Лекция 7. Последствия фальсификации и меры по ее предупреждению
1. Последствия фальсификации
2. Предупреждение фальсификация
1. Последствия фальсификации
Для разных субъектов рыночных отношений последствия изготовления, реализации и потребления фальсифицированных товаров связаны с определенными риском и потерями
Конечно, подвергаются наибольшему риску и несут самые большие потери от фальсификации потребители. Риск потребителя связан с нанесением вреда его жизни, здоровью и
имуществу, если фальсифицированные товары в результате применения заменителей становятся опасными.
При приобретении фальсифицированных товаров потребителю наносится также материальный и моральный ущерб, происходит потеря денежных средств, и кроме того, обман выявленный при установлении фальсификации, может вызвать у людей нервные срывы ее всеми вытекающими отсюда последствиями.
Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные продукты, возникает риск утраты здоровья многими членами общества, снижается продолжительность жизни, увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.), ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечно?/ счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.
При фальсификации товаров нерационально используются природные, сырьевые \ трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов затрачиваются сырье топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей. Широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев общества.
В отличие от индивидуального потребителя и общества фальсификаторы-изготовители и продавцы имеют незаконную прибыль за счет неоправданно высоких цен ш фальсифицированные товары, ради которой и совершаются эти противоправные действия.
Вместе с тем они подвергаются и риску, так как при выявлении фальсифицированной: товара налагаются штрафы, выдается предписание о перемаркировке с целью доведения дс потребителя подлинного наименования товара, если он пригоден для пищевых целей, и снижении цены, а при тяжелых последствиях (смерть и пр.) фальсификаторы привлекаются I ответственности.
При наличии свободных, нерегулируемых цен предписание о снижении цены не является обязательным. Однако возникает риск замедления или отсутствия реализации товаре низкого качества или малоценного по цене товара высокоценного и надлежащего качества.)
Если обнаружена фальсификация и товар признан опасным, например, при идентифи' кации перед сертификационными испытаниями, при контроле качества, то выдается предпи сание об уничтожении всей партии товара. Возникающие при этом издержки (транспортньк расходы, затраты на уничтожение) и материальные потери, определяемые закупочной стой мостью партии и расходами по доставке, могут значительно превысить размер незаконно! прибыли.
Кроме того, утрачивается доверие потребителей к товару и фирме, виновной в произ водстве и/или реализации товара, что в конечном счете связано со значительными матери альными потерями для фирмы.
Указанные выше последствия носят социальный, экономический и моральный харак тер.
Наряду с этим существуют еще и правовые последствия фальсификации. Хотя зако-нодательные акты, непосредственно регламентирующие эти последствия, отсутствуют, вес же при выявлении разных видов фальсификации возможно косвенное применение ряда зако нов и нормативных документов, что является одной из мер предупреждения фальсификацш и наказания фальсификаторов.
2. Предупреждение фальсификация
Для пресечения незаконной деятельности фальсификаторов необходимо разработав комплекс мер предупредительного и наказующего характера. Меры по предупреждению \ борьбе с фальсификацией товаров представлены на схеме 7.
Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель — профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с помощью разного вида фальсификаций товаров.
Предупредительные меры социального характера основаны на подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов - товароведов, экспертов, повышении их информационного обеспечения, что является действенным средством по предотвращению попадания в торговлю, общественное питание и в конечном счете потребителю фальсифицированных товаров. Необходима также публикация книг, статей по данной проблеме. ^
Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилактической мерой является информация потребителей о возможных способах и средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в конкретных товарах. Сегодня ряд средств массовой информации публикуют материалы по данному вопросу, но зачастую делают это не специалисты - - товароведы эксперты, технологи, а люди, далекие от этой проблемы. В результате появляется не информация а дезинформация потребителя. Например, рекомендация по определению вредных примесей в водке: якобы при добавлении в воду водки, в которой содержится много вредных примесей, происходит расслоение смеси.
К профилактическим мерам административного характера относится создание органов независимой экспертизы, что позволит проводить идентификацию товаров, когда у получателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и ка-
Ч6СТВС
Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаре
фальсификацию которых обнаружить доступными в торговле методами невозможно или трудно. Бывают случаи, когда эти сомнения возникают и при наличии всех необходимых документов. Например, продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертификате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как "масло сливочное", бесполезно, так как результат может повториться. Причин тому много: "честь мундира", отсутствие специалистов и испытательной базы. В этом случае было бы полезно иметь компетентную организацию, способную провести независимую экспертизу. Полученные результаты идентификации и рекомендации по дальнейшему использованию или уничтожению товара могли бы явиться основанием для реализации товара под наименованием, соответствующим его ассортиментной принадлежности, а также перерасчета за товар с поставщиком.
Следует отметить, что вопрос о дальнейшей судьбе фальсифицированного товара нигде официально не рассматривается и зачастую отдан на откуп некомпетентным специалистам. Возможные решения при обнаружении фальсификации пищевых продуктов представлены на схеме 8.
Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера — определение компетентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или промпереработку безопасных, пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регламентирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифицированных товаров, можно искоренить это зло. Один из путей решения этой проблемы — совершенствование механизма сертификации продукции и государственного контроля. В пределах своей компетенции органы по сертификации и органы государственного контроля должны обеспечивать прослеживаемость фальсифицированных товаров путем информирования органов независимой экспертизы или Роспотребнадзора об обнаружении партий фаль-
сифицированных товаров и выдаче предписаний ^б их уничтожении или иных действиях. Кроме того, в их компетенцию входит определение ^цер запрета путем выдачи предписаний или мер наказания путем наложения штрафов, для чег<з должен быть разработан специальный нормативный документ — "Порядок выдачи предписаний и штрафов при обнаружении фальсифицированных товаров".
Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупреждения и наказания. Законы, непосредственно регламентирующие правоотношение к фальсификации товаров, в нашей стране отсутствуют. Однако ряд Законов РФ может быть косвенно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недостоверную информацию.
В первую очередь это относится к Закону РФ "О защите прав потребителей". Так, в ст. 4 говорится, что "продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), представленной продавцом (изготовителем, исполнителем)". Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителям немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потребителей В ст. 6. 7. 8 предусматривается право потребителя на информацию а также требования к ней. а в ст 10. 11, 12 — ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию некачественных товаров.'
Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном (УК) и Административном (АК) кодексах РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей (ст. 156 УК, 150 АК), нарушение правил торговли (ст. 156 УК, 146 АК), вытек и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК. 146 АК), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 154 УК), незаконное предпринимательство (ст. 162 и 162 УК). По указанным нарушениям 1 июля 1993 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю", в соответствии с которым в названные выше статьи Кодексов РФ внесены изменения, направленные на защиту прав потребителей и интересов государства.
Таким образом, в действующих законодательных актах напрямую не говорится о таком виде правонарушений, как фальсификация, хотя ответственность за последствия ее (обман потребителей, нарушение их прав на информацию и безопасность) предусматривается.
Наряду с разработкой законодательных актов необходимо осуществить проектирование и разработку стандартов, относящихся к виду "Методы испытаний", в целях идентификации и утверждения методов обнаружения фальсификации по важнейшим продуктам питания Кроме того, в технических требованиях стандартов на продукцию целесообразно указать отдельно показатели для идентификации подлинности продукта.
Одной из действенных мер должна стать широкая пропаганда методов идентификации товаров и обнаружения их фальсификации. Это принесет пользу продавцам — получателям товаров, так как выявление фальсифицированных товаров при приемке, отказ от приемки заставят фальсификаторов — изготовителей и распространителей — отказываться от реализации таких товаров через организованную торговлю.
Одновременно и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации, сможет идентифицировать товар при покупке. Кроме того, знание средств и способов фальсификации, а также невозможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, у случайных продавцов и на неорганизованных рынках.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ