Экспертиза товаров: предмет, цели, задачи, объекты и методы экспертизы.

Экспертиза – процесс исследования специалистами каких-либо вопросов, решение которых требует спец. Знаний. предметом экс. может быть: потребительские товары которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и т.д. Комплексная экспертиза – производится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком потребителем и его предметным окружением.

Оперативная экспертиза товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко сократить сроки экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений. Экологическая экспертиза товара осуществляется с целью оценки показателей, характеризующих свойства продукции оказывать влияние на человека и окружающую среду в процессе потребления. Задачей экспертизы явл. точно сформулированная цель работы. Методы используемые при проведении экспертизы 1. органолептические, 2. измерительные, 3. социальные.

Товарная экспертиза подразделяется в зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному исследованию, на экспертизу продовольственных и непродовольственных товаров, сырья, полуфабрикатов. Объектом экспертизы являются потребительские свойства изделий, проявляющиеся непосредственно при эксплуатации продукции человеком. Они характеризуют эффективность использования изделия, его общественную и культурную ценность. Процедура проведения экспертизы потребительских свойств изделий имеет, как правило, сложный характер и представляет собой последовательность определенных операций, совершаемых экспертами. Кол-во, порядок этих операций определяется целями экспертизы.

6. Фальсификация тоаров: предмет, цели, задачи, объекты и мептоды экспертизы.

Фальсификация – действие направленное на ухудшение потребительских свойств товара или придание им не существующих свойств. Выделяют: асс-ную, качествен., количеств., стоимостную, информационную.

Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Качественная фальсификация - подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара. Одной из разновидностью информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки или этикетки, чаще всего производственной и потребительской.

Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.

Конечно, потребители подвергаются наибольшему риску и несут от фальсификации самые большие потери. При этом риски потребителя можно подразделить на следующие группы:

1. Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара; покупка продукта, непригодного к употреблению, и т.п.).

2. Причинение физиологического вреда организму (отравление, появление нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкозаболеваний; смерть и т.п.).

3. Моральный вред человеку (подавленное состояние, стресс, потеря веры в доброе, потеря веры в государство и т.п.).

Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникают:

1. Риск утраты здоровья многими членами общества.

2. Снижается продолжительность жизни в обществе.

3. Увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.).

4. Ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.

5. Происходит моральная деградация как отдельных людей, так и общество) в целом.

6. Снижается уровень доверия других государств и народов к обществу, где процветает фальсификация всего и вся.

При фальсификации товаров в государстве нерационально используются природные, сырьевые и трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов также затрачиваются сырье, топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей.

Широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев как отдельных граждан, так и общества в целом.

Наши рекомендации