Значение дизайна для успеха бизнеса
Прежде чем перейти к обсуждению более широкого понимания успеха и неудачи в промышленности и коммерции, а также к определению роли дизайна во всем этом, давайте вкратце рассмотрим, каким же образом организации используют дизайн. Ведь если задуматься, то по крайней мере 50% всего, чем занимаются организации в различных отраслях промышленности, становится возможным именно благодаря дизайну. Приведем несколько примеров.
Обрабатывающая промышленность
Ford, к примеру, создает дизайн автомобилей на спроектированных дизайнерами фабриках и продает их через спроектированные дизайнерами торговые представительства, используя дизайнерские бренды, созданную дизайнерами рекламу и специальную литературу.
Когда перед глазами потребителей на дороге появляется Jaguar, мы, дизайнеры, хотим, чтобы сам автомобиль сообщал то, что несет в себе эта марка, — элегантный, чувственный источник благородной мощи. когда перед потребителями возникает грузовик марки Ford, мы хотим, чтобы весь его вид выражал тот образ прочности и долговечности, который он воплощает. '
Джей Мэйз,
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ДИЗАЙНУ, FORD MOTORS*
Компания Ford Motors заявила о своем намерении двигаться в области дизайна в новом направлении, но это не имело никакого отношения к непосредственной форме самих автомобилей. По словам Мэйза, выступавшего на встрече Международной ассоциации автомобильных изданий (International Motoring Press Association), компания Ford хотела использовать дизайн в качестве средства передачи информации, которое бы мгновенно и четко сообщало о «личности» каждого автомобиля. Он сказал: «Внешний дизайн автомобиля — это первый визуальный сигнал, получаемый клиентом. В дополнение к тому, чтобы приносить эстетическое удовольствие, внешний вид автомобиля должен ясно сообщать то, что за ним стоит, — ощущение качества, безопасности и надежности». Под руководством Мэйза семь дизайн-студий Ford поставили перед собой цель еще более индивидуализировать различные модели выпускаемых компанией автомобилей и сделать их еще более непохожими друг на друга.
Власть дизайна
/66
Компания также объявила, что на пороге третьего тысячелетия опознавательный знак бренда Ford в местных представительствах получит новый облик. Подразделение Ford уже в течение нескольких лет проверяет на прочность и читабельность новый прототип синего овального знака бренда Ford в Дирборне, штат Мичиган. Планировалось к 2003 году установить эти знаки в 4200 американских представительствах и приурочить данное событие к празднованию столетнего юбилея компании. «Синий овал Ford — второй самый узнаваемый символ в мире, — сказал Джим О'Коннор, президент подразделения Ford. — Прототип знака Ford для представительств был спроектирован в тесном сотрудничестве с дилерами Ford и при участии потребителей. Мы уверены, что в нем отражаются истинные прогрессивные и уникальные характеристики, свойственные автомобилям, выпускаемым под брендом Ford».
Ford также имеет и конкретную программу действий по защите окружающей среды. Благодаря работе по управлению воздействием на окружающую среду, уже существующие фабрики перестраивают, стремясь повысить их эффективность, либо находят им совершенно новое применение. Так, например, был перестроен Моторный завод в Виндзоре, ставший в результате одним из наиболее экологически чистых автомобильных производств в мире5.
Розничная торговля
Richards Stores, магазины розничной торговли женской одеждой, продают дизайнерскую одежду в спроектированных дизайнерами торговых залах, используя созданный дизайнерами имидж бренда.
Richards хотели выработать новый подход к интерьеру своих магазинов, который способствовал бы перепозиционированию в сторону более современного и женственного бренда. фитчу понадобилось всего четыре месяца, чтобы создать и внедрить новую идентичность в нескольких избранных магазинах. но-вый внешний вид полностью изменил образ, ассоциировавшийСЯ с Richards, но в то же время не отпугнул уже сложившуюся клиентуру компании. Таким образом, дизайн стал единственным фактором, благодаря которому продажи в перепроектированных магазинах значительно возросли по сравнению с магазинами, дизайн которых остался прежним6.
Сфера услуг
Адвокатская фирма Osbourne Clarke использует дизайн для создания уникальной корпоративной идентичности, или, другими словами, фирменного стиля компании, а также для продвижения своих услуг.
Дизайн в промышленности и коммерции
/ 67
Osbourne Clarke — это адвокатская фирма, которая располагается в Бристоле и Лондоне и обслуживает клиентов по всей Великобритании, а также в шести региональных представительствах в Европе. В течение последних десяти лет региональные фирмы, такие как osbourne clarke, стали составлять серьезную конкуренцию фирмам из лондонского сити. в 1995 году партнеры Osbourne Clarke решили, что существующая идентичность не отражает НИ МАСШТАБОВ ФИРМЫ, НИ ЕЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НИ ЕЕ СТРЕМЛЕНИЯ
к росту, что она слишком скучна и неотличима от идентичностей других юридических фирм. дизайнеры должны были разработать новую идентичость, которая позиционировала бы osbourne Clarke как фирму, способную конкурировать с любой другой компанией В ЭТОЙ СФЕРЕ НЕ ТОЛЬКО В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НО И В ЕВРОПЕ, И КРОМЕ ТОГО, СДЕЛАЛА БЫ ЕЕ БОЛЕЕ ИЗВЕСТНОЙ СРЕДИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ, ЯСНО ДАВ ИМ ПОНЯТЬ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФИРМА.
Компанияприобрела новое лицо 1июля 1996года, ознаменовав ЭТО СОБЫТИЕ МАССОВОЙ РАССЫЛКОЙ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ информации тысячам клиентов, деловым партнерам и друзьям фирмы. Все сотрудники получили пакеты с подробными разъяснениями' относительно нового имиджа компании. в течение нескольких ,* последующих недель произошедшие перемены заслужили положительную оценку клиентов фирмы, коллег и прессы. с момента внедрения новой идентичности оборот компании увеличился на 30 %, а журнал Lawyer назвал Osbourne Clarke третьей самой ' быстро растущей юридической фирмой в стране. компания приобрела новых крупных клиентов, значительные успехи были достигнуты в сфере подбора кадров, поскольку преимущества работы на эту фирму стали оцениваться будущими работниками гораздо выше, нежели до внедрения новой идентичности7.
Медиа
К медиа относятся компании, работающие в сфере теле-, кино-и интернет-коммерции. Предприятия данной отрасли больше, чем другие, опираются на умение дизайнеров наглядно представить продукт и сообщить потребителю всю необходимую информацию.
Веб-сайт Ted Baker Online (рис. 2.1) целенаправленно проектировался с расчетом предоставить зрителям быстрый доступ к ассортименту товаров. «В основе дизайна сайта лежат шаблоны, поэтому по сайту так легко перемещаться, — говорит директор по электронной коммерции компании Blueberry.Net Сэм Стонир. — Посетители могут рассмотреть одежду, используя функцию зума*,
* От АНГЛ. ZOOM — НАЕЗД, УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕКТА. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Власть дизайна
/68
Источник: www.tedbaker.com
Рисунок 2.1. Страница веб-сайта Ted Baker Online
который дает:крупный план выделенных элементов одежды. Есть также окошко флеш-анимации, оформленное в виде витрины магазина: оно предоставляет информацию о проходящих в магазине акциях... Есть также загадочный двухмерный персонаж по имени Тед Бод, который сопровождает посетителей по сайту». По мнению Джайлза Рутледжа, главного дизайнера Blueberry.Net и арт-дирек-тора веб-сайта, «одежда как бы проступает из этого двухмерного фона». Blueberry.Net кровно заинтересована в успехе сайта, поскольку берет на себя определенную долю расходов на разработку сайта, получая взамен долю прибыли от его деятельности»8.
Государственный сектор
В государственном секторе дизайн используется, когда на повестке дня стоит решение каких-либо политических или социальных проблем.
Деревня-сад* Грейт Нотли
«В течение нескольких лет Совет графства Эссекс проводил политику внедрения энергосберегающих технологий и технологий, основанных на использование солнечной энергии,
* Новая деревня (в Великобритании), построенная по типу города-сада, то есть города-спутника, нового, с большими зелеными массивами, спроектированного по единому плану вблизи большого города. — Прим. переводчика.
Дизайн промышленности и коммерции
/69
в учреждениях образования и здравоохранения графства»9. В 1997 году Совет графства вместе с Советом по дизайну* объявили конкурс на строительство в Грейт Нотли начальной школы с использованием экологически рациональных, энергосберегающих технологий, не наносящих вреда окружающей среде. На конкурс была подана 91 заявка, а выиграла молодая инновационная компания из Лондона Allford Hall Monaghan and Morris.
Нетрудно приводить примеры того, как дизайн помогает коммерческому успеху организаций с точки зрения качества их деятельности. Однако найдется сравнительно немного исследований, в которых значимость дизайна для делового и коммерческого успеха нашла бы количественное выражение. И тому есть несколько причин. Во-первых, нелегко дать точное определение того, что считать успехом, а что неудачей10. Во-вторых, существуют трудности в количественном измерении качественных факторов успеха. В-третьих, очень непросто однозначно определить, что подразумевается в каждом конкретном случае под дизайном; не менее сложно отделить влияние дизайна на коммерческий успех от других факторов, и внутренних по отношению к компании, таких как деятельность в сфере маркетинга или продаж, и внешних, как, например, конкурентная среда.
Значимость дизайна для успешной работы организации должна измеряться не только в денежном выражении. В начале 1990-х годов Уолш, Рой, Брюс и Поттер предприняли одно из немногих исследований вклада дизайна в успех бизнеса и опубликовали результаты в книге «Победить благодаря дизайну» (Winning by Design)11. В таблице 2.1 дизайн представлен с точки зрения его значимости для повышения конкурентоспособности бизнеса.
Общий вывод исследования заключается в том, что дизайн действительно имеет огромное значение для успеха компании. И на самом деле, примерно 90% внедренных проектов принесли прибыль, 25% открыли новые внутренние рынки, а 13% послужили причиной возникновения новых или увеличения старых статей экспорта. В числе иных преимуществ — снижение затрат на производство, уменьшение складских запасов, увеличение рентабельности продаж и улучшение имиджа компании12. Другие исследования также подтвердили, что дизайн играет серьезную роль в успехе
* Британская полуправительственная организация, созданная в 1960 году, поощряющая развитие художественного конструирования (дизайна) различных промышленных товаров. — Прим. переводчика.
Власть дизайна/70
того или иного бизнеса. Ученые Стрэтклайдского университета (University of Strathclyde), например, провели широкомасштабное исследование 369 компаний. Проанализировав отношение руководства компаний к дизайну и методам дизайн-менеджмента, они выяснили, каким образом эти аспекты работы компании связаны с результативностью ее торговой деятельности. Сравнение компаний с их основными конкурентами показало: наибольшего успеха на рынке добились те фирмы, в которых технологические и маркетинговые навыки представлялись как неразрывно связанные, а дизайнеры были представлены на уровне совета директоров, и те, которые уделяли значительное внимание дизайн-менеджменту и являлись ярыми приверженцами внедрения нового дизайна своих
Фактор конкурентоспособности | Роль дизайна | Область влияния |
Ценовые факторы | Снижение расходов на производство. | Отпускная цена. |
Определение расходов на эксплуатацию и обслуживание
Затраты на жизненный цикл продукта
Неценовые Эксплуатационные
факторы свойства продукта,
уникальность, внешний вид,
надежность, срок службы,
безопасность, легкость
в использовании и др.
Презентация, упаковка, показ, продвижение, имидж продукта.
Имидж компании
Усовершенствование разработки и выполнение графиков поставки
Своевременная поставка.
Обеспечение легкости обслуживания и ремонта
Послепродажное обслуживание
Источник: Уолш и др. -Повышение конкурентоспособности благодаря дизайну» (Walsh. Competitive by design / Walsh 11 Journal of Marketing Management. — 1988. — Vol. 4. — № 2. — P. 201 -217)14.
Таблица 2.1 Дизайн как фактор повышения конкурентоспособности
Дизайн в промышленности и коммерции /71
И хотя исследований, ориентированных на выяснение значимости дизайна для коммерческого успеха организаций, не так и много, их все же достаточно — особенно тех, которые проводились в конце 1980-х — начале 1990-х годов, — чтобы аргументировать нашу точку зрения. И в самом деле, дизайн в последнее время стал получать государственную поддержку и в Европе, и в США. В 1995 году в выпущенной правительством Великобритании «Белой книге»* по вопросам конкуренции говорилось:
Эффективное использование дизайна лежит в основе создания инновационных продуктов, процессов и услуг. Качественный ДИЗАЙН МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО ПОВЫСИТЬ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКТОВ, ПРИВЕСТИ К РОСТУ ПРОДАЖ, ОБЕСПЕЧИТЬ РАЗРАБОТКУ НОВЫХ РЫНКОВ И УКРЕПЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ... ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ИНТЕГРИРОВАТЬ ДИЗАЙН В БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ.
В США президент Клинтон собрал вместе 23 профессионала,
дизайнеров и промышленников, чтобы они сформировали нацио
нальную стратегию дизайна, способную внести свой вклад в экономику страны и ее культурное обновление15. В 1997 году, когда
запускалась программа «Инициатива продуктов тысячелетия» (Millennium Products Initiative)**, премьер-министр Великобритании
Тони Блэр сказал:
Я УВЕРЕН, ЧТО НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ПОКАЗАТЬ МИРУ НАШ НОВЫЙ ОБРАЗ и представить Великобританию как одну из самых новаторски МЫСЛЯЩИХ И СОВРЕМЕННЫХ СТРАН XXI ВЕКА. Я СТАВЛЮ ПЕРЕД НАШИМИ КОМПАНИЯМИ ЗАДАЧУ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ, ЧТО БРИТАНИЯ МОЖЕТ ПОВЕСТИ ЗА СОБОЙ ВЕСЬ МИР, СОЗДАВАЯ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ СТАНУТ ПРИМЕРОМ ИННОВАЦИИ, КРЕАТИВНОСТИ И ДИЗАЙНА16.
В Европе было профинансировано несколько инициатив, направленных на продвижение и поощрение более активного использования дизайна в бизнесе. Например, осуществляемая Ев-рокомиссией поддержка Европейской премии в области дизайна (European Design Prize), по словам комиссара по исследованиям, образованию и обучению, означает: Еврокомиссия «способствует растущему пониманию того, что дизайн имеет решающее значение для успеха выпускаемых на рынок инноваций»17.
* Официальный документ правительства Великобритании; предоставляется палате общин для ознакомления; является формой делегированного законодательства. — прим. переводчика.
** Программа правительства Великобритании, целью которой было выявление лучших продуктов, разработанных в Великобритании, и их последующая демонстрация в «Куполе тысячелетия» (Miuenhium Dome). — Прим.переводчика.
72/ Власть дизайна
Таким образом, существуют убедительные доказательства благоприятствования дизайна промышленному успеху и повышению экономических показателей деятельности, причем и с точки зрения ценовых, и со стороны неценовых факторов. Значимость дизайна можно сформулировать по-разному, продемонстрировав его влияние и на стиль жизни, и на экономику:
Воздействие Воздействие
на стиль жизни на экономику
Эффективный----------- ► Улучшает эстетику---------------- ► Увеличивает
дизайн продажи
Повышает удобство Увеличивает
в использовании прибыль
Повышает Обеспечивает
информированность рост экономики
и т. д. Повышает производительность
Улучшает восприятие
Улучшает условия труда, отдыха и т.д.
Сегодня дизайн признан неотъемлемой частью двух ключевых аспектов деятельности большинства организаций и коммерческих предприятий: инноваций, и идентичности. Компании признают, что в условиях конкуренции — внутри страны и в международных масштабах — они должны постоянно внедрять инновации, разрабатывать новые и совершенствовать имеющиеся продукты и услуги, а также акцентировать на отличие своей компании от конкурентов, завоевывая новых и удерживая старых клиентов. А дизайнерам и дизайну отдается должное в том, что именно они приносят в организацию креативность и инновации.
Дизайн и инновации
Принято считать, что инновации — главный двигатель текущего успеха любого предприятия. Понятие «инновация» означает: «перемена, изменение, обновление, внесение нового»18. И действительно, весь наш мир, в сущности, постоянно пребывает в процессе непрерывного изменения и обновления. Промышленность смотрит на процесс инноваций как фактор, способствующий развитию и процветанию. Зачастую термины «дизайн» и «инновации»
Дизайн в промышленности и коммерции
/73
используют как взаимозависимые. Возможно, оттого, что и тот, и другой обладают определенной долей неоднозначности, используются в широком смысле и синонимичны понятию креативности19. По сути, связь дизайна и инноваций не так проста, и потому, чтобы ее понять, необходимо прояснить значение каждого из терминов.
Поскольку инновационный процесс означает изменения, инновации могут осуществляться в любом контексте. Уэст и Фарр в своей книге об инновациях в работе дают им такое определение: «намеренное внедрение и применение в рамках деятельности человека, группы или организации новых идей, процессов, продуктов или процедур, предназначенных для того, чтобы принести значительную пользу человеку, группе, организации или обществу»20. Таким образом, в производственном контексте справедливо говорить, например, об инновациях процессов, управленческих, рыночных, технологических инновациях и т.д.
Ранее все перечисленные виды относили к категории промышленных технологических инноваций. Фримен определяет инновации как процесс, который состоит из технологического, дизайнерского, производственного, управленческого и коммерческого аспектов деятельности, необходимых для вывода на рынок нового (или усовершенствованного) продукта или для внедрения нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования (рис. 2.2)21.
Многие определения инноваций указывают на тесную связь между инновациями и процессом разработки продукта. На рисунке 2.3 наглядно показано, как различные виды инноваций могут возникать на различных этапах разработки нового продукта. Джонс
Рисунок 2.2 Взаимосвязь инноваций
Власть дизайна
/74
выделяет два вида инноваций — революционный и поэтапный22. Поэтапный (иначе — низкий инновационный) уровень означает постепенное совершенствование продукта посредством серии шагов или разработки различных вариантов одного продукта. Революционные (радикальные) инновации — это скачки или значительные перемены, зачастую требующие сопутствующих серьезных изменений в самой организации либо в ее работе с целью ее адаптации для успешного внедрения инноваций23. Таким образом, революционные или поэтапные инновации способны повлиять на любой этап процесса дизайна и разработки продуктов.
Зачастую процесс дизайна играет главную роль в процессе продуктовых или технологических инноваций, а также способствует процессным или рыночным инновациям. Например, компания Cambridge Display Technology Company разработала светоизлуча-ющие полимеры, применение которых в производстве телевизоров означало бы возможность выгнуть экран телевизора и/или придать ему любую биоморфную* форму. В электронных приборах экраны, выполненные из таких полимеров, могли бы полностью заменить традиционные:
· БиОМОРФИЗМ — НОВЕЙШИЙ СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ XXIВЕКА. ПРЕДЛАГАЕТСЯ КАК НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЙ И ЭРГОНОМИЧНЫЙ СТИЛЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕКА. ПРИШЕЛ НА СМЕНУ КОНСТРУКТИВИЗМУ. АПОЛОГЕТЫ ЭТОГО СТИЛЯ ЧЕРПАЮТ СВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ У ПРИРОДЫ, ЗАИМСТВУЯ У НЕЕ ОБТЕКАЕМЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И РАЦИОНАЛЬНО ВНЕДРЯЯ ИХ В АРХИТЕКТУРУ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Дизайн в промышленности и коммерции /75
Революционный вид пластмассы позволяет создавать мириады оригинальных форм и мониторов, толщиной в один миллиметр, но при этом более легких и прочных, чем их предШЕСТВЕННИКИ из стекла. Нанесение тонкой пленки электродов
НА ПЛАСТМАССУ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО ЭКРАН СТАНОВИТСЯ СВЕТООТРАЖАЮЩИМ. Подобные полимеры уже применяются для производства ДИСПЛЕЙНЫХ ЭКРАНОВ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ И КПК КОМПАНИЯМИ, вроде Philips и Seiko Epson. Более того, в Cambridge Display Technology Company считают, что «эта технология способна в конечном счете полностью заменить бумагу. она не только чрезвычайно тонкая и гибкая, но на ней еще можно легко обнов- „ . лять информацию»24.
Таким образом, поскольку дизайнеры Philips и других компаний используют данное изобретение в процессе дизайна и разработки продукта, оно приведет только к инновации продукта. Разрабатывая возможные варианты использования этого материала, дизайнеры могут способствовать рыночным инновациям или инновациям процессов производства, например в разработке новых способов производства уже существующих продуктов.
Концепцию дизайна как центрального элемента технологи-. ческих инноваций можно проиллюстрировать по аналогии с вариантом, предложенным Роем и Брюсом в модели, показывающей роль дизайна и разработок (рис. 2.4). Спектр применения дизайг на в организациях и разработке новых продуктов значительно шире, чем принято считать. В книге «Победить благодаря дизайну» (Winning by Design) утверждается: в то время как изобретения и инновации подразумевают технический прогресс существующее го уровня техники в определенной сфере, итогом процесса дизайна обычно становится создание вариантов в рамках этого существующего уровня техники. «Иногда дизайн ведет совсем не к технологическим изменениям, а просто к появлению продукта с новыми характеристиками — другой формы, в другом стиле, с другим рисунком или отделкой, например «новый дизайн стула или формы кузова автомобиля»25.
Так, Пиатер назвал дизайн модной одежды созданием неинновационных новинок26. Пример тому — коллекция весна/лето-98 Исси Мияке, модельера, который,
ПОДХВАТИВ ИДЕЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЧУЛОК, СПРОЕКТИРОВАЛ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ФАСОНОВ ОДЕЖДЫ, СДЕЛАННЫХ НАПОДОБИЕ ГИРЛЯНД ИЗ ВЫРЕЗАННЫХ ИЗ БУМАГИ КУКОЛ — КАЖДАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ СОЕДИНЕНА с последующей. Элементы выкройки были отделены друг
ОТ ДРУГА, НО ШВЫ ОСТАВАЛИСЬ НЕДОДЕЛАННЫМИ, И ИХ МОЖНО БЫЛО
Власть дизайна
/ 76
Источник: Р. Рой и М. Брюс. «Дизайн продукта, инновации и конкуренция в британской обрабатывающей промышленности — история, цели и методьи (Roy, R. Product design, innovation and competition in British manufacturing — background, aims and methods / R. Roy, M. Bruce // Working Paper WP-02. — Milton Keynes: Design Innovation Group, Open University, 1984).
Рисунок 2.4.Процесс технологических или промышленных инноваций и роль дизайна и разработок
/77
Рисунок 2.5. Отношения между дизайном и инновациями
РАЗРЕЗАТЬ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ЛИНИЯМ ПЕРФОРАЦИИ И ЗА СЧЕТ ЭТОГО ВАРЬИРОВАТЬ ФОРМУ РУКАВА, ВЫРЕЗ И ДЛИНУ. УДАЧНО НАЗВАННАЯ JUST BEFORE (С АНГЛ. — «ПОЧТИ ГОТОВАЯ») КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЛА НАМЕРЕННУЮ НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ. ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА ТАКОЙ ОДЕЖДЫ СТАНОВИЛАСЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЦЕССА СОЗИДАНИЯ. По СЛОВАМ НЭНСИ НОКС, ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИССИ МИЯКЕ, «ВЕСЬ СМЫСЛ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЗВОЛИТЬ ЖЕНЩИНЕ ВЫБРАТЬ ТОТ ВАРИАНТ, КОТОРЫЙ ЕЙ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ, И ТОГДА В ОДЕЖДЕ ОТРАЗИТСЯ ЧАСТИЧКА ЕЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. ХОТЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫКРОЙКИ И ВЫРЕЗАЮТСЯ ИЗ ОДНОГО КУСКА ТКАНИ, РЕЗУЛЬТАТ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕПЬ ОБЩЕГО С ВЫРЕЗАНИЕМ ПЕЧЕНЬЯ ФОРМОЧКОЙ»27.
Таким образом, дизайн и инновации дополняют друг друга: дизайн не только является центральным элементом технологических и продуктовых инноваций, но и оказывает еще более широкое влияние на продукт. Зато охват сфер управления, в которых могут применяться инновации, значительно шире. В сущности, вместе дизайн и инновации являются движущей силой любого успешного предприятия (рис. 2.5). Нам всем прекрасно известны примеры такого взаимодействия: циклонный пылесос Dyson (Джеймс Дай-сон, 1980-е годы), [Мае (Джонатан Айви, 1998 год), первый стул из стальных трубок (Мис ван дер Роэ, 1930 год), карта лондонского метро (Генри Бек, 1933 год). Можно сказать, что такое взаимодействие инноваций ведет к созданию новой ценности посредством рождения новых товаров.
Дизайн впечатлений от восприятия бренда
Как уже было сказано выше в этой главе, дизайн содействует как ценовым, так и неценовым факторам. И на самом деле, все чаще мы наблюдаем тенденции, свидетельствующие, что в основе конкуренции между компаниями лежат неценовые факторы — прежде
Власть дизайна
/ 78
всего к таковым относится индивидуальность компании или продукта в том виде, в котором она выражается в определенном бренде.
За последние 50 лет не раз подчеркивалась значимость корпоративного имиджа и идентичности, а первую определенную корпоративную идентичность разработал Петер Верен для компании AEG (1907-1914 годы) (рис. 2.б)28. В наше время большая работа по развитию теории корпоративной идентичности/имиджа/индивидуальности была проделана дизайнером Уолли Олин-сом, издавшим за последние 20 лет целую серию публикаций на эту тему.
Суть взаимосвязи между дизайном и корпоративной идентичностью заключается в той роли, что берет на себя дизайнер, когда создает символы и образы, при помощи которых происходит репрезентация группы: «Любая группа людей неизменно приобретает собственную уникальную идентичность, неповторимую индивидуальность и образ поведения, отличные от суммы индивидуальностей людей, входящих в нее, и несводимые к ней»29. Традиционно труд дизайнера использовался для того, чтобы перенести индивидуальные ценности в корпоративную идентичность. С течением времени
Источник: «Неделя дизайна» (Design Week-1999.-Vol.14 -№50,
December.)
Рисунок 2. 6 AEG
Дизайн в промышленности и коммерции
/ 79
этот процесс не раз становился предметом насмешек. В 1978 году Уолли Олинс сказал:
Спустя 25 лет над корпоративной идентичностью бизнеса начали сгущаться тучи. бизнесмены стали задаваться вопросом, не напоминает ли сложившаяся ситуация сказку о голом короЛЕ. Может, вся эта суматоха вокруг корпоративной идентичности
И ИМИДЖА — ПРОСТО БЕССМЫСЛЕННЫЙ НАБОР ФРАЗ О СИМВОЛАХ, ЦВЕТАХ И ТОМУ ПОДОБНОМ? ЕСЛИ ТАКИЕ НАСТРОЕНИЯ БУДУТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ТО ВСЮ СФЕРУ СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ДИЗАЙНА ЖДУТ БОЛЬШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ, А Я И МНОГИЕ МОИ КОЛЛЕГИ ОСТАНЕМСЯ БЕЗ РАБОТЫ30.
И в самом деле, дизайнерские восьмидесятые превознесли дизайн до небес, и многие компании увидели в изменении корпоративной идентичности панацею от всех бед. Благодаря этому во время экономического спада конца 1980-х — начала 1990-х годов репутация дизайна оказалась сильно подпорченной, но он все же заставил организации больше задумываться над тем, что же они собираются делать с ценностями, которые отражаются в их бренде или имидже. Сегодня уже становится понятно, что работать надо над процессом коммуникации компании, а это включает в себя создание и мониторинг корпоративной индивидуальности и имиджа и их восприятие всеми заинтересованными в деятельности организации сторонами. Теперь дизайнер является членом команды, задача которого — оценивать, вырабатывать и сообщать о ценностях организации и ее деятельности. Таким образом, мы ушли от простой разработки корпоративной идентичности (логотип, шрифт, цвет и руководство по созданию корпоративной идентичности) к созданию управляемой стратегии корпоративной коммуникации.
Элементы коммуникационного портфолио организации
Теория корпоративной коммуникации возникла на пересечении трех дисциплин, а именно:
►менеджмента/маркетинга/связей с общественностью (PR);
►дизайна;
► организационного поведения*/человеческих ресурсов.
Каждая из этих дисциплин рассматривает корпоративную ком
муникацию со своей уникальной точки зрения. С позиции марке-
* Теория, изучающая поведение индивида или группы в рамках организации и влияющие на него факторы. Прим.переводчика.
Власть дизайна /80
тинга и связей с общественностью, корпоративная коммуникация заключается в рекламе и других способах передачи информации из организации во внешний мир. Дизайн рассматривает корпоративную коммуникацию, принимая во внимание корпоративную идентичность, то есть материальное воплощение коммуникации. А для организационного поведения на первое место выходят аспекты корпоративной коммуникации, связанные с внутренней корпоративной культурой. Ван Риль, подытоживая все три точки зрения, определяет корпоративную коммуникацию как сочетание трех форм коммуникации.
►Управленческая коммуникация, то есть общение руководителей (высшего звена) с целевыми группами внутри компании или за ее пределами, имеющая своей целью решение определенных задач, как, например:
►создание у сотрудников общего представления о компании, формирование и поддержание доверия к руководству компании;
►инициация изменений и управление данными процессами, поддержка и мотивация сотрудников;
►сообщение видения компании во внешний мир для того, что бы найти поддержку у внешних заинтересованных сторон.
►Маркетинговая коммуникация: реклама, прямая почтовая рассылка, личная продажа*, спонсорство и т.д.
►Организационная коммуникация — «общий термин для обозначения сйязей с общественностью, общественной деятельности, отношений с инвесторами, коммуникации на рынке труда,
корпоративной рекламы, коммуникации, связанной с защитойокружающей среды и внутренней коммуникации»31.
Если принять эту точку зрения, тогда к корпоративной коммуникации (как и в случае с инновациями) относятся абсолютно все аспекты деятельности организации. Далее для гармоничного сочетания всех элементов корпоративной коммуникации и управления ими как единым целым Ван Риль предлагает концепцию общих отправных точек (common starting point, CSP), которые строятся на основе треугольника «стратегия — идентичность — образ». Ван Риль представляет стратегию сначала в виде общих отправных точек, а потом в виде ОПИ:
►какие обещания организация хотела бы дать каждой целевой
группе;
* Устное личное представление товара в холе беседы с одним или несколькими покупателями; является как формой маркетинговых коммуникаций, так и средством прямого сбыта. — прим. переводчика.
Дизайн в промышленности и коммерции
/81
►какие подтверждения этому она хотела бы представить;
►нтонация, которую она хотела бы придать своим словам.
Затем ОПИ трансформируются:
►в знания, которыми организация стремится наделить целевые
группы;
►чувства, эмоции, которые она хочет у них вызвать;
►поведение, которого она намерена от этих групп добиться
(рис. 2.7).
Эта трансформация стратегии в способы ее воплощения с помощью процесса, подразумевающего материальные и нематериальные цели, не отличается особой простотой, и все же большая часть терминологии окажется знакомой дизайнеру, профессиональные навыки которого лежат в сфере создания «интонаций», оказания воздействия на потребителей и управления их поведением посредством манипулирования образами и объектами реальности.
Работа дизайнера по созданию корпоративной коммуникации уже не ограничивается последовательным использованием логотипа компании и фирменных корпоративных цветов в.дизайне продуктов, среды, а также их коммуникацией с помощью различных информационных средств. Сегодня перед дизайнером стоит непростая задача понимать корпоративную стратегию и управлять всеми ее проявлениями в том, что касается образа, воспринимаемого общественностью или сторонами, заинтересованными в работе организации (см. модуль 1.1).
Источник: Ван Риль "Принципы корпоративной коммуникации» (Van Riel. Principles of Corporate Communication I Van Riel. — London: Prentice Hall, 1995). Перепечатано с разрешения Pearson Education Limited.
Рисунок 2.7.Представление стратегии в виде общих отправных точек корпоративной коммуникации
Власть дизайна
/82
Модуль 2.1. Корпоративная идентичность как корпоративная коммуникация
Кто вы, что вы делаете, как вы это делаете
Корпоративная идентичность главным образом проявляется в следующих трех сферах:
►продукты или услуги — то, что вы производите или про
даете;
►среда — то, где вы производите или продаете;
►коммуникация — то, как вы объясняете то, что вы делаете.
Источник: У.Олинс «Wolf OHns: руководство по корпоративной идентичности» (Olins, W. The Wolf Olins Guide to Corporate Identity / W.Olins.—1984).
Корпоративный имидж определяется как представление организации о себе, то есть знаки или сигналы, которые закодированы в поведении, коммуникации и символике организации...
Источник: Ван Риль «Принципы корпоративной коммуникации» (Van Riel. Principles of Corporate Communication / Van Riel. — 1995).
Корпоративный имидж
Набор значений, благодаря которым человек имеет представление об объекте, может его описать, запомнить и сформировать свое к нему отношение. Другими словами, конечный результат взаимодействия мнений, убеждений, чувств и впечатлений, связанных с определенным объектом.
Источник: Г. Р. Даулинг «Управление корпоративным имиджем» (Dow-ling, G.R. Managing your corporate images / G.R. Dowling // Industrial Marketing Management. — 1986. — 15. — P. 109-115).
Теории, связанные с восприятием, зачастую обращаются к процессу обработки человеком информации, поступающей от внешних раздражителей через органы чувств в нашу сенсорную память; на основе полученных сведений о форме, цвете, высоте звука и т.д. и создается определенное сенсорное впечатление32. На этом этапе информация сохраняется в кратковременной памяти, а при повторном восприятии — переходит в долговременную. По поводу того, как образы хранятся в памяти, существует несколько то-
Дизайн в промышленности и коммерции / 83
чек зрения. Согласно одной из них, «объекты могут олицетворять для человека различные ценности». Рейнолдс и Гатман считают, что образ имеет иерархическую структуру33. По их словам, объект, образ которого воспринимает субъект, несет для этого субъекта несколько значений, и определять их можно с помощью так назы