Теория потребностей в сестринском деле
Теория потребностей в сестринском деле
Знать:
· Основные теории и классификации потребностей
· Фундаментальные потребности человека.
· Сущность теории потребностей человека по А. Маслоу.
· Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу.
· Потребности повседневной жизни (основные
· фундаментальные физиологические и психосоциальные) по В. Хендерсон.
Физиологические потребности
Чтобы жить человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности. Человек должен:
· дышать;
· пить;
· есть;
· выделять;
· спать;
· двигаться;
· ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.
1. Потребность человека дышать.Поддержание данной потребности должно стать для медицинской сестры при уходе за пациентом приоритетной задачей.
Приоритетная потребность человека, которая обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой, то есть обеспечивает организм кислородом и выведение углекислоты.
2. Потребность человека пить.От умения сестры предвидеть опасность обезвоживания зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Удовлетворяя данную потребность, человек обеспечивает доставку воды в организм.
Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химически реакции в клетках протекают только в водных растворах.
3. Потребность человека в пище. Следует помнить, что неудовлетворенная потребность человека в питании, как правило, приводит к ухудшению самочувствия и снижению уровня здоровья.
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Пища - это один из основных ресурсов здоровья.
Потребность человека выделять.
Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Данная потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.В связи с этим, сестра, оказывая помощь пациенту, имеющему проблемы с выделением продуктов жизнедеятельности должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.
Потребность человека спать и отдыхать.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает вредные воздействия, возникающие при повседневных заботах, волнениях, стрессах, которые могут приводить к истощению нервной системы, а значит к нарушению функций различных органов.
Данная потребность обеспечивает восстановление сил человеческого организма.
Необходимость отдыха и сна для повседневной жизнедеятельности, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность во сне.
6. Потребность человека в движении.
Движение – это жизнь! Сестринская помощь, направленная на максимально возможное восстановление подвижности, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выведение вредных веществ из организма, улучшает работу внутренних органов поддерживает настроение.
7. Потребность в сексе и прикосновении.Она не прекращается даже при заболевании или в преклонном возрасте. Под сексом обычно подразумевается только его биологический компонент (то есть тот или иной способ половой жизни). В то же время сексуальность включает в себя потребность в близости, любви, прикосновении, половой принадлежности и ощущении собственной женственности или мужественности. На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять болезнь, дефекты развития и многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.
Относиться с пониманием к пациенту и не нарушать (по возможности) интимной атмосферы или уединения – это самое малое, что может сделать сестра для удовлетворения его потребностей в сексе.
Социальные потребности
Социальные потребности называются потребностями в причастности.
Это понятие включает:
• чувство принадлежности к чему или кому-либо;
• чувство, что тебя принимают другие;
• чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Это отношения людей в обществе – это семья, друзья, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.
Потребность в самовыражении
Абрахам Маслоу назвал самовыражение наивысшим уровнем потребностей человека.
Данная потребность – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Модель Вирджинии Хендерсон
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках десяти фундаментальных потребностей человека. В адаптированной модели Вирджинии Хендерсон рассматриваются потребности в:
- нормальном дыхании;
- адекватном питание и питье;
- физиологических отправлениях;
- движении;
- сне и отдыхе;
- осуществлении личной гигиены и выборе одежды;
- поддержании нормальной температуры тела;
- поддержании безопасности;
- общении;
- труде и отдыхе.
На современном этапе развития сестринского дела в России возможно использование потребностного подхода к пациенту, как в обучении, так и в практической деятельности медицинских сестер. В соответствии с таким подходом - здоровье – это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет свои потребности, а пациент – человек, нуждающийся в помощи для удовлетворения одной или нескольких жизненно важных потребностей.
Модель дефицита самоухода Д. Орэм основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении. Д.Орэм придаёт большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья.
Пациент. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.
Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:
1. Универсальные: достаточное потребление воздуха; достаточное потребление жидкости; достаточное потребление пищи; достаточная возможность выделения; сохранение баланса между активностью и отдыхом; время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведенным в обществе других людей; предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия; желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями.
2. Связанные со стадией развития (от рождения до старости).
3. Связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.
Принципы выбора модели:
Модель сестринского деладолжна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:
• принципы и задачи системы здравоохранения, её состояние;
• демографические показатели;
• социально-экономическое состояние общества;
• доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела должна быть ориентирована:
• на человека, а не на болезнь;
• на сохранение жизни человека;
• на сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимости от болезни;
• на определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
• на нарушенные потребности и возникающие проблемы;
• на решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
•
Сравнительная характеристика моделей:
Модель В. Хендерсонпостулирует, что пациент имеет потребности, одинаковые для всех людей. Фундаментальные потребности формулируются В. Хендерсон в духе схемы А.Маслоу. Источником проблем пациента является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей. Приоритетной задачей сестры является помощь пациенту в решении этих проблем. Фокусом вмешательства сестры являются механизмы удовлетворения основных потребностей, причем способы вмешательства могут быть различными – от лекарственной терапии и расчета питания до психологического консультирования больного и членов его семьи. Роль сестры В. Хендерсон рассматривает двояко – с одной стороны это самостоятельный специалист, имеющий право принимать
решения, с другой – помощник врача. Ожидаемый результат – полное удовлетворение потребностей пациента.
Модель дефицита самоухода Д. Орэмрассматривает пациента как существо, обеспечивающее деятельность по самообслуживанию. Источником проблем пациента является дефицит в самообслуживании, то есть неспособность осуществлять заботу о себе.
Приоритетной задачей медсестры является создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья. Сестра выступает в роли учителя и контролера. Фокус вмешательства — нарушение выполнения элементов
самоухода. Способ вмешательства — ассистирование. Ожидаемый результат — достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.
Теория потребностей в сестринском деле
Знать:
· Основные теории и классификации потребностей
· Фундаментальные потребности человека.
· Сущность теории потребностей человека по А. Маслоу.
· Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу.
· Потребности повседневной жизни (основные
· фундаментальные физиологические и психосоциальные) по В. Хендерсон.