Силлогизм состоит из трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения.
Самым известным размышлением такого типа является весьма грустная троица:
Все люди сдохнут (большая посылка).
Сократ – человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ тоже сдохнет (заключение).
Риторика как искусство убеждения и логика как его главный инструмент, по словам Аристотеля:
"Касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим культурным достоянием всего человечества в целом.
Эти виды искусств не относятся к области какой-либо отдельной науки.
Поэтому все люди причастны обоим искусствам. Ведь всем в известной мере приходится - как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять".
Трактат Аристотеля "Риторика" является классическим античным руководством, оказавшим влияние на все последующие методические разработки в данной области.
Оно состоит из трех книг.
Первая – о пользе риторики и области ее применения.
Вторая – о приемах придающих выступлению убедительность; об использовании оратором эмоций толпы.
Третья – о целевой направленности ("стиля") речи, о ее приспособлении под особенности аудитории.
Ибо: "Для каждого рода речи пригоден особый стиль, ибо не один и тот же стиль у речи письменной и у речи во время спора, у речи политической и у речи судебной", - утверждал дедушка Аристотель.
И утверждал, путаник и баламут, совершенно неправильно.
Главное – результат убеждения, а не его стиль.
Если вы, встав на карачки и завыв, убедили академиков РАН подписать смету на вашу работу, то и не фига по-интеллигентски изгаляться перед этими зубрилами-мудрилами.
И все попытки Аристотеля добиться того, чтобы в интеллектуальных битвах использовались только "истинные" средства убеждения провалились.
Предположение, что использующие силлогистику ораторы обязаны говорить только правду, было своего рода ложной посылкой.
И хотя публичные выступления стали намного логичнее, однако, они, к сожалению, не стали более правдивыми.
И вот уже третье тысячелетие ораторы с помощью логики вовсе не убеждают своих слушателей в истине, а программируют их на совершение определенных действий.
Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем.
Отец его рано умер, оставив семилетнего сына трем опекунам.
Они бесстыдным образом кинули опекаемого кроху на бабки.
Обобранный этими подонками малыш теперь мог надеяться только на самого себя. Но он не сдался. Не прогнулся. Не дал слабину. А, крепко сжал, как Брюс Ли в "Кулаке ярости", свои маленькие кулачки и решился отвоевать имущество у гадов-родственников самостоятельно, без чьей-либо дружеской поддержки.
Для этого юному Демосфену нужны были искусство говорить и знание закона.
Достигнув совершеннолетия, Демосфен взял к себе в дом оратора Исея.
Тот был ушлым говоруном, отлично разбирался и в риторике, и в праве.
Через два года обучения Демосфен подал жалобу архонту на своих опекунов-лиходеев. Теперь он до такой степени уже ознакомился с ораторским искусством и законами, что мог рассчитывать на верный успех своего дела в суде.
Процесс, пацаны, длился шесть лет.
Это было для молодого Демосфена превосходной школой. Он обрел уверенность в своих силах и опыт публичных выступлений.
Более того. Видя, как Демосфен успешно отстоял свои дела, его теперь стали просить о защите их интересов и другие граждане Афин.
И нашему герою пришлось срочно повышать свою квалификацию.
Демосфен тренировался либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. В своем доме он устроил себе подземную комнату и в ней упражнялся в произношении речей месяцами, выбривая себе половину головы, чтобы такой внешний вид оградил его от искушения выбраться на улицу.
Чувствуя свою уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.
Однако искусственно правильное выступление была недостаточным для успеха. Тем более, что Демосфен претендовал на лавры лучшего из лучших.
А афинские граждане были чрезвычайно требовательны к силе и зажигательности речей.
Демосфен почувствовал острую необходимость в обретении приемов влияния на массы и тренировки мимики и жестикуляции. Он же пока имел несильный голос, слабое дыхание, монотонное произношение и картавость.
Фразы Демосфена страдали отсутствием чеканности и правильного ударения. Он не умел двигаться на трибуне, да еще нервно подергивал плечом.
И вот тут Демосфен удивил всех земляков. Он с таким упорством взялся за самосовершенствование, что еще при жизни стал живой легендой.
Перед такими тренировками меркнут все красивые сказочки о тренировках мастеров восточных единоборств, снятые наследниками Брюса Ли в бамбуковых зарослях гонконгских кинопавильонов.
Хотя, пацаны, не исключено, что все эти байки про Демосфена (и про Брюса Ли тоже) – полная лажа.
Когда независимость Эллады оказалась под угрозой капитального наезда со стороны беспредельщиков из Македонии, то Демосфен одним из первых почуял, словно старый боевой конь кобылу, эту опасность. И призвал греков к объединению против завоевательных устремлений македонского царя Филиппа II.
Очень скоро этот наглый воинственный баклан попытался вторгнуться в Среднюю Грецию через Фермопилы.
Теперь уже и до самых тупорылых греков дошло – грядет беспощадная македонская экспансия.
Демосфен тут же выступил перед народом с зажигательной речью. И воззвал к сопротивлению, возглавив борьбу за свободу Греции. Он направил энергию афинян на укрепление военной мощи государства. И постарался объединить против общего врага все греческие полисы.
И такая коалиция была создана.
Но, увы грекам, увы: при Херонее македонцы наголову разбили греков.
Афиняне, воодушевленные Демосфеном, решили идти до конца и погибнуть со славой.
Но эти усилия оказались ненужными: коварный разводчик Филя "великодушно" предложил мир афинянам.
И они, хлюпики и салабоны, сдались на милость победителя.
А Демосфен отправился в изгнание. Пережил Филиппа. И сынишку его – задиристого Александра – тоже пережил. Однако, в конце концов, все-таки погорел на политике.
Дело было так.
Когда пришло внезапное известие о смерти Александра, под предводительством Афин против оккупантов поднялась вся Греция.
Демосфен тут же вернулся с гордо задранной головой из ссылки и провел в различных уголках Эллады людные тусовки.
На большинстве из них оратору пришлось столкнуться с засланными казачками - агентами Македонии.
Однако сила выступлений Демосфена была столь велика, что половина Греции объединились с афинянами в союз.
Этот союз послал войско под началом афинского полководца Леосфена против македонского правителя Антипатра.
Увы, Леосфена замочили в бою.
Греческая братва, видя такой стремный расклад, повалила с поля боя, словно блохи от дуста.
И македонцы одержали победу.
Остатки греческого войска были вконец деморализованы.
Афины вынужденно подчинились всем, выдвинутым победителями условиям.
Одним из них была выдача Демосфена.
Тот по-быстрому смылся.
Но враги настигли-таки его. На одном из островов. В святилище бога Посейдона.
Демосфен успел принять яд. Прохрипел преследователям в хари: "Пидора-а-сы-ы-ы!". И рухнул мертвым перед алтарем…
В своих речах Демосфен, невзирая на пропагандируемую Аристотелем доктрину беспристрастности и логики в изложении текста, делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции.
Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами.
Каждая такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроены против идей выступающего.
На вопрос, что составляет самое существенное достоинство оратора, Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых, пацаны, произношение. Во-вторых - произношение. И в-третьих - опять-таки произношение".
Как образец выступления Демосфена, отрывок из его речи против Эсхина:
"Скажи-ка мне, чмо помойное: кому ты враг - мне или государству? Ах, мне. Конечно.
Но тогда ответь: почему, когда, по-твоему, я был виноват и тебе представлялись законные поводы возбудить против меня обвинение, ты этого не сделал? Почему именно теперь, когда я выполняю волю народа и государства, когда я соблюдаю законы и постановления народного собрания, когда вышел срок, в течение которого можно было меня обвинить, когда против меня нет ни нового обвинения, ни улик, когда вся моя деятельность проходит с ведома людей и при полном контроле государства, а, следовательно, с его ведома и покровительства, значит, и под его ответственность, ты, вдруг, выступаешь против меня.
Смотри, падла, как бы не оказалось, что ты, на самом деле, враг именно государства и только прикидываешься моим личным врагом".
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий.
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена Римской республики.
Становление риторической школы в Риме – заслуга Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.).
Свою концепцию ораторского искусства он описал в трактатах: "Оратор" (история становления ораторского искусства, приемы убеждения) и "Об ораторе" (доктрина ораторского искусства и требования к мастерству оратора).
Цицерон считал, что оратор первым делом обязан заинтересовать слушателей и завладеть их вниманием.
Затем уже можно и изложить само дело, высказав собственную точку зрения. Потом необходимо аргументировать ее. И посрамить оппонента, показав, насколько он туп и малограмотен.
Большое значение Цицерон придавал качеству публичного выступления, справедливо считая, что именно от личности оратора, от его сноровки и умения давить на психику толпы зависит эффективность речи.
Кроме этого, Цицерон призывал уделить внимание изложению фактов и высказыванию определенных соображений по их поводу, а также постоянно следить за тем, чтобы не уклоняться от основной идеи выступления.
Наследие Цицерона развил Марк Фабий Квинтилиан (36 - 96).
Он не только досконально изучил труды по теории красноречия, но и обобщил в своем "Руководстве по ораторскому искусству" собственный двадцатилетний опыт преподавания риторики.
В этом трактате Квинтилиан объяснял: как тренировать ораторские способности, для чего и как необходимо работать с текстом, а также - как развить способность говорить без подготовки, метко плевать противнику в глаз и быстро убегать.
Римская риторика отличалась от греческой. Дискуссии не получили в стремительно растущей империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах.
Для римлян главным было публичное выступление в режиме монолога.
От греческой полемики римской школе достались юмор, логика и уловки в споре. А от эллинского монолога – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.
Римская школа красноречия разделила искусство публичного убеждения на два стиля: аттицизм и азианизм.
Азианизм (смесь убеждения с внушением) господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является уже упомянутый выше Цицерон.
"Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? – вопрошал Цицерон и тут же отвечал: - Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и яркими образами, используя интонацию".
То есть – Цицерон был сторонником включения в убеждение элементов гипноза.
Увы, сама жизнь показала, что даже такой могучий стиль не всегда убоен. Показала на примере самого старины Марка Туллия.
Когда беднягу в собственном поместье взяли в оборот подосланные гнидой Антонием мокрушники, все могучее красноречие римского социал-демократа не спасло его от смерти.
Аттицизм (чистое убеждение). Он считался истинно римским – холодным, мужественным, суровым и архисерьезным – стилем.
Оратор тут стремился подчеркнуть собственную значимость и достоинство, спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая никакого внимания на ее реакцию.
Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличался монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации.
Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Римом в момент его перехода от республиканского способа правления к имперскому режиму в свои руки.
Этот стиль, пацаны, тоже оказался не ахти.
Юлику не удалось убедить в своей правоте даже самых близких ему союзников.
И те замочили его, брутально истыкав тело диктатора ржавыми кухонными ножами.
Несмотря на то, что римляне все-таки сделали в риторике шаг назад, принизив роль свободных и остроумных дискуссий в развитии ораторского искусства, тем не менее, латинская школа привнесла и кое-что новое в риторику.
К чисто режиму "соло" (это современное название публичного выступления-монолога при полном отсутствии выкриков или вопросов к выступающему с мест) римляне добавили выступление в режиме "ком", при котором всегда можно было устроить шум и драку с поножовщиной даже во время самого холодного и скучного выступления.
Режим "ком" (тоже современное название) основан на том, что в ответ на определенный сигнал оратора (например, эффектная гросспауза или монументальная опорная фраза), находящаяся среди толпы группа поддержки тотчас откликается бурными аплодисментами, приветственными криками и размахиванием разным тряпьем – знаменами, штандартами и футболками с надписями "Спартак – чемпион!", "Мочи конюшню!" или "Как, ты еще не вздул ни одного торпедовца?!".
Глава 5. Убеждение в схемах и примерах
Конечно, главное в модерации - не что вложить в информационный пакет, а как его незаметно вмонтировать в черепную коробку сапиенса.
Да, спору нет, как говорить – намного важнее того, что говорить.
Но так, пацаны, бывает не всегда.
Если с самым величайшим ораторским запалом сказать сидящим в зале людям, что дважды два четыре, эффекта не будет.
А вот если даже самым невнятным и невыразительным голосом произнести, что в зале заложена бомба, готовая вот-вот взорваться, эффект будет куда более интересным.
После такого красноречивого примера, думаю, каждому стало понятно, что качество информации, то есть, содержание текста выступления, тоже имеет немаловажное значение.
И если "как говорить" составляет две трети успеха публичной речи, то "что говорить" дает еще одну треть. И весьма значимую.
Причем: чем короче выступление, тем более важную роль играет текстура.
В современном нам с вами, друзья мои, обществе требования к публичному выступлению становятся все более жесткими.
Теперь привередливые клиенты требуют от продавцов товаров и идей не только гладкоговорения (этим сейчас любой вокзальный побирушка владеет), но и того, чтобы само содержание речи было логичным и информативным.
С чего начать работу над текстом будущей речи? С переработки бескрайнего потока сведений о ее предмете?
Не-а.
Это, если и понадобится, то гораздо позже.