Потребности в безопасности и защите
Включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства – это кров, одежда, надежность окружающего мира.
Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей в безопасности.
Помощь пациенту в удовлетворении потребностей безопасности | Сестра может… |
1. В надежности | обучить пациента пользоваться тростью; обучить родственников пациента оказывать ему помощь при перемещении; помочь пациенту при перемещении…… |
2. В защите | обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасности окружающей среды; чаще проверять, не нуждается ли в помощи пациент, который не может самостоятельно двигаться..... |
3. В крове | убедиться, что у пациента есть кров, если ему предстоит выписаться из стационара; предпринять необходимые мероприятия о направлении пациента в дом для инвалидов и стариков, если у пациента нет жилья… |
4. В одежде | помочь пациенту одеваться и раздеваться, поощрять желание пациента в самоуходе, в одевании и снятии одежды; убедиться, что пациент одет и обут соответственно погоде… |
5. В помощи | обеспечить пациента средствами связи при первой необходимости….. |
Социальные потребности
Социальные потребности называются потребностями в причастности.
Это понятие включает:
• чувство принадлежности к чему или кому-либо;
• чувство, что тебя принимают другие;
• чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Это отношения людей в обществе – это семья, друзья, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.
Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении социальных потребностей
Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей | Сестра может… |
1. В одобрении | похвалить пациента, если ему удалось расширить свои возможности в самоуходе… |
2. В понимании | выбрать правильный метод общения с пациентом; слушать пациента, проявляя искренний интерес к его проблемам ….. |
3. В привязанности | объяснять родственникам пациента, чтобы чаще его навещали; дать почувствовать пациенту, что он для вас важен…. |
4. В любви | объяснять родственникам пациента, чтобы они чаще проявляли знаки любви по отношению к нему; дать понять пациенту, что родственники ждут его выздоровления и желают в этом участвовать…. |
5. В семье и друзьях | помочь пациенту позвонить домой или друзьям….. |
Потребность в самоуважении и уважении
Данная потребность включает потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании заслуг.
В своей жизни каждый человек ориентируется на определенные идеалы (ценности). Ценности формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека.
Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребности в уважении и самоуважении
Помощь пациенту в удовлетворении потребности в самоуважении и уважении | Сестра может… |
1. В поощрении | поощрить пациента обняв его, пожав ему руку или по другому, если это возможно….. |
2. В уважении | обращаться к пациенту по имени и отчеству, если он этого хочет; дать понять пациенту, что все что он говорит, важно…. |
3. В самоуважении | помочь пациенту сделать что-то для того, чтобы он мог испытать чувство самоуважения; помочь пациенту осознать важность выполнения той манипуляции, которая составляла для пациента трудность, но была им выполнена….. |
4. В успехе | помочь пациенту поделиться своим успехом с другими; похвалить его при успешном выполнении манипуляций по самоуходу….. |
5. В обладании имуществом | помочь пациенту пользоваться своим имуществом….. |
Потребность в самовыражении
Абрахам Маслоу назвал самовыражение наивысшим уровнем потребностей человека.
Данная потребность – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Модель Вирджинии Хендерсон
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках десяти фундаментальных потребностей человека. В адаптированной модели Вирджинии Хендерсон рассматриваются потребности в:
- нормальном дыхании;
- адекватном питание и питье;
- физиологических отправлениях;
- движении;
- сне и отдыхе;
- осуществлении личной гигиены и выборе одежды;
- поддержании нормальной температуры тела;
- поддержании безопасности;
- общении;
- труде и отдыхе.
На современном этапе развития сестринского дела в России возможно использование потребностного подхода к пациенту, как в обучении, так и в практической деятельности медицинских сестер. В соответствии с таким подходом - здоровье – это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет свои потребности, а пациент – человек, нуждающийся в помощи для удовлетворения одной или нескольких жизненно важных потребностей.
Модель дефицита самоухода Д. Орэм основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении. Д.Орэм придаёт большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья.
Пациент. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.
Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:
1. Универсальные: достаточное потребление воздуха; достаточное потребление жидкости; достаточное потребление пищи; достаточная возможность выделения; сохранение баланса между активностью и отдыхом; время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведенным в обществе других людей; предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия; желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями.
2. Связанные со стадией развития (от рождения до старости).
3. Связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.
Принципы выбора модели:
Модель сестринского деладолжна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:
• принципы и задачи системы здравоохранения, её состояние;
• демографические показатели;
• социально-экономическое состояние общества;
• доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела должна быть ориентирована:
• на человека, а не на болезнь;
• на сохранение жизни человека;
• на сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимости от болезни;
• на определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
• на нарушенные потребности и возникающие проблемы;
• на решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
•
Сравнительная характеристика моделей:
Модель В. Хендерсонпостулирует, что пациент имеет потребности, одинаковые для всех людей. Фундаментальные потребности формулируются В. Хендерсон в духе схемы А.Маслоу. Источником проблем пациента является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей. Приоритетной задачей сестры является помощь пациенту в решении этих проблем. Фокусом вмешательства сестры являются механизмы удовлетворения основных потребностей, причем способы вмешательства могут быть различными – от лекарственной терапии и расчета питания до психологического консультирования больного и членов его семьи. Роль сестры В. Хендерсон рассматривает двояко – с одной стороны это самостоятельный специалист, имеющий право принимать
решения, с другой – помощник врача. Ожидаемый результат – полное удовлетворение потребностей пациента.
Модель дефицита самоухода Д. Орэмрассматривает пациента как существо, обеспечивающее деятельность по самообслуживанию. Источником проблем пациента является дефицит в самообслуживании, то есть неспособность осуществлять заботу о себе.
Приоритетной задачей медсестры является создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья. Сестра выступает в роли учителя и контролера. Фокус вмешательства — нарушение выполнения элементов
самоухода. Способ вмешательства — ассистирование. Ожидаемый результат — достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.