Практическое применение навыков
Маркетологи, которым уже минуло 20 лет, не проявляют особого стремления к учебе, но они же с энтузиазмом делятся своими навыками и знаниями с другими. Обучение и образование – разные вещи. (Если вы сомневаетесь, то подумайте, чтобы вы выбрали – сексуальное образование или обучение сексу). Само слово «обучение» является частью проблемы. Если заменить его на слово «планирование», возможно, вам удастся выбить под него ресурсы, но маркетологам это слово понравится еще меньше,
Не легко, но очень важно создать в компании климат, благоприятствующий обучению.
Наилучшим выходом из этой ситуации будет создание нормально организованного внутреннего маркетинга, при котором исчезает разделение «работа – обучение», а вместо него появляется лозунг «перекрестное опыление – лучшая практика», означающий достижение вершин мастерства путем рационального смешивания работы и обучения. Против этого не сможет возразить ни один маркетолог, ибо по роду работы он просто обязан постоянно интересоваться рынками, новинками маркетинга и работой других – конкурентов и коллег.
Нелегко, но очень важно создать в компании климат, благоприятствующий обучению. Маркетологи с недоверием относятся к академической публике, считая, что лучший источник мудрости – практика, а не занудные профессора. Они правы и неправы. Для достижения успеха используйте все возможное – и то, что могут дать вам практики, и то, что предлагают профессора.
Некоторые американские компании провели у себя «маркетинговый аудит». И маркетологи этих компаний заволновались. Оказывается, что они далеко не всегда действуют профессионально! Неожиданно для самих себя маркетологи ринулись к независимым консультантам и на занятия в университеты, беседовали с профессорами, своими подчиненными и сотрудниками других отделов компании. Они с удивлением обнаружили, что существуют разнообразные стандарты и методы исследования рынка. Они убедились, что есть множество рациональных схем организации работы отделов маркетинга. Они задумались, наконец, над вопросом: являются ли, собственно, задачи, которые они призваны решать, реалистичными? И могут ли вообще их проекты быть эффективными?
Не вызывает сомнений, что маркетинговый процесс нуждается в контроле со стороны «Большого Брата», коим и стал патронируемый высшим руководством компании аудит. В своем желании хоть что-нибудь понять в работе подчиненных, организаторы «ловушки» (руководители компаний) оказались правы. Забавно, но внезапно представившаяся маркетологам возможность поделиться опытом, навыками, знаниями с равными себе, выше- и нижестоящими сотрудниками и людьми вовсе посторонними дала им новые стимулы и новые идеи. О! Может ли слово «аудит» выразить все это? Или в мозгу любого человека оно пробуждает лишь угрозу: «К тебе явятся контролеры, и они обязательно найдут недостатки».
Вы можете напустить на своих сотрудников аудиторов или явиться к ним лично, но так или иначе руководитель должен поощрять маркетологов учиться друг у друга и у всех, кому есть чем поделиться. Каждая компания состоит из работников – которые добились успеха, зануд – приносящих ей пользу, весельчаков – сдвинувших с мертвой точки забуксовавший проект, и т. д. Стимулируйте их общение. У каждого опытного маркетолога есть чем поделиться. И неудачи – возможно, лучшее, о чем он может рассказать коллегам. (Ведь на ошибках учатся, но кто заставляет вас учиться на своих ошибках?)
Индивидуальному почерку мастера нельзя научиться, но кто вам мешает выработать свой? Поскольку маркетинг – скорее искусство, нежели наука, навыки мастера могут и должны передаваться не только внутри компании, но и далеко за ее пределами. Делясь своим опытом, вы осваиваете опыт других, ведь контакты коллег всегда двух(много)сторонни.
Впрочем, не стоит зацикливаться лишь на общении маркетологов друг с другом. Конечно, внутренние проблемы маркетинга обязаны решать сами маркетологи. Но в планах создания, выведения на рынок, продвижения и поддержания марки должны быть задействованы команды, собранные из сотрудников разных подразделений. А это значит, что проблемами, знаниями и опытом нужно делиться всем участникам команд. Используйте маркетологов как учителей, и обучение маркетингу пойдет в вашей компании, как бы само собой. Обучая других, маркетолог лучше осознает собственные проблемы («Ох, ну и слушатели у меня, даже я понял, о чем говорю, а до них никак не дойдет»). Его знания и опыт не уйдут вместе с ним (помните – маркетологи часто меняют место работы), а останутся и будут передаваться дальше.
Не стоит делать акцент на своих победах. Учиться лучше на неудачах. Те, кто не понимает этого, рискуют по мере карьерного роста совершать все более дорогостоящие ошибки. Но если анализировать только неудачи, можно полностью разувериться в собственных силах. Наилучшим выходом является смешанное обучение – вначале занятие ведет посторонний человек, затем маркетолог, а потом они вместе садятся за разработку планов развития марки. Вот тогда опыт поражений поможет осознать ошибки и избежать их в будущем.
ТЕМА
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
• Обучение позволяет уменьшить потери, неизбежные в процессе маркетинга, улучшает производственный процесс, повышает удовлетворенность работой и ее эффективность, совершенствует процесс получения знаний.
• Преподавание – отличный способ обучения. Вы будете удивлены количеством новых книг, появившихся на ваших полках.
• Проанализируйте свои неудачи. Вы получите ценные уроки и, если повезет, сможете предотвратить повторение ошибок.
• Обучение, образование, планирование – вот некоторые способы репетиции будущего. Объедините их, чтобы сэкономить ресурсы и повысить эффективность работы.
ГЛАВА 29