Подразделение по исследованиям в дизайне
Британская дизайнерская фирма, основанная во время Второй мировой войны, в 1943 году, Министерством информации Великобритании. Возглавлялась Гербертом Ридом и группой архитекторов, дизайнеров и инженеров, среди которых были Миша Блэк и Мильнер Грей. Основная деятельность заключалась в разработке фирменных стилей и интерьеров в 1950-х годах. Никогда не занималась дизайном продукта.
Minale Tattersfield(основана в 1964 году)
Основатели — Марчелло Минале и Брайан Тэттерсфилд. «Фирма знаменита тем, что открыла для основного коммерческого дизайна творческие и остроумные дизайн-решения, требующие минимальных средств для воплощения»12.
Международная конференция по дизайну в Аспене(проводится с 1951 года)
Ежегодная конференция, на которой собираются дизайнеры и архитекторы со всего мира и каждый год обсуждают новую проблему, так или иначе связанную с дизайном.
Pentagram(основана в 1972 году)
Эта дизайнерская фирма вначале представляла собой многофункциональное дизайн-бюро, расположенное в Лондоне, где работали графические дизайнеры Алан Флетчер и Колин Форбс, архитектор Тео Кросби и промышленный дизайнер Кен-
ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРОФЕССИИ
/255
нет Грейндж. Известные проекты включают разработку корпоративной идентичности для Reuters и сети железных дорог Великобритании, а также дизайн продуктов для Kenwood, Ronson и Parker Pen Company.
Источник: Джули Гай «Энциклопедия дизайна и дизайнеров XX века» (Guy, J. The Thames and Hudson Encyclopaedia of 20th Century Design and Designers /J. Guy. —London: Thames and Hudson, 1993).
Профессия с академической точки зрения
Эволюция дизайнерского образования в значительной степени шла за развитием дизайнерской профессии в промышленности. В Великобритании до середины 1960-х — начала 1970-х годов дизайн преподавался в основном в школах искусств и колледжах искусств и дизайна. Образование было по большей части профессионально-техническим. Особый упор делался на развитие студийных умений, а методика преподавания напоминала обучение в мастерской дизайнера или художника, когда группа студентов работает над дизайн-заданиями под руководством того или иного специалиста. Зачастую преподаватели работали на полставки, то есть были самостоятельными практикующими художниками или дизайнерами. Та же политика применялась, когда в конце 1960-х годов колледжи вошли в состав политехнических институтов. В 1980-х наблюдался рост числа студентов высших учебных заведений и одновременное сокращение финансирования высшего образования. Сложившаяся ситуация потребовала перемен в методике преподавания и обучения. Эти перемены привели к снижению расходов за счет сокращения профессиональных дизайнеров, преподававших в университетах на полставки. Из-за увеличившихся размеров студенческих групп возникла необходимость и в кардинально новом подходе к профессиональному образованию дизайнеров: подразумевалось, что большее внимание следует уделять теоретическому и историческому аспектам дизайна. Впервые в истории художественно-конструктивного проектирования ученые находились в поисках корпуса знаний о дизайне. Но его просто не существовало, а если знания и были, то собрать их воедино было очень проблематично, поскольку теория дизайна и знания о нем всегда жили и оставались лишь в традициях и в сердцах дизайнеров-практиков.
Профессия дизайнера не удостаивалась того профессионального статуса, который свойственен профессии архитектора или инженера. С академической точки зрения, до этого момента для развития корпуса знаний о дизайне не было стимула — в отли-
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/256
чие от востребованных знаний в области архитекторы и инженерии. Отсутствие профессионального статуса может быть результатом специфики дизайнерской работы. Дизайнеры определяются не только в соответствии со специальными умениями, как, например, дизайн интерьера, но и с точки зрения места действия (например, кухни и ванные комнаты).
Категоризация дизайнерских дисциплин (табл. 6.1) с академической точки зрения дает нам общую классификацию профессии, все еще господствующую в британской системе образования и отражающуюся в профессиональной ориентации в промышленности.
Однако курсы дизайнеров, предлагаемые вузами сегодня, приобрели несколько иную ориентацию. Для некоторых из них, например для курсов дизайна стекла и керамики, ювелирных изделий и изделий из серебра, характерно выстраивание процесса обучения ремеслу вокруг мастерской: особое внимание уделяется непосредственно дизайну и изготовлению. Курсы, ориентированные на дизайн с промышленной и профессиональной точек зрения, концентрируются на развитии дизайнерских умений и их соотнесении с промышленным производством, то есть на решении задач дизайна продуктов и графического дизайна. Теоретические курсы склоняются к анализу исторического и контекстуального аспектов дизайна
Графика — графический дизайн (общий), дизайн книг/журналов, иллюстрация, медиа/мультимедиа, упаковка, фотография, печать, типографика.
Мода/одежда — дизайн моды/одежды (общий), театральный костюм, обувь, сочетание моды и текстиля.
Текстиль — дизайн текстиля (общий), узор ковра, трикотажный текстиль, набивной текстиль, внешний узор/декорирование, технологии текстиля, ткачество.
Трехмерные продукты — дизайн продукции (общий), керамика, мебель, производственный дизайн стекла, промышленный дизайн, ювелирные изделия/серебро.
Пространственный дизайн — пространственный дизайн (общий), архитектура, построение выставочных стендов, интерьер, ландшафт, театр/сцена.
Междисциплинарные курсы. Другие курсы.
Источник: курсы по искусству и дизайну 1997/1998, Совет дизайна 1996 (Art and Design Courses 1997/98, Design Council 1996, Trotman and Co., Richmond, Surrey, UK).
Таблица 6.1. Категории спецкурсов по искусству и дизайну
/257
и обеспечению правильного понимания самого предмета. Так, данная книга предоставляет тот тип информации, который востребован и преподается на многих (подобных перечисленным) курсах. Из-за описанных выше перемен в британском дизайнерском образовании возникло немало споров по поводу сущности относительных достоинств перевода преддипломного дизайнерского обучения с профессионально-технического уровня на уровень интеллектуального дискурса. Притом что выработка профессиональных умений оставалась бы на профессиональном преддипломном уровне. Пожалуй, это скорее вопрос о соотношении теории и практики, а не о выборе между ними, и споры продлятся еще не один год, до тех пор, пока дизайн не определится как самостоятельная профессия.
Истоки дизайнерского образования в других европейских странах различны. В Италии даже сегодня большинство дизайнеров получают архитектурное образование. В США широкая система образования третьей ступени привела к тому, что студенты-дизайнеры очень редко проходят обучение в мастерских или студиях под руководством профессиональных дизайнеров, как это принято в британской системе образования; они проходят меньшее число спецкурсов по дизайну и более широкий ряд гуманитарных предметов и искусств.
В США со времен Второй мировой войны студенты, желающие получить профессиональное образование в сфере искусства или дизайна, получают степень бакалавра изящных искусств. Национальная ассоциация школ изящных искусств (National Association of Schools of Art and Design) является признанной сертификационной организацией национального уровня по программам обучения искусству и дизайну; именно в ее ведении находится определение степеней: бакалавров искусств (Bachelor of Arts, BAs) и бакалавров изящных искусств (Bachelor of Fine Arts, BFAs). BFA — это профессиональные программы, после прохождения которых студент получает соответствующую степень (BFA), a BA — программа обучения гуманитарным наукам: в США все преддипломные программы должны иметь некоторую гуманитарную составляющую. Ассоциация независимых колледжей искусств и дизайна (Association of Independent Colleges of Art and Design, AICAD) так поясняет разницу между BFA и BA:
Разница между BFA и BA сводится к соотношению между
ИСКУССТВОМ И ДИЗАЙНОМ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ОБЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ, С ДРУГОЙ. В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ BFA ПРИМЕРНО ДВЕ ТРЕТИ ЗАНИМАЕТ «СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»,
Власть дизайна
/258
А ОСТАЛЬНОЕ — ОБЩИЕ ПРЕДМЕТЫ (ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ДР.). В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВА ПРИМЕРНО ДВЕ ТРЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ОБЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, А ОСТАЛЬНОЕ — ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА13.
То же различие повторяется и на последипломном уровне с программами на получение степени магистра — магистра искусств (Master of Fine Arts, MFA) и магистра гуманитарных наук (Master of Arts, MA). Ассоциация независимых колледжей искусств и дизайна утверждает, что «BFA — это наиболее подходящая программа обучения для серьезных, мотивированных студентов, желающих стать профессиональными художниками или дизайнерами»14.
Однако, из-за того что американские студенты учатся по модульной системе и выбирают самые разные предметы в качестве специальности, учебные курсы далеко не всегда отвечают промышленным потребностям и не отражают направления развития профессии в той степени, в какой этого пытается добиться британская система образования.
Становление процесса образования в области промышленного дизайна хорошо представлено Артуром Дж. Пулосом. В своей книге «Одиссея американского дизайна 1940-1975» (The American Design Adventure 1940-1975) он утверждает, что первая программа на получение преддипломной степени по промышленному дизайну была разработана и запущена в Технологическом институте Кар-неги (Carnegie Tech) Александром Костеллоу и Дональдом Доне-рином в 1935 году15. Пулос описывает те 40 лет, в течение которых образование в области промышленного дизайна подвергалось дальнейшему определению и совершенствованию: какую форму оно принимало (профессионально-технического обучения или высшего образования) и в какой связи оно находилось с дизайнерами-практиками. В 1946 году после Конференции школ дизайна Уолтер Дорвин Тиг поделился своими впечатлениями от мира образования в письме Ричарду Баху, главе отдела образования в музее «Метрополитен»:
Нам было очень приятно познакомиться с преподавателями и показать им себя. я надеюсь, что эта встреча в какой-то мере оказалась поучительной. и все же, думаю, никому из нас нет никакого дела до того, «понравилась ли им групповая фотография».
мы чувствуем, что нужны им гораздо больше, чем они нам. мы создали профессию, а некоторые из них удостоились ее преподавать, но имеют лишь приблизительное понятие о том, что она из них удостоились ее преподавать, но имеют лишь приблизительное понятие о том, что она из себя представляет.
Дизайнерские профессии
/259
Надеюсь, что они хотя бы начали понимать всю сложность адекватного академического обучения промышленному дизайну. в своей практической работе мы создаем определение промышленного дизайна, и я хочу верить, что комитет конференции будет достаточно прозорлив, чтобы понять его.
Далее Пулос, однако, говорит, что для Тига образование было важным фактором определения его собственного профессионального статуса, поскольку пятью годами ранее он уже привлекал внимание к существовавшим программам обучения промышленному дизайну, чтобы поддержать собственные притязания считаться профессионалом. В деле, которое слушалось в Верховном суде штата Нью-Йорк, он успешно доказал свое право на освобождение от уплаты налога, которым облагались непрофессионалы.
В 1944 году Джон Вассос, Костелоу и другие дизайнеры предложили внести поправку в Закон об образовании штата Нью-Йорк (ст. 84-А), согласно которой следовало ввести требования к образованию и лицензированию деятельности промышленных дизайнеров. Поправка не прошла: многие дизайнеры выступили против нее, «завидуя их независимости, не желая предавать свою работу на рассмотрение своих коллег и не доверяя растущей наукообразности дизайна»16.
Споры между практикующими дизайнерами и преподавателями промышленного дизайна продолжались в течение долгих лет на самых различных форумах. Например, в Ассоциации образования в области промышленного дизайна (Industrial Design Education Association), пытавшейся создать сообщество преподавателей дизайна и стать связующим звеном между ними и практикующими дизайнерами, и в Обществе промышленных дизайнеров Америки (Industrial Designers Society of America, IDSA). IDSA предложило учебные минимумы для программ обучения промышленному дизайну, основанные: 1) на структурировании (решение задач, относящихся к продуктам или системам) и 2) коммуникации (развитие умений для изучения, хранения и передачи идей) информации (приобретение знаний). Эти минимумы послужили основой для собственных учебных программ во многих школах дизайна в США и во всем мире17.
После Второй мировой войны во многих американских школах дизайна применили преподавание комбинации дизайн-дисциплин, включавшей дизайн рекламы, промышленный дизайн, дизайн интерьеров, модной одежды, иллюстрирование или коммерческую фотографию. Роб Рой Келли, практикующий графический дизайнер
Власть дизайна
/260
и преподаватель с 35-летним стажем, считает, что поверхностные программы этого периода в лучших школах представляли собой обучение дизайну рекламы, а в небольших — коммерческому искусству18. Графический дизайн впервые стал целью учебной программы в Йельском университете в 1950 году. В 1950-х американские корпорации начали уделять внимание разработке корпоративной идентичности, что «дало неимоверный толчок к развитию графического дизайна». Именно в это время появилась профессия графического дизайнера (табл. 6.2). В 1980-х Американский институт графических искусств (American Institute of Graphic Arts) получил национальный статус. Однако сейчас в США, как и в Великобритании, границы между графическим дизайном и рекламой начинают размываться, а растущее влияние маркетинга и технологий на образование в области графического дизайна, вероятнее всего, снова приведет к переопределению этой профессиональной специальности.
Что же мы узнали о дизайне как о профессии благодаря анализу образовательной модели? Эта профессия несравнима с юриспруденцией или медициной. До сих пор не существует конкретных
Видео | Анимация | Архитектура |
Дизайн модной одежды | Арт-дирекция | Бумажное |
Дизайн упаковки | Арт-терапия | производство |
Исследование | Архитектура | Дерево |
архитектуры | интерьеров | Дизайн интерьеров |
История искусства | Волокна | Дизайн мебели |
Керамика | Глина | Дизайн средств связи |
Компьютер- | Графический дизайн | Дизайн |
ная анимация | Живопись | транспортных средств |
Медицинская | Изобразитель- | Дизайн-маркетинг |
фотография | ные искусства | Иллюстрация |
Представление | Компьютерная | Медицинская |
Промышленный дизайн | графика | иллюстрация |
Реклама | Ландшафтная | Мультипликация |
Рисунок | архитектура | Новые жанры |
Скульптура | Металлы | Образование |
Стекло | Текстиль | в области искусства |
Фильмопроизводство | Ткачество | Печать |
Ювелирные изделия | Фотография | Пленка |
Эмаль | Средовой дизайн |
Таблица 6.2.Основные специальности, предлагаемые американским студентам в 34 колледжах-членах Ассоциации независимых колледжей искусств и дизайна (Association of Independent Colleges of Art and Design, AICAD)
Дизайнерские профессии
/261
предметов или точно установленных специальностей, по которым дизайнер должен иметь квалификацию. Проанализировав темы или предметы, которые предлагаются для обучения в США и Великобритании, можно сделать вывод о существовании множества предметов самой различной глубины и охвата, часть из которых очень тесно связана с практической профессиональной деятельностью, другие же — более теоретические. На программу обучения дизайну влияют профессиональная практика, требования рынка и изменения в образовательной системе.
Ни дизайнеры-практики, ни преподаватели пока не могут дать точного определения профессии дизайнера. Несмотря на предпринимавшиеся и в США, и в Великобритании попытки лицензировать или регулировать деятельность дизайнеров и определить требования к знаниям и умениям будущего дизайнера, этого так и не произошло. Возможно, потому целесообразнее рассматривать данную профессию как комплекс дисциплин, определив их контекст и умения, необходимые для работы в этом контексте.
Дизайнерские дисциплины и умения
Если попытаться определить базовые умения дизайнеров, можно проследить, как эти умения со временем привели к возникновению отдельных специальностей. Уокер ссылается на ремесленные истоки дизайна, что, соответственно, подразумевает восприятие, воображение, воплощение, сноровку и умение владеть руками19. Умение воспринять потребность или использовать свое воображение, чтобы придумать идею, а затем воплотить решение в двух-или трехмерном пространстве, всегда оставалось в центре деятельности дизайнера.
Если взять за основу три сферы дизайна, выделенные Потте-ром, — дизайн продуктов, средовой и коммуникационный дизайн, — можно провести различия между конкретными умениями, относящимися к объектам дизайна — вещам, местам и сообщениям.
Сообщения
К сообщениям относятся: графический дизайн, иллюстрация, мультимедийный дизайн, дизайн интерфейса, информационный, фотографический, дизайн журналов о моде и дизайн рекламы.
Эта сфера дизайнерской деятельности связана преимущественно с представлением и передачей информации в двухмерном пространстве. Особый акцент делается на линии, узоре, цвете, протяженности и форме (изображения и текста), а также на передаче содержания
Власть дизайна |262
(изображения и текста). Как сказал в 1964 году Морис де Сосмаре, «все зависит от экспрессивного и конструктивного использования особых оптических явлений»20. Самым последним изменением в этой сфере стал переход от печатных средств передачи информации к цифровым. Дизайнеры, которые работают сегодня с компьютерной графикой, CD-ROM-технологиями и Всемирной паутиной, то есть с интерактивными средствами, должны, кроме всего прочего, принимать во внимание измерения пространства и времени:
Так, время расширяет формальный словарь, которым пользуется АВТОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЯ. НАПРИМЕР, ПОМИМО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ — РАЗМЕРА, ЦВЕТА И ПРОЗРАЧНОСТИ, — ИНТОНАЦИЮ МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ПРИ ПОМОЩИ РИТМА И СИНХРОНИЗАЦИИ
по времени. Перед дизайнерами встанут новые вопросы. Например, В СЛУЧАЕ КОГДА ТЕКСТ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ ЭКРАНА, ДИЗАЙНЕР ДОЛЖЕН ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ЧИТАТЕЛЯ, ЧТОБЫ ТОТ СМОГ ВОВРЕМЯ ПЕРЕВЕСТИ ВЗГЛЯД С ОДНОГО МЕСТА НА ДРУГОЕ, ИНАЧЕ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ НЕ БУДЕТ ЗАВЕРШЕН И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ НЕ СОСТОИТСЯ21.
Некоторые аналитики полагают, что «различия между текстом и изображением стираются. На их место придет новый словарь, состоящий из типографических и графических образов. Анимационная динамичная типографика расширит выразительные средства текста до уровня большего, чем можно ожидать от графических изображений»22.
Кроме того, технологии заставляют профессионалов в этой области взаимодействовать с другими людьми, чьи профессии связаны со средствами передачи информации, — профессионалами в рекламе, музыке, кино и телевидении. Сложившуюся ситуацию часто называют недостающей индустрией, когда копирайтеры, режиссеры, музыканты и дизайнеры используют для передачи информации цифровые медиа. Вопрос состоит в том, каким образом необходимо реформировать образование, чтобы охватить эту недостающую индустрию. Сегодня увеличилась потенциальная возможность для дизайнеров работать вместе с медиапрофессионалами или даже в их качестве. Технологии способствуют слиянию таких средств передачи информации, как рисунок, фотография и фильм. В результате графический дизайнер/художник, аналитик культуры, создает сообщения, используя комплекс образов или соединяя графический/информационный дизайн с трехмерными формами дизайна. Например, как это было сделано в галерее для слабовидящих в Британском музее, где для описания скульптур Парфенона был использован рельеф поверхности, звук и трехмерные книги (модуль 6.2).
Дизайнерские профессии
/263
Модуль 6.2. Скульптуры из Парфенона в британском музее
В греческой мифологии Тиресий, прорицатель из Фив, был ослеплен Герой, но наделен Зевсом даром ясновидения, или «вторым видением». Соответствующее метафорическое название проекта, подготовленного Британским музеем, — «Тиресий» — как нельзя более точно отражает суть этого проекта — познакомить слабовидящих с фризом Парфенона, а также показать посетителям, обладающим нормальным зрением, что-то, чего они иначе могли и не увидеть. Тактильные изображения в новой галерее, сосредоточенные вокруг нескольких избранных гипсовых слепков с западного фриза, сопровождаются звуковым комментарием и дополнительной графикой. Графические изображения имеют рельеф, выполненный по новой технологии — «искусство, к которому можно прикасаться» (от англ. touch art). При помощи схожих методик предлагается изучить сам Парфенон и его окрестности на Акрополисе в Афинах, исследовать на ощупь оригинальные обломки древней архитектуры.
Сегодня проект «Тиресий», изначально предназначавшийся для слабовидящих, стал важным источником информации для всех желающих больше узнать о Парфеноне и его скульптурах, поскольку он способен напрямую передать информацию о парфенонском фризе широкой аудитории. Фриз — один из наиболее важных памятников классической античности и к тому же наиболее сложный и непонятный экспонат для посетителей музея. С помощью «Тиресия» гораздо большее количество людей сможет понять этот объект.
Опубликованная издательством British Museum Press сопроводительная книга «Фриз Парфенона: второе видение» (Second Sight of the Parthenon Frieze) с аудиоприложением в виде пятичасового комментария на кассете продается в сувенирном магазине при музее за £40. В ней представлен ряд тактильных изображений нескольких ключевых элементов фриза. Специальная техника, в которой созданы изображения, делает их доступными для восприятия новой целевой аудиторией — людьми с проблемами зрения. В создании участвовали многие специалисты-консультанты, В том числе из Королевского национального института помощи слепым (Royal National Institute for the Blind).
Источник: www.thebritish.museum.ac.uk. Перепечатано с разрешения попечителей Британского музея.
Власть дизайна
/264
Есть какая-то ирония в том, что реклама и дизайн снова сближаются. До 1960-х годов, когда стали расти дизайнерские фирмы, рекламное агентство оказывалось самым вероятным местом работы для графического дизайнера. Сегодня «новые технологии позволяют графическим дизайнерам создавать и редактировать двигающиеся изображения и накладывать на них звук, что раньше было исключительной прерогативой рекламных креативщиков». По предположению Майка Демпси из CDT Design, «появятся новые люди, не принадлежащие к традиционным рекламным или дизайнерским структурам и обладающие разнородными коммуникативными умениями»23. Его мнение подтверждается увеличением спроса на новые средства передачи информации, который, в свою очередь, ведет к появлению цифрового телевидения, электронных магазинов и более двух миллионов пользователей Интернета. Родился спрос на интерактивный, дружественный к пользователю дизайн, а потому дизайнерские фирмы и дизайнерские группы теперь тесно взаимодействуют со специалистами по креативным технологиям и интерактивному дизайну (модуль 6.3).
Модуль 6.3. Журнал SmortMonev
Победитель дизайнерского конкурса Interactive Media Design Review Winners 1999 под эгидой журнала «Международный дизайн» (The International Design Magazine), июнь 1999.
Журнал SmartMoney, приложение к Wall Street Journal, выпускается с 1992 года и уже стал лидером среди изданий по вопросам индивидуального финансового планирования. Веб-сайт этого журнала, связанный с мегасайтом Wall Street Journal, охарактеризовали как тщательно проработанный и, как и сам журнал, весьма информативный.
На сайте представлены оперативные данные о прибылях и убытках на фондовом рынке в виде инновационных графиков, которые отражают все происходящие на рынке изменения в реальном времени и при этом самоизменяются в соответствии с повышением или падением курса акций. Люди, не различающие зеленый и красный цвета, могут выбрать желтый и синий для отображения поступающей информации, а инвесторы — избрать более традиционный вид статистики фондового рынка, благодаря пакету специальных коммерческих и аналитических приложений. На сайте даются ссылки на дополнительную информацию о компаниях через выпадающее меню.
Дизайнерские профессии
/265
Источник: smartMoney ID Magazine. -1999.-Vol.46.-#4.-June.
Дизайнеры, работающие с сообщениями, должны понимать коммуникативные потребности и отправителя, и получателя информации; уметь свободно обращаться с изображением, графической формой буквы или знака, цветом, звуком в пространстве и времени; сообщать результаты своей работы посредством визуализации и своего творческого процесса. Например, сообщения являются важным средством передачи информации в условиях конкуренции на рынке, особенно при разработке определенного имиджа бренда. Работа дизайнера в таком случае заключается в транслировании ценности бренда через цвета и образы и создании идентичности бренда и соответствующей атмосферы, которые должны безупречно функционировать и в печатной форме, и в цифровой среде (модуль 6.4).
Модуль 6. 4. Indesit, созданный Wolf Olins
Итальянский производитель крупных бытовых электроприборов Merloni выразил желание перепозиционировать свой старый избитый бренд Indesit и сделать его привлекательным для молодых европейских потребителей. Агентство Wolf Olins разработало концепцию бренда, которую можно было приме-
Власть дизайна
/266
нить к любому коммуникационному материалу, включая Интернет, корпоративную и техническую литературу, рекламу и продвижение. Концепция строилась вокруг основных ценностей Indesit, как то: простота, надежность, мощность, участие; предмет недешевый, но стоящий уплаченных за него денег. Merloni хотела, чтобы у потребителей возникала эмоциональная реакция на эти продукты, чтобы все не сводилось исключительно к функциональной стороне. «Новая идентичность Indesit позволила нам через процесс проектирования снизу вверх придать «спящему» бренду новую индивидуальность, и это породило чувство глубокой ответственности у всех сотрудников компании», — говорит Лука Мануэлли, директор по маркетингу. Продолжая разговор об идентичности, он утверждает, что она «представляет собой уникальный образец расширения возможностей бренда в индустрии крупных бытовых электроприборов. Ее основное преимущество заключается в создании четкого, но гибкого формата, дающего возможность получать выгоду и делиться хорошими идеями, возникающими на других наших рынках».
Wolff Olins предоставляло стратегическую и творческую поддержку и принимало во внимание ограниченные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования в разрабатываемый бренд, — вот основная причина, по которой Indesit обратилась именно в это агентство.
Дизайнерские профессии
/267
Даг Хэмилтон, креативный директор Wolff Olins, говорит, что перепозиционирование Indesit «помогает генеральному директору проводить реформирование бизнеса Merloni, а организации — изменить мнение о самой себе (как итальянском производителе бытовой техники), свое поведение и свою манеру общения».
Источник: Design Week. — 2000. — Vol. 15. — № 7. — February.
Вещи
К категории «вещи» относится дизайн упаковки, продукции, обуви, модной одежды, керамики, ювелирных украшений, стекла, автомобилей, промышленный дизайн.
Дизайнеры, занимающиеся вещами, главным образом работают в трехмерной среде. В рамках этой категории диапазон дизайнерских специальностей широк: от чистых художников-ремесленников (их работа больше сродни художественному выражению и акту творения) до коммерчески ориентированных дизайнеров, которые придумывают дизайн продукта для рынка и конечного потребителя. Есть и дизайнеры, находящиеся меж двух обозначенных полюсов, — те, кто разрабатывает дизайн для мелкосерийного производства. Все эти дизайнеры занимаются трехмерными формами, линиями, очертаниями, текстурами, характеристиками, материалами и — в зависимости от своей специальности — функциональными и пользовательскими качествами вещи.
Одна из наиболее современных тенденций, определяющих деятельность дизайнеров вещей, — это внедрение новых технологий. Они могут применяться в процессе создания дизайна (использование автоматизированного проектирования и виртуальной реальности), в производстве (быстрое макетирование и роботизированное производство), в материалах (появление интеллектуальных материалов и применение новых видов текстиля).
Как и в категории «сообщения», некоторые дизайнерские специальности, относящиеся к рассматриваемой сфере, сливаются с профессиями, напрямую не относящимися к дизайну. Это особенно очевидно в области проектирования продуктов. Дизайнеры продуктов принимают участие в инновационном процессе от начала до конца, поэтому они либо непременно компетентны в электротехнике, машиностроении и разработке программного обеспечения, либо должны сотрудничать со специалистами. Примером
Власть дизайна
/268
такого подхода может служить Speck Product Design, компания из Калифорнии, руководитель которой, Крейг Дженек, не только придумал дизайн, но и разработал гибкий портативный компьютер и продал его Via Inc. (рис. б. 1 )24.
Таким образом, дизайнерам вещей необходимо умение принимать во внимание требования многих лиц, заинтересованных в создании и использовании вещи: выявлять эти требования, преобразовывать и синтезировать их; использовать еще одну важную в этой профессии способность — самостоятельно решать задачи, — чтобы выделять главные вопросы; применять знания о технологиях производства, материалах, функциях и элементах дизайна — форме, текстуре, цвете, — чтобы создавать вещи, которые удовлетворяли бы дизайнерским потребностям или решали дизайн-задачи.
Источник: Speck Product Design
Рисунок 6.1. Гибкий, портативный компьютер, разработанный Speck
Дизайнерсике профессии /269
Они также должны пользоваться визуализацией, позволяющей грамотно проиллюстрировать свою концепцию и сообщить ее другим и таким образом обеспечить эффективное производство и принятие ее пользователем.
Место
Сюда относится дизайн интерьеров, дизайн для театра и кино, торговых и выставочных площадей. Дизайнеры мест работают в двух-и трехмерной среде. Они занимаются взаимодействием человека и среды. В сферу их интересов входят масштаб, формы, изображения, цвета, которые воздействуют на органы чувств человека. Работа в этой области включает и простую витрину магазина, и затрагивающую все органы чувств безумную демонстрацию, вроде той, что победила в категории «средовое пространство» в 1996 году на ежегодном дизайнерском конкурсе (ID Annual Design Review 1996) под эгидой журнала «Международный дизайн» (The International Design), а устраивалась — в штаб-квартире небольшой немецкой электрической компании:
Дизайнеры использовали сложные электронные микросхемы И ЛЕГКОВЕСНЫЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, А ТАКЖЕ СТЕКЛЯННЫЕ ТРУБЫ — В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЛИООРГАНА, КОТОРЫЙ НАПОЛНЯЛ ПРОСТРАНСТВО ЗВУКАМИ КАКОФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ, КОГДА СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ОТРАЖАЯСЬ ОТ ЗЕРКАЛ И ПРОХОДЯ СКВОЗЬ ПРИЗМЫ, ПРОПАДАЛ. БЫЛ ТАКЖЕ СОЛНЕЧНЫЙ ХРОНОМЕТР — БОЛЬШОЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ диск, на котором солнце постоянно выжигало след. Один диск был рассчитан на один сезон, и в конце он представлял собой трехмесячную запись интенсивности солнечного излучения. Примечательно, что каждый элемент аппарата имел логическое объяснение.
Согласно замыслу дизайнеров Ходжеттса и Фанга, каждый элемент аппарата должен был заставлять посетителей задумываться над идеей солнечной энергии и представлять, на что была бы похожа Земля, которую не освещают солнечные лучи. Члены жюри назвали это произведение плодом творчества скорее не современных дизайнеров, а сумасшедших ученых25.
Приведенный пример наглядно иллюстрирует существующую в этой области дизайна тенденцию к увеличению значения технологий в качестве выразительных средств. А потому дизайнеры развивают свои технологические умения или работают в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами, и зависимость их от ремесленных, мастеровых умений ослабевает.
Власть дизайна
/270
Все дизайнеры без исключения, в какой бы области они ни специализировались, должны четко понимать весь набор требований, предъявляемых к дизайну, уметь извлекать их из всех заинтересованных в этом сторон (коими являются клиент, потребитель/пользователь и команда производителей/строителей). Дизайнерам просто необходимо владеть искусством визуализации, чтобы найти такое сочетание цвета, текстуры, формы, света, звука и запаха, которое позволит создать средовой объект — то, что в данном контексте обозначено понятием «место». Они также должны обладать коммуникативными умениями, вербальными и визуальными, чтобы уметь грамотно объяснить свою концепцию заинтересованной аудитории.
Дизайнеры играют главнейшую роль в создании материального мира. На дизайнеров, работающих с объектами всех рассмотренных выше категорий — места, сообщения, вещи, — оказывают воздействие одни и те же факторы, а именно: технологические, средовые и рыночные изменения. Эти факторы не только изменяют характер профессии дизайнера, но и предъявляют к ней новые требования. Профессиональные дизайнеры уже признают, что дизайнерские умения являются важной частью их услуг, но лишь в сочетании с умениями в сферах управления и ведения бизнеса. Сегодня наблюдается тенденция к рассмотрению дизайна как составляющей части многофункциональных командных ресурсов. Это позволяет дизайнерам объединяться с учеными, специалистами по деятельности организаций, психологами и т.д. и использовать полученные комбинированные знания для поиска наиболее подходящего и эффективного дизайн-решения.
Сферы дизайна
Итак, дизайнеры все чаще становятся членами многофункциональной команды — эта тенденция, кроме всего прочего, привела к углублению их специализации. Еще большую специализацию дизайнеры-профессионалы получают благодаря сфере, в которой работают. Например, дизайнеры продуктов/промышленные дизайнеры работают в обрабатывающей промышленности и специализируются на ди<