Базовая структура в тезисной форме дает оратору возможность не просто связно излагать свои мысли на публике, но и более сносно переносить программу с написанного текста в сознание пиплов.
Каждую часть базовой структуры текста необходимо наполнять соответствующими их назначению фразами, ставя их в определенном порядке – в зависимости от того, что прикрывается риторикой – гипноз, внушение, убеждение или позиционирование.
Следует подготовить текст так, чтобы в нем отражались все психологические перипетии будущего выступления и его сверхзадача.
Практикум:
1. Приготовьте текст на кантонском диалекте китайского языка…
Не надо обмороков! Я пошутил, конечно.
Приготовьте текст на простом русском языке (2 500 знаков). Разделите его в соответствие с базовой структурой. Составьте тезисный план. Заучите текст наизусть. Выступите с ним перед плакатом с изображением Терминатора (10 раз), используя этот план.
Тот же текст. Только – разбитый пофразно. Выступите перед плакатом с одухотворенным лицом симпатяги Кинг Конга (по 20 раз – с использованием интонации и акустики, а также в смешанном виде).
3. А теперь – в народ! Наметьте место и время своего публичного выступления. Подготовьте текст, небольшой (всего в пару тыщ знаков), но подогнанный по базовой структуре, интонационной и акустической линейкам. И постарайтесь ежедневно в течение недели с ним выступать на публике.
4. Нарежьте 50 текстов (пригладьте вставшие дыбом волосы – это задание на целый месяц) по 2 500 знаков каждый. Нашинкуйте их по параметрам классической триады. Набейте в доказательную часть каждого из текстов по 10 риторических вопросов.
5. Придумайте посылки для силлогизмов, ведущих к следующим заключениям:
- …значит: таракан – насекомое;
- …значит: динозавры вымерли;
- …значит: в банках хранятся деньги;
- …значит: собаки лают;
- …значит: грузовики возят грузы;
- …значит: политики грузят народ;
- …значит: народ состоит из людей;
- …значит: Солнечная система находится в галактике Млечный Путь;
- …значит: в кресле можно сидеть;
- …значит: снег в печке тает;
- …значит: мертвые не потеют;
- …значит: Париж – столица Французской республики;
- …значит: люди говорят на русском языке;
- …значит: Церетели – самый гениальный из скульпторов;
- …значит: футбол – это игра;
- …значит: Маньчжурия - мать городов русских;
- …значит: огнемет – атрибут зрелой демократии;
- …значит: Солнце – это Луна;
- …значит: день – это ночь;
- …значит: самолеты летать не могут;
- …значит: Земля имеет форму чемодана;
- …значит: лучше быть богатым, чем больным.
6. А сейчас индукция (она гораздо проще дедукции). С ее помощью докажите, что:
- волки воют;
- уазик – автомобиль марки УАЗ;
- опиум - дерево;
- жизнь прекрасна;
- воздухом дышать нельзя;
- бензин не горит;
- перегар приятнее запаха одеколона;
- наведение порчи – лучший подарок;
- индусы живут на Чукотке;
- все мы немного хоббиты.
7. И наконец – синтез. Составьте текст (3 000 знаков) по канонам базовой структуры и внесите в него вперемешку индуктивные и дедуктивные доказательства. Не торопитесь. Сделайте, как надо. Не забудьте про призыв к физическому действию в заключении. И только тогда, когда вы начнете плясать лезгинку с криками восторга по поводу своего опуса, тогда приступайте к составлению целой обоймы из 10 текстов (по 1 500 знаков).
Подготовив эти тексты письменно разучите их в соответствии с интонационными и акустическими фишками.
Проанализируйте свои выступления. Отметьте успешные и провальные моменты. Усеките, друзья мои, главное – ту связь, которая объединяет незримой цепью гипноз, внушение и убеждение.
А теперь – кусочек настоящей модерации.
Контекст таков: вас, типа, наняла одна шарага, чтобы вы в своем телеобращении к избирателям слили кандидата в Президенты РФ Никанора Пупкина в моральный отстой, то есть – словесно его замочили.
Текст: в нем нельзя прямо называть Пупкина "шакалом" и "мелким пакостником", нельзя вообще ругать этого кандидата или призывать пиплов отмутузить его до полусмерти и надругаться всем скопом над бесчувственным телом Пупкина.
Подтекст: а вот тут можно и нужно порезвиться – показав Пупкина полным барахлом и свиньей в ермолке.Например: "Пупкин добр и талантлив. Его лошади обожают. Я бы с удовольствием его конюхом пристроил на нашей колхозной конюшне, ежели б ее не спалили местные алкаши десять лет назад. Пупкин очень способный молодой человек. Лет через 20 ему даже племенных жеребцов можно доверить".
Еще кусочек модерации. Тот же контекст, что и упражнении 10.
Только теперь текст – полностью хвалебный.