Проективные методы исследования личности
ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА
(тест цветовых выборов Люшера)
При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном.
После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику:
1 — темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.
Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения:
Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) — «—» Знак вычитания.
Значения восьми позиций. После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения или функции:
1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. - Значения восьми цветов:
1. Синий — потребность в покое.
2. Зеленый — потребность в самоутверждении.
3. Красный — потребность в целенаправленной активности.
4. Желтый — потребность в спонтанной активности.
5. Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
6. Коричневый — чувственную основу ощущений.
7. Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
8. Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].
Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.
Пример:
1-й выбор — 31542687
2-й выбор — 35142678
Группирование выполняется следующим образом:
3 1 5 4 2 6 8 7
3 (5 1) (4 2 6) (7 8)
+ х х = = = — —
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:
1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».
Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+ + х = = — — —
5 1 3 4 2 6 8 7
3 5 1 4 2 7 6 8
+ х х = = = — —
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:
+ + — —
+ х х = = = = —
5 1 3 4 8 6 2 7 1-й выбор
3 1 5 4 8 7 2 6 2-й выбор
+ + х = = = =_ —
В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).
Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе, это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.
Когда один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например, 6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие в этом случае источники тревоги, сопровождаются дополнительными знаками — буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).
Пример:
.... 3 6 7
А А А
Независимо от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).
Пример: 4 .... 8 7 2
+ = — —
С А
В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому (6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том, что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие на предшествующих позициях, следует пометить знаком «+» и буквой «С».
Пример:
3 4 8
+ + +
С С С
В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну (или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».
Пример:
3 4 8 . . 6 5 7
+ + + —
С С С А
Иными словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть компенсация — должна быть тревога.
Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в соответствии со следующими правилами:
1. Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
2. Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
3. Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.
Пример:
. . . . . 2 4 3
— — —
А А А
! !! !! !
Таким образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».
Аналогичный способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники компенсаций, руководствуясь следующими правилами:
1. Если компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
2. Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
3. Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию - два !.
4.Если серый, коричневый или черный занимает 1-ю позицию - три !.
Пример:
7 8 6 . . . . .
+ + +
С С С
!!! !! !
После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции (группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.
Пример:
!!! | !! | ! | !! | Всего 8! | |||||
С | С | А | А | А | |||||
+ | + | х | х | = | — | — | — | ||
1-выбор | |||||||||
2-выбор | |||||||||
+ | + | + | х | х | — | — | — | ||
С | С | С | А | А | А | ||||
!!! | !! | ! | ! | !! | !!! | Всего 12! |
Если во втором выборе оказывается меньше восклицательных знаков, чем в первом, то общий прогноз можно считать благоприятным. Если же наблюдается обратное, то неблагоприятный прогноз более вероятен. Таким образом, мы получаем практический способ прогноза реакции на улучшение условий. Количественной мерой интенсивности тревоги в целом является сумма «!».
«Актуальная проблема». Характер какой-либо неудовлетворенной потребности вместе с компенсацией как попыткой ее разрешения позволяет определить тип конфликта. Тревога плюс ее компенсация дают возможность характеризовать актуальную проблему — именно такая проблема или конфликт могут являться отправной точкой для психологической или медицинской терапии.
Прогностическим критерием для оценки актуальных проблем в цветовом тесте выступают сравнения наиболее предпочитаемых («+»-функции) и наиболее отвергаемых цветов («—»-функции). Такие сравнения позволяют определить характер актуальных проблем.
Интерпретации, приведенные в таблице «+»-функций, показывают основные компоненты таких проблем: сам источник стресса и способ, применяемый в попытке этот стресс преодолеть. В простейшем случае это характеризуется парой цветов, занимающих 1-ю и 8-ю позиции. Общий случай требует привлечения нескольких пар цветов в порядке значимости проблем ими символизируемых.
В цветовом тесте разработана система правил приписывания степени актуальности проблемам, символизируемым цветами, занимающими различные позиции в ряду предпочтений. При этом учитывается тот факт, что тревога имеет несколько большее психологическое значение, чем компенсация.
Порядок значимости актуальных проблем:
Номера позиций | Пример (см. выше): | Компенсации/Тревоги | ||
1) | 1-я | 8-я | Наиболее значима | +7-3 |
2) | 1-я | 7-я | +7-4 | |
3) | 2-я | 8-я | +8-3 | |
4) | 2-я | 7-я | +8-4 | |
5) | 1-я | 6-я | +7-2 | |
6) | 2-я | 6-я | +8-2 | |
7) | 3-я | 8-я | +6-3 | |
8) | 3-я | 7-я | +6 - 4 | |
9) | 3-я | 6-я | Наименее значима | +6-2 |
После окончания разметки цветовых выборов дается описание личности обследуемого по таблицам интерпретации.
ТАБЛИЦЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Таблица I. «+»-функции
+8 (СЕРЫЙ)
+8. Тенденция к пассивности, отходу от социальных контактов, ограничение сферы общения, опустошенность, усталость.
+8+1 Потребность в покое, избегание конфликтов, зависимость позиции, конформность установок, пессимистичный настрой, стремление к расслаблению и отдыху. Избирательность в контактах. Интровертированность. Инертность, склонность к раздумью.
+8+2. Пассивно-оборонительная позиция. Окружающая среда расценивается как враждебно настроенная, что вызывает пассивное противодействие, сопротивление внешним воздействиям бесконфликтным путем, стремлением оградить себя от излишних контактов, но сохранить свою позицию и престиж. Трезвая, рассудочная оценка ситуации. Ригидность установок.
+8+3. Смешанный тип реагирования, создающий внутреннее напряжение и конфликт разнонаправленных тенденций. Мотивация избегания неуспеха и осторожность противодействуют спонтанной активности, стремлению к самореализации, высокой поисковой активности, мотивации достижения. Эгоцентричность установок при внешней сдержанности их проявлений.
+8+4. Смешанный тип реагирования. Столкновение эмоциональной неустойчивости, стремления к социальной причастности и эмоциональной вовлеченности с невозможностью реализации этих насущных потребностей и необходимостью повышения самоконтроля, с тенденцией к ограничению контактов. Стремление к избеганию ответственности.
+8+5. Пассивно-созерцательная позиция, сензитивность, тонко нюансированная чувствительность, ирреальность и субъективизм в оценке жизненных явлений, тенденция к идеализации окружающей действительности, черты эмоциональной незрелости. Индивидуалистичность в сочетании с повышенной ранимостью, выраженная избирательность в контактах. Осторожность и инертность в принятии решений. Трудности адаптации. Эстетическая ориентированность, тонкость вкуса.
+8+6. Пассивность, сочетающаяся с беспокойством и мнительностью, ощущение непреодолимых трудностей, потребность в избавлении от их гнета, тревожное состояние, фрустированность насущных потребностей, отсутствие возможности спонтанной самореализации, усталость и плохое самочувствие, сниженный фон настроения. Потребность в помощи и отдыхе.
+8+7. Смешанная позиция, сочетающая в себе ограничительную функцию пассивности с выраженным чувством внутреннего протеста против сложившихся обстоятельств (судьбы), неприятие ситуации, задевающей самолюбие и фрустирующей насущные потребности личности. Потребность в освобождении от гнетущих обстоятельств, несправедливости. Наряду со сниженным фоном настроения и активности — эмоции гнева.
+1 (СИНИЙ)
+1. Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Аффилиативная потребность является ведущей и поэтому — наиболее травмируемой мишенью. Интровертированность, избирательность в контактах, аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем, инертность в принятии решений. Пассивная позиция. Тормозные черты, преобладание трофотропных тенденций, всплески активности быстро сменяются усилением парасимпатического тонуса.
+1+8. Вышеописанные тенденции (см. +1) служат инструментом достижения покоя и избавления от стресса. Выраженная склонность к ограничению контактов, расслаблению, избеганию конфликтов.
+1+2. Вышеописанные тенденции (см. +1) служат инструментом для достижения нормальных условий работы и взаимодействия с окружающими на основании вдумчивого, рассудительного, трезвого подхода при решении проблем. Потребность в оберегании своей социальной позиции от посягательств, повышенное чувство собственного достоинства, потребность как в самоуважении, так и сохранении личностного реноме в глазах значимых окружающих. Склонность к системному мышлению, тяга к сферам точных знаний. Деликатность в сфере межличностных контактов сочетается с упрямством в отстаивании своей позиции. Мотивация избегания неуспеха при достаточно ригидных установках и упорстве в своих начинаниях. Черты повышенной аккуратности и внимания к деталям.
+1+3. Конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения. Выраженная склонность к спонтанной самореализации сталкивается со столь же высокой тенденцией к избеганию конфликтов, повышенным контролем над своими чувствами и поведением. Уравновешивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный поведенческий паттерн, чреватый психосоматическими расстройствами в связи с блокированностью как поведенческого, так и невротического канала отреагирования. Эротичность в сфере влечения к противоположному полу сочетается с эмпатийностью (умение сопереживать), что может служить основой для гармоничных отношений.
+1+4. Смешанный, эмоционально неустойчивый паттерн индивидуально-личностных свойств, выявляющий высокую подверженность внешним (средовым) воздействиям. Ранимость, чувствительность, зависимость от значимых других, повышенный самоконтроль и конформность установок сочетаются с тенденцией к легкой смене настроения и устремлений, вживаемостью в разные социальные роли. Склонность к экзальтации, потребность нравиться окружающим. Энтузиазм и стремление к сопричастности интересам референтной группы легко сменяются тенденцией уйти от излишней ответственности, участие и сопереживание более значимы, чем конкретные цели. В работе значение придается больше самому процессу как удовлетворяющему ведущим тенденциям, чем его окончательному результату. Большое значение придается произведенному впечатлению и дружелюбными отношениями с окружающими.
+1+5. Пассивно-созерцательная позиция, высокая чувствительность к внешним воздействиям, тонкая нюансированность чувств во взаимоотношениях с окружающими и в оценке явлений жизни. Незрелость позиции, ранимость, трудности адаптации, избегание конфликта и поэтичность натуры, сентиментальность, эстетическая ориентированность. Нешаблонность мышления, стремление к своеобразным видам занятий и увлечений. Минорный фон настроения.
+1+6. Пассивность позиции, черты зависимости, тревожность, неуверенность в себе, мнительность и боязливость, опасения за свое здоровье. Чувство непонятости, недостатка эмоционального тепла со стороны окружающих. Выраженная зависимость от объекта привязанности, потребность в защите и помощи.
+1+7. Смешанный тип реагирования, позиция пассивно-протестная, выраженная неустойчивость состояния, несбалансированность эмоционально-вегетативного тонуса. Неудовлетворенность и протест против сложившихся обстоятельств, сниженный фон настроения, сочетающийся с протестными реакциями. Потребность в разрешении невыносимой ситуации и ощущение ее неразрешимости. Осознанный контроль над иррациональными поведенческими реакциями. Столкновение конфликтных мотивов, приводящее к эмоциональной напряженности, которая, не имея возможности быть отреагированной вовне, может проявиться соматизацией, нарушением вегетативно-сосудистого баланса.
+2 (ЗЕЛЕНЫЙ)
+2. Пассивно-оборонительная позиция, потребность в отстаивании собственных установок, ригидность, агрессивность, которая носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешнесредовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Тропизм (влечение) к конкретным видам деятельности, к сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении.
+2+8. Вышеописанные тенденции (см. +2) сталкиваются с чувством изолированности, наличия трудностей, мешающих реализации ведущей потребности. Трудности общения, проблема межличностного конфликта.
+2+1. Пассивно-оборонительная позиция. Упорство и ригидность в отстаивании собственной позиции (см. +2) смягчаются установкой на избегание конфликта и контролируемостью (см. +1). Повышенная ранимость в отношении критических замечаний со стороны окружающих, уязвимое самолюбие, значимость социального престижа. Потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих. Вдумчивость, аккуратность, серьезное отношение к обязанностям, интерес к точным наукам или работе, требующей конкретных знаний, тонкого ручного выполнения, подсчета. Интерес к технике, экономике, математике или физике.
+2+3. Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженная тенденция к доминированию, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. Характеристика (+2) усилена уверенностью в себе, наступательностью в межличностных контактах, еще более выраженными чертами независимости. Стеничность, стрессоустойчивость, агрессивная реакция при противодействии со стороны окружающих, развитое чувство соперничества, Увлеченность и стремление к преодолению препятствий, стоящих на пути к реализации своих намерений.
+2+4. Позиция активно-зависимая, противоречивое сочетание повышенного чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия с подвластностью средовым влияниям, ориентировкой на мнение значимых других и референтной группы. Стремление укрепить неустойчивую самооценку через престижность позиции и популярность среди окружения.
+2+5. Позиция активно-оборонительная, однако недостаточно стеничная, наряду с трезвостью в оценках и рационализмом проявляются элементы субъективизма, сверхчувствительности к критическим замечаниям, недоверчивость, ощущение опасности в связи с недоброжелательностью некоторых людей. Мышление синтетическое, изобретательное, с художественными наклонностями и восприимчивостью к эстетике. Стремление привлечь к себе внимание, завоевать симпатии окружающих и признание своей оригинальности. Тенденция придавать особую значимость своим суждениям и высказываниям других людей. Настороженность. Обидчивость.
+2+6. Позиция пассивно-оборонительная. Смешанный тип реагирования. Упорство в отстаивании своих позиций неустойчиво, наталкивается на трудности, что вызывает повышенную раздражительность, тревожную неуверенность, усталость и ухудшение самочувствия, характеристики стеничности (см. +2) направлены на преодоление чувства дискомфорта и неуверенности, смягчены конформностью установок.
+2+7. Позиция агрессивно-оборонительная. Гиперстеническая реакция с выраженным чувством протеста. Ригидность установок в отстаивании своей позиции, ущемленность чувства собственного достоинства, под угрозой престижность позиции, что вызывает нарастание эмоций гнева, характеристики стеничности (см. +2) резко усилены противодействием среды, неблагоприятными обстоятельствами, бороться с которыми трудно в силу субъективно переживаемого чувства их неотвратимости.
+3 (КРАСНЫЙ)
+3. Активность позиции, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, эротическая активность, целенаправленность действий, спонтанность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, агрессивность, направленная на противоборствующие тенденции окружающей среды, черты стеничности и мужественности, склонность к риску.
+3+8. Позиция противоречивая, активно-пассивная. Характеристики стеничности (см. +3) направлены на преодоление конфликта с окружением. Трудности самореализации усиливают спонтанность поведенческих реакций, но это не приносит чувства удовлетворения, увеличивает дистанцию в отношениях с окружающими и усугубляет остроту конфликта.
+3+1. Смешанный тип реагирования, в котором конфликт - но сочетаются разнонаправленные тенденции. Характеристики стеничности (см. +3) используются как инструмент достижения гармоничных и доброжелательных отношений с окружающими, особенно в дружеских и интимно-эротических контактах. Внешне уравновешенное поведение дается ценой известного напряжения с тенденцией к раскачиванию симпатико-парасимпатического баланса и к психосоматическим проявлениям.
+3+2. Активно-оборонительная позиция, стенический тип реагирования, высокая поисковая активность (см. +3) сочетается с ригидностью установок и упорством в достижении целей (см. +2). Стрессоустойчивость, стремление к престижной позиции, доминированию. Склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях.
+3+4. Активность сочетается с неустойчивостью эмоционального состояния, тенденция к самореализации — с изменчивостью установок и непоследовательностью. Яркость эмоциональных реакций, экзальтация чувств, широкий спектр увлечений, оптимистичность, выраженная общительность, поиски новых контактов и сфер интересов. Самооценка неустойчива, наряду с высоким уровнем притязаний неуверенность в себе, которая легко переходит в другую крайность в ситуации признания и успеха в глазах окружения.
+3+5. Активность, сочетающаяся с чертами эмоциональной незрелости, индивидуалистичностью, повышенным стремлением к независимой позиции, ирреальность завышенных притязаний. Нетривиальный подход к решению проблем, оригинальность, некоторая склонность к рисовке, стремление привлечь внимание к себе и вовлечь в сферу своих интересов тех, чье мнение значимо. При достаточно высоком интеллекте данный эмоционально-динамический паттерн представляет собой оптимальные условия для проявления творческой активности.
+3+6. Высокая активность направлена на поиски выхода из неблагоприятной ситуации, которая оказывает фрустрирующее воздействие, препятствует реализации намерений и ущемляет личностный престиж. Дискомфорт вызывает напряженность биологических потребностей, повышенную тревожность, потребность в расслаблении, успокоении.
+3+7. Высокая активность связана с протестной гиперстенической реакцией, стремлением к независимости, отстаиванием своих индивидуалистических устремлений от давления авторитетов. Импульсивность поведения, пренебрежение условностями. Трудности социальной адаптации.
+4 (ЖЕЛТЫЙ)
+4. Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности.
+4+8. Стремление к непосредственной самореализации (см. 4) вопреки трудностям, отказ от поддержки и помощи со стороны окружающих, неопределенности ситуации. Смутное ощущение тревожности, вытеснение проблем. Эмоциональная напряженность, причины которой практически не осознаются.
+4+1. Смешанный тип реагирования, противоречивая позиция — активно-пассивная, связанная с противодействием разнонаправленных позиций. Характеристики +4 (см. выше) сочетаются с +1 (см. выше), что создает почву для внутреннего конфликта, в ситуации личностно значимой ведущими являются тенденции стенического круга и проявляется повышенная эмотивность. В социально значимой ситуации эти характеристики от поднятого, экзальтированного настроения до грустного. Выраженная зависимость от средовых воздействий и от ситуации успеха-неуспеха.
+4+2. Стеничный тип реагирования, активность позиции, выраженная эмотивность. Характеристики +4 (см. выше) усиливаются тенденциями, свойственными +2 (см. выше). Неустойчивость и ригидность в сочетании могут взаимно уравновешивать друг друга при хорошем контроле достаточно высокого интеллекта. Широта диапазона интересов и высокая поисковая активность в содружестве с тенденцией к планомерности в принятии решений и действиях способствуют эффективной деятельности. При недостаточной личностной интеграции повышенная конфликтность. Проблема личности, «ищущей признания».
+4+3. Стеничность, активная позиция, высокий уровень притязаний и мотиваций достижения. Тенденция к самореализации при повышенной эмотивности, склонности разбрасываться, браться сразу за несколько дел. Характеристики +4 (см. выше) усиливаются свойствами +3 (см. выше). Непоследовательность, своеволие, авторитарность.
+4+5. Смешанный тип реагирования, позиция неустойчивая, повышенная эмотивность. Характеристики, свойственные +4 (см. выше), усугубляются ирреальностью притязаний, чертами эмоциональной незрелости, трудностями социальной адаптации. Художественный склад мышления, элементы артистизма в поведении, потребность в сильных переживаниях, богатое воображение, повышенная ранимость, впечатлительность, мечтательность. Склонность к выбору занятий в сфере искусства и избеганию рамок режимных видов деятельности и формальностей.
+4+6. Состояние эмоциональной напряженности, физическая усталость, дискомфорт. Эмоциональная неустойчивость усугубляется недомоганием, опасениями за свое здоровье, тревожным ощущением надвигающейся опасности. Потребность в избавлении от проблем. Вытеснение психологических причин и соматизация конфликта. Напряженность физиологических потребностей.
+4+7. Выраженная эмоциональная напряженность. Стремление уйти от проблем и ответственности сталкивается с серьезным препятствием, вызывающим чувство протеста. Спонтанность поступков и высказываний может опережать их продуманность. Активные поиски выхода из ситуации избыточно суетливы, непоследовательны, непланомерны.
+5 (ФИОЛЕТОВЫЙ)
+5. Неустойчивая, созерцательная позиция, трудности социальной адаптации, эмоциональность и субъективность пристрастий превалируют над рассудочностью. Самобытный подход к решению проблем, оригинальность мышления, богатое воображение, недостаток практицизма. Индивидуалистичность, создающая трудности в попытках завязывания контактов. Ранимость, сензитивность. Трудно вырабатываются навыки общепринятых форм поведения. Тонкая нюансированность чувств, своеобразие интересов, суждений.
+5+8. Пассивно-созерцательная позиция, трудности адаптации, иррациональный способ защиты от стрессов и межличностных конфликтов. Потребность в отстаивании своего индивидуального стиля (см. +5). Тенденция оградить себя от житейских трудностей и повседневных забот «бегством» в мир внутренних переживаний, мечты и фантазии.
+5+1. Пассивно-созерцательная позиция, гипостенический тип реагирования. Потребность в гармоничных отношениях с окружающими, в глубокой привязанности и теплоте чувств при выраженной склонности к идеализации объекта привязанности, что может привести к разочарованиям. Характеристики +5 (см. выше) сочетаются с особенностями, присущими +1 (см. выше). Эстетическая ориентированность, уход от житейских проблем в мир искусства, поэзию, мир фантазий.
+5+2. Пассивно-оборонительная позиция, смешанный тип реагирования, сензитивность к критическим замечаниям со стороны окружающих, недоверчивость. Изобретательный склад ума, нешаблонность решений сочетаются с тенденцией к систематизации, иррациональность чувств — с трезвостью суждений. Подозрительность и обидчивость в межличностных контактах, повышенное чувство справедливости, стремление настоять на своем. Потребность в признании своего авторитета в глазах окружающих. Планомерность действий сочетается с осторожностью и чуткой реакцией на изменения в ситуации. Восприимчивость к эстетике.
+5+3. Смешанный тип реагирования. Неустойчивость мотивационной направленности. Повышенная эмотивность, потребность в самореализации при недостаточно развитом контроле. Экзальтированность. Нешаблонный подход к решению проблем, склонность к расширению сферы интересов, увлеченность. Стремление привлечь внимание окружающих, высокий уровень притязаний, избирательность в контактах, своеобразие интересов. Адаптация затрудняется в ситуации жестко регламентированной и в контактах с людьми категоричными и нетерпимыми к индивидуалистичности.
+5+4. Смешанный тип реагирования, выраженная эмоциональная неустойчивость, быстрая переключаемость внимания, легкое вживание в разные социальные роли. Артистизм, экзальтированность, иррациональность притязаний. Высокий, но неустойчивый уровень самооценки, на которую оказывает влияние мнение значимых окружающих, отсюда повышенная потребность в признании, элементы демонстративности. Развитое воображение, богатая фантазия, художественный стиль восприятия. Черты эмоциональной незрелости. Благоприятная почва для развития творческой одаренности.
+5+6. Состояние тревожное, неустойчивое, обостренная чувствительность к средовым воздействиям, трудности адаптации, связанные с индивидуальным своеобразием и известным идеализмом. Выраженная избирательность в отношении жизненных ценностей, в контактах с людьми. Сужена зона жизненного комфорта, потребность в щадящих условиях, прихотливость вкуса.
+5+7. Эмоциональная напряженность, трудности адаптации, чувство протеста и неудовлетворенности в связи с обстоятельствами, субъективно оцениваемыми как навязанные и нежелательные. Потребность в сохранении собственного стиля самореализации фрустрирована, способы решения проблем носят иррациональный характер, однако поступки и высказывания не столько агрессивны, сколько своеобразны. Ощущение диссонанса с окружением, неэстетичности происходящего вокруг. Столкновение идеальных представлений с грубой реальностью.
+6 (КОРИЧНЕВЫЙ)
+6. Фрустрированность потребности в физиологическом комфорте, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность с тенденцией к соматизации тревоги. Опасения, связанные с плохим самочувствием, усталостью, перенапряжением. Потребность в отдыхе, щадящем режиме, восстановлении сил.
+6+8. Выраженная потребность в отдыхе, состояние тревоги, беспокойство, переживание конфликта, усталость, перенапряжение. Тревожные опасения за свое здоровье. Проблемы субъективно переживаются как труднопреодолимые. Страх перед будущим. Потребность в понимании и защите от стрессов, в покое и расслаблении. Повышенная чувствительность к средовым воздействиям. Стремление освободиться от избыточной и обременительной ответственности, снижение социальной активности. Страх перед надвигающейся опасностью и трудностями.
+6+1. Потребность в избавлении от усталости и конфликтов. Позиция пассивно-страдательная. Повышенная тревожность, страх одиночества. Потребность в помощи, понимании, теплых отношениях и поддержке. Физическое переутомление, ухудшение самочувствия. Избыточный самоконтроль, гиперсоциальность установок, ориентация на общепринятые формы поведения как защита от конфликтов с окружающими. Зависимость от объекта аффилиативной привязанности. Зажатость, отсутствие спонтанности поступков и высказываний. Повышенные требования к себе и окружающим в вопросах морали.
+6+2. Проблема сдерживаемой раздражительности. Смешанный тип реагирования, препозиция к психосоматическим расстройствам. Повышенная утомляемость, перенапряжение контролирующих систем. Потребность в расслаблении и отдыхе, избавлении от напряженных отношений, переживаемых как враждебный настрой окружающих лиц, недоброжелательность с их стороны. Большие усилия затрачиваются на сдерживание собственных эмоций раздражения и обиды. Раздражает отсутствие привычного стереотипа.
+6+3. Напряженность физиологических потребностей, неудовлетворенная чувствительность. Проблема сдерживания спонтанной (непосредственной) самоактуализации, собственной авторитарности во избежание нарастания конфликта и для сохраненияобъекта привязанности. Повышенная нервозность, неуверенность в себе. Непривычная обстановка, выбивающая из колеи.
+6+4. Состояние эмоциональной напряженности, неустойчивость фона настроения,