Управление маркетингом рабочей силы на предприятии
Рассмотрим содержание механизма управления маркетингом рабочей силы на предприятии [28].
Маркетинговая деятельность предприятия на рынке труда - не самоцель. Оно заинтересовано в увеличении своей прибыли через повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. А это требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника, с точки зрения, его профессиональных знаний, умений, навыков, потребностей и способностей к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется капитал и прочие ресурсы.
Пора признать, что затраты на рабочую силу, на повышение ее потенциала не менее значимы, чем средства на основные фонды, так как труд людей в конечном счете определяет прибыльность предприятия, его успех на рынке. Значение маркетинговой деятельности предприятий на рынке труда обусловленно объективной необходимостью рационально распределять трудоспособных индивидов по рабочим местам, обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего раскрытия природных дарований работника и совершенствования технологии и техники с целью повышения эффективности производства, конкурентоспособности предприятия.
Сложившаяся на предприятии структура управления персоналом не отвечает концепции маркетинга рабочей силы. Необходима новая структура с центром маркетинговых исследований на рынке труда, сосредоточением всех полномочий в сфере управления персоналом в единой службе с подчинением по соответствующим вопросам управленческого персонала линейных производственных звеньев (рис.25.).
Функциональным звеном в центре маркетинговых исследований должен стать отдел маркетинга рабочей силы на который следует возложить задачу двоякого рода: во-первых, служить совещательным и исполнительным органом в системе управления персоналом на предприятии, обеспечивать изучение вопросов, находящихся в его компетенции, вырабатывать научно-обоснованные рекомендации и методы решения проблем маркетинговых подходов на рынке труда; во-вторых, являться звеном в системе региональной системы управления маркетингом рабочей силы, участвовать в исследованиях в данной области на региональном и отраслевом уровнях, добиваться учета результатов при принятии решений.
Рис.25. Организационные взаимосвязи при выработке стратегии маркетинга рабочей силы на предприятии
В компетенцию отдела маркетинга рабочей силы на предприятии должны входить следующие специальные функции:
· изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах, соответствующая переструктуризация рабочей силы;
· наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описания работ, тестирования и интервьюирования работников;
· расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам: управление адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива;
· планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на данном рабочем месте с применением соответствующих методик и технических средств, аттестация специалистов, формирование резерва на выдвижение, профессионально-квалификационное продвижение;
· сотрудничество с субъектами региональной системы управления маркетингом рабочей силы на взаимовыгодных условиях.
Основные методы управления на предприятии можно классифицировать следующим образом:
· экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда в форме стимулирования наиболее способных работников к конкретному виду профессиональной деятельности, отказ от принципа "дешевой рабочей силы" в организации трудовых процессов;
· социально-психологические - формирование персонала по принципу "команд" с учетом типа профессиональной личности работника и особенностей интерперсональной среды;
· организационно-административные - методы, обеспечивающие ее единство в требованиях к объектам управления (прямые административные указания, нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия).
· Учитывая возможности предприятий, не всегда есть необходимость создавать комплектную систему управления маркетингом рабочей силы, достаточно сосредоточить маркетинговые функции в одном подразделении системы управления персоналом.
Итак, управление маркетингом рабочей силы - это система действий, включающих исследование, анализ, планирование, осуществление программ, предназначенных для изучения потребительского спроса на рабочую силу и создания оперативного управления формированием и распределением соответствующего товара, который удовлетворяет более качественно потребителей, что гарантирует достижение целей соответствующего субъекта.