Оценка эффективности маркетинга рабочей силы

Под общим критерием эффективности управления маркетингом рабочей силы подразумевается получение заданного результата (В) при минимальных затратах (З). Под заданным результатом маркетинговой деятельности (В) понимается такая мера развития совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом обеспечит более полное удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах, а следовательно, максимизацию прибыли. Созидательная сила комбинированной способности к труду тем сильнее, чем "технологичнее" взаимосвязи, соединяющие индивидуальные рабочие силы со средствами производства (С), чем более развита система разделения и кооперации труда:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

С - совокупная производственная мощность, определяемая суммой производственных отраслей отдельных звеньев экономики и отражает рациональность и эффективность структуры хозяйствования, специализации и кооперации труда;

Рmj - количество единиц j-тых специализированных рабочих мест;

Пmj - производственная мощность (проектная) j-того рабочего места;

В - совокупная производительная сила труда, отражающая возможную плодотворность живого труда при данном уровне развития производительных сил;

Пci - производительная сила труда работника i-той специальности;

Чi - численность работников i-той специализации;

m - число специализаций;

n - количество типов рабочих мест.

В соответствии с вышеприведенным критерием эффективности, заданную структуру занятости населения необходимо сформировать с минимальными затратами (З) и потерями (П). Следовательно, критерий эффективности управления может быть выражен целевой функцией:

min(П + З)

Оценка эффективности управления маркетингом рабочей силы, таким образом, сводится к определению и количественному сопоставлению различных затрат и потерь, обусловленных просчетами в управлении.

К затратам мы относим расходы на разработку и функционирование рассматриваемой системы управления. Их можно определить с помощью формулы приведенных затрат:

З = Зт + 0.1 А Зед + ЕнЗед

где:

Зт - текущие (эксплуатационные) затраты для осуществления управленческой деятельности; включая затраты на маркетинговую деятельность-3м.

3м. = 3с.м. + 3м.и. + 3м.п. + 3р. + 3с.т. + 3пр.

где:

3с.м. - затраты на функционирование структурымаркетинговой службы;

3м.и. - затраты на маркетинговые исследования;

3м.п. - затраты на реализацию маркетинговых программ;

3р. - затраты на рекламу;

3с.т. - затраты на стимулирование трудоустройства и занятости;

3пр. - прочие затраты на маркетинг рабочей силы;

3ед. - единовременные затраты, связанные с разработкой и реализацией обработкой управленческих решений;

А - годовой процент амортизации;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной эффективности.

Потери, связанные с недостатком и просчетами маркетинговой деятельности на рынке труда, есть результат отсутствия соответствия между мерой развития совокупной рабочей силы и мерой развития средств производства:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

Потери в процессе управления могут быть двоякого рода:

а) если увеличение совокупной производственной мощности опережает рост совокупной производительной силы труда, то часть накопленных средств производства остается недоиспользованной D С либо с точки зрения их фондоотдачи Пм либо с точки зрения фондоемкости Рм:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

В этом случае потери управления маркетингом рабочей силы составляют (ПмPmj), выступают в виде потерь по причине простоя рабочего места П1, по причине эксплуатации менее производительных рабочих мест:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

П11 - потери в виде недополученной продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребности рынка в товарах и услугах;

П12 - износ оборудования;

П13 - потери, связанные с содержанием и эксплуатацией помещения;

Вmj, Вcj - соответственно максимальная и средняя производственная мощность по j-той группе рабочих мест за определенный промежуток времени;

Тj - время функционирования j-той группы рабочих мест;

S - число групп рабочих мест;

У - удельный вес прибыли в стоимости продукции или услуги.

б) если совокупная производительная сила труда растет в большей мере, чем совокупная производственная мощность, то обнаруживается недоиспользование "запасов" живого труда D В с точки зрения его эффективности и с точки зрения его целесообразности:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

В этом случае потери управления маркетингом рабочей силы составляют (ПcЧ) и выступают в виде пособия по безработицы П3 и денежной компенсации высвобождаемым работникам П4, потери на нерациональную профессиональную ориентацию и переобучение работников П5.

Пособие по безработице - социальная поддержка (в денежной форме государством граждан, зарегистрированных государственной службой занятости населения в качестве безработного. Оно устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисленному за последние два месяца по последнему месту работы, если они в течении двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условии полного дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели). Во всех остальных случаях пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Отсюда:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

Чк - численность работников, имевших к началу безработицы оплачиваемую работу не менее 12-ти календарных недель при условии полного рабочего дня (недели) или в пересчете на 12-ть недель с полным рабочим днем (неделей);

Зк - средняя заработная плата за последние два месяца по последнему месту работы;

Кк - процентное отношение пособия к среднему заработку;

Чк - численность работников, имевших к началу их безработицы оплачиваемую работу менее 12-ти календарных недель с полной рабочей неделью (днем) либо в пересчете на полный рабочий день (неделю);

Зmin - минимальная оплата труда, установленная государством на определенный момент времени.

Потери, связанные с денежной компенсацией высвобождаемым работникам, определяются по формуле:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

Зсрr - среднедневной заработок r-того высвобождаемого работника из производства;

Чr - число дней трудоустройства r-того работника (не более 90 дней);

r - численность высвобождаемых работников из производства.

Потери, связанные с нерациональной профессиональной ориентацией и подготовкой на переориентацию и переобучение работников, определяются по формуле:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

Чes - численность работников, нуждающихся в переориентации и переподготовке по e-той профессии s-той квалификации;

Зes - средние затраты на переориентацию и переподготовку работника по e-той профессии s-той квалификации;

Уes - уровень соответствия имеющейся подготовки работника требованиям по e-той профессии s-той квалификации:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

где:

Сesa - численность работников e-той профессии s-той квалификации, претендующих на рабочее место по e-той профессии a -той квалификации;

tesj - численность работников e-той профессии s-той квалификации, претендующих на рабочее место по j-той профессии s-той квалификации;

Дes - коэффициент подготовленности работника по e-той профессии s-той квалификации:

Оценка эффективности маркетинга рабочей силы - student2.ru

Nes - число лет специальной подготовки, необходимое работнику для занятия рабочего места по e-той профессии s-той квалификации в соответствии с требованиями Квалификационного справочника рабочих и служащих;

Na s - число лет специальной подготовки по a -той профессии s-той квалификации, имеющейся у работника претендующего на рабочее место e-той профессии s-той квалификации;

Nje - число лет специальной подготовки по e-той профессии j-той квалификации, имеющейся у работника, подготовленного по e-той профессии s-той квалификации;

Nes - число лет специальной подготовки по e-той профессии s-той квалификации, имеющейся у работника, подготовленного по a -той профессии j-той квалификации.

Наши рекомендации