вред!
В этом важном вопросе позиция имамов Ахлю-ль-бейт (мир им) была не менее ясной и однозначной, чем в вопросе об обращении с мольбами к кому-то или чему-то помимо Аллаха.
Имам Зейну-ль-абидин (мир ему) обращался к Всевышнему Аллаху со смиренной мольбой: «Господь мой! Господь мой! Ты Господь, а я — раб. А разве помилует раба кто-то, кроме Господа? Господь мой! Господь мой! Ты — Величественный, а я приниженный. А разве помилует приниженного кто-то, кроме величественного? Господь мой! Господь мой! Ты — творец, а я — творение. А разве помилует творение кто-то, кроме Творца? Господь мой! Господь мой! Ты — Дарующий. А я — просящий. А разве помилует просящего кто-то, кроме дарующего? Господь мой! Господь мой! Ты — Помогающий, а я — взывающий о помощи. А разве помилует взывающего о помощи кто-то, кроме помогающего?»[82].
Своей мольбой он продемонстрировал, что Всевышний Аллах — Помогающий, тогда как имам может лишь просить помощи у Аллаха и надеяться на Его милость, даяние и прощение.
Имам Мухаммад аль-Бакыр (мир ему) рассказывал о своей бабушке Фатыме аз-Захре, дочери Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Фатыма, дочь Посланника Аллаха прожила после кончины Посланника Аллаха шестьдесят дней, после чего заболела и со временем болезнь усилилась. Во время болезни она обращалась к Всевышнему Аллаху с такой мольбой: “О Живой! О Вседержитель! Призываю на помощь Твоё милосердие, так даруй же мне её! О Аллах, отдали меня от Огня, и введи меня в Рай, и соедини меня с моим отцом Мухаммадом!”»[83].
Посмотрите, к кому обращалась с мольбой Фатыма аз-Захра, госпожа женщин миров.
Несмотря на свою любовь к отцу — Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, — и желание присоединиться к нему, она не просила помощи у Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, а взывала к своему Господу и Господу своего отца мир ему и благословение Аллаха.
Имам Джа‘фар ас-Садик (мир ему) также демонстрировал свою потребность в Господе и просил помощи у Него и связывал с Ним свои надежды, говоря: «О Аллах! Поистине, Ты слышишь мои слова, и видишь место, в котором я нахожусь, и знаешь всё, что я скрываю и обнаруживаю, и ничто из дел моих не укрывается от тебя. Я — горемычный бедняк, испрашивающий помощи и защиты, объятый страхом и признающий грехи свои. Я прошу Тебя, как просит неимущий, и взываю к Тебе, как взывает бессильный грешник. Я обращаюсь к Тебе с мольбой, как обращается охваченный страхом и как обращается тот, кто смирен пред тобою и чья душа устремлена к Тебе, кто страшится Тебя в смирении и кто покорен Тебе. О Аллах, не оставляй мольбу мою без ответа, будь ко мне сострадательным и милосердным, о Лучший из тех, кого просят и Лучший из дающих, и хвала Аллаху, Господу миров!»[84]
Он же обучал своих последователей мольбе, с которой следует обращаться к Всевышнему Аллаху тем, у кого есть какая-то важная потребность: «Когда пройдёт треть ночи, встань, соверши два рак‘ата, прочитав суры “Владычество” и “Земной поклон”, а затем обратись к Аллаху с такой мольбой: “Господи, уснули глаза и взошли звёзды, а Ты — Живой, Вседержитель, не одолевает Тебя ни дремота, ни сон, и не служат препятствием для Тебя[85] ни тёмная ночь, ни небеса с созвездиями, ни земля простёртая, ни море глубокое, ни многослойный мрак, о Спасающий благочестивых и Помогающий взывающим о помощи! Помоги мне милостью Твоей!”»[86].
Посмотрите на этого имама. К кому он взывает о помощи? И к кому побуждает он нас взывать о помощи?
Имам ас-Садик (мир ему) сообщил, что испрашивание помощи у Всевышнего Аллаха — сунна пророков, от Адама (мир ему) до Мухаммада мир и благословение Аллаха ему и его семье. Он сказал: «Три вещи перенимали пророки друг от друга, от Адама (мир ему) до Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, который говорил: «О Аллах! Я прошу у Тебя веры, которую Ты вложишь в сердце моё, и глубокой убеждённости в том, что не постигнет меня ничего. Кроме того, что Ты предначертал мне, и помоги мне удовольствоваться тем, что Ты предписал мне, чтобы мне не торопить то, что Ты пожелал отложить, и не стараться отложить то, что Ты пожелал приблизить. О Живой! О Вседержитель! Помоги мне милостью Твоей. Измени положение моё в лучшую сторону и не предоставляй меня душе моей ни на мгновение ока, и да благословит Аллах Мухаммада и его семью!»[87].
Пророки испрашивали помощи у Всевышнего Аллаха. И Ахлю-ль-бейт испрашивали помощи у Всевышнего Аллаха. А у кого испрашиваешь помощи ты?..