Тавассуль и испрашивание помощи у творений и обращение к Ним с мольбами — не одно и то же
Многие из нас допускают серьёзные ошибки, однако когда ему указывают на них, он начинает искать оправдания или доводы в свою пользу, которые избавили бы его от осуждения и порицания!
Поступки многих из нас обусловлены эмоциями. Мы исходим не из доводов и доказательств, а из личных пристрастий. Мы просто привыкли к определённым идеям и полюбили их и потому атакуем тех, кто критикует эти идеи.
Некоторые могут подумать, что я возражаю против испрашивания помощи у Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, имамов Ахлю-ль-бейт, благородных сподвижников или праведных людей, потому что я чёрств и груб по своей натуре и не испытываю по отношению к этим великим и достойным людям должной любви. Спешу уверить их, что это не так. Мы готовы рисковать жизнью, защищая их. Мы ищем приближения к Аллаху посредством любви к ним.
Я убеждён в том, что каждый обладатель живого сердца, любящий Аллаха и Его Посланника, и любит Ахлю-ль-бейт и благородных сподвижников, понимает, что любить — не значит обожествлять, и любовь к Пророку, мир ему, членам его семьи и его сподвижникам не предполагает поклонения им.
Мусульманин осуждает христианина за то, что тот испрашивает помощи у Иисуса или Девы Марии (мир им обоим) и обращается к ним с истовой мольбой. Однако любой разумный человек понимает, что это не означает, что данный мусульманин ненавидит ‘Ису и его мать (мир им обоим)! Применение той же схемы в случае с Ахлю-ль-бейт ещё более обоснованно.
В связи с этим мне вспоминается моя беседа с подругой моей матери на тему упования на Аллаха. Садясь в машину, она сказала: «Уповаю на Аллаха и Мухаммада!» Я сказал ей: «Матушка! Говорите: “Уповаю на Аллаха”. Мухаммад r — наш возлюбленный Пророк, однако он — творение Аллаха, а потому нельзя уповать на него — уповают на Одного лишь Аллаха».
Она сказала: «Ладно… Уповаю на Аллаха, а потом — на Мухаммада!» Я улыбнулся и сказал ей: «Можно ли говорить: “Уповаю на Аллаха и Иисуса” или: “Уповаю на Аллаха, а потом — на Иисуса?”» Она ответила: «Нет». Я сказал: «А в чём разница?» И она замялась, не зная, что ответить.
Я спросил её: «Разве ‘Иса (мир ему) не пророк?» Она ответила: «Пророк. Но о нём нельзя говорить так». Я сказал ей: «Матушка, Мухаммад r — пророк, и ‘Иса (мир ему) — пророк. А Всевышний Аллах сообщил нам в Коране, что пророки говорили:
ﭽ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭼ
“Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли? Он призывает вас, чтобы простить ваши грехи и предоставить вам отсрочку до назначенного времени”. Они говорили: “Вы — такие же люди, как и мы. Вы хотите увести нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам ясное доказательство”. Посланники говорили им: “Мы — такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает. Мы не можем явить вам знамение без соизволения Аллаха. Пусть же верующие уповают только на Аллаха!”[31]. А пророк Йа‘куб (мир ему) сказал своим сыновьям:
ﭽ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕﯖ ﯗ ﯘﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﭼ
“Решение принимает только Аллах. На Него одного я уповаю, и пусть только на Него уповают уповающие”[32]. Разве этот аят не является достаточным доказательством того, что уповать можно только на Аллаха, и что сами пророки (мир им) подтверждали, что не обладают ни могуществом, ни силой и из их слов ясно и однозначно следует, что верующий должен уповать только на Аллаха?».
Хвала Всевышнему Аллаху, эти слова легли на неё сердце живительным бальзамом, и она послушалась меня и с тех пор обращалась с мольбами и просила помощи только у Всевышнего Аллаха и уповала только на Господа миров.
Люди, которые испрашивают помощи у пророков, имамов и праведников, совершают ошибку и обманывают самих себя, утверждая, что обращаться с мольбами к творениям и испрашивать у них помощи — это тавассуль, (использование определённых средств для приближения к Аллаху) посредством положения Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье, или мольбы праведных людей.
Будем же говорить откровенно, ибо вопрос очень важный. Давайте спросим тех, кто взывает к Мухаммаду, ‘Али, Махди, Джиляни и так далее, повторяя: «Приди на помощь, о Мухаммад!», «Приди на помощь, о ‘Али!», «Приди на помощь, о Махди!», «Приди на помощь, о Джиляни!»: о ком они думают в это время: об Аллаха или о тех, к кому взывают и от кого ожидают помощи?
ﭽ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽﭾ ﭼ
«Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле»[33].
Между тавассулем и подобными воззваниями существуют различия. Тавассуль — это когда человек обращается к Аллаху с мольбой наподобие: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради положения Мухаммада», или: О Аллах, избавь меня от постигшей меня беды ради положения Твоего Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье» или «О Аллах, прости мне ради права Мухаммада мир и благословение Аллаха ему и его семье», и так далее в том же духе[34]. А они обращаются не к Аллаху, говоря: «Помоги мне о ‘Али!», или: «На помощь, о Посланник Аллаха!» или: «Избавь меня от беды, о Посланник Аллаха!» или «Исцели меня, о Казым!».
Разница очевидна! В первом случае имеет место обращение к Аллаху, а не к кому-то другому. Человек обращается к Господу с мольбой, говоря: «О Аллах, избавь меня от беды» или «О Аллах, я прошу Тебя о том-то», а потом присоединяет к своей мольбе тавассуль: ради положения Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему и его семье, у Аллаха, а также ради положения других пророков или праведников.
А во втором случае человек просит у творения помощи в том, в чём помочь может только Господь всех творений. В отношении подобных случаев нам следует задаться вопросом: разрешает ли Шариат подобные обращения, и насколько они согласуются с Кораном Сунной и словами имамов Ахлю-ль-бейт (мир им).