Тема: РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПОЛНОТЫ АССОРТИМЕНТА РЫБНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Цель работы:
-Научиться рассчитывать коэффициенты ассортимента, для проведения анализа ассортиментной политики и принятия мер для улучшения деятельности торгового предприятия.
- выработать навыки решения ситуационных задач на примере рыбных товаров;
- рассчитать коэффициент широты ассортимента рыбных изделий.
Учебное время: 2 часа
Материальное обеспечение работы:
- нормативно-технические документы на рыбные товары;
- прайс-листы.
Порядок выполнения работы:
1. Изучите характеристику показателей ассортимента.
1. Запишите основные формулы расчета коэффициентов ассортимента.
1. Рассчитайте коэффициенты ассортимента по предложенным заданиям, сделайте выводы о правильности проведения ассортиментной политики, предложите мероприятия, позволяющие улучшить деятельность торгового предприятия.
Ассортимент товара – это совокупность видов, подвидов, сортов, объединенных или сочетающих по определенному признаку.
Ассортимент различают:
¨промышленный (производственный) – выпускается промышленностью;
¨торговый – это совокупность товара, реализуемых в торговой сети и включающий товары разных производителей за исключением фирменных магазинов.
Основными показателями ассортимента являются следующие:
¨Структура
¨Широта
¨Полнота
¨Глубина
¨Устойчивость
¨Новизна
Структура ассортимента – это отношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству (в процентах). Показатели структуры могут иметь стоимостное и натуральное выражение.
Широта ассортимента - определяется количество товарных групп, оценивается коэффициентом широты
Коэффициент широты определяется по формуле:
Кш. = Гф/Гн,
Где Кш – коэффициент широты ассортимента товаров в магазине;
Гф – фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже;
Гн – количество групп товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Глубина ассортимента – определятся числом разновидностей товаров по каждому наименованию
Коэффициент глубины ассортимента товаров в магазине определяется :
Кгл. = Рф/Рн,
Где Кгл. – коэффициент глубины ассортимента товаров в магазине;
Рф – фактическое количество разновидностей группы товара, имеющихся в магазине;
Рн – количество разновидностей группы товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент широты может быть меньше 1, а коэффициент глубины не должен быть меньше 1, лучше, если он будет от 2 до 5.
Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
Полнота ассортимента– это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем товаров магазина:
Кп = Вф/Вн
Где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Вф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже в момент проверки;
Вн – количество видов товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Устойчивость ассортимента- способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида, разновидности в продаже.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:
К уст. = (Рф1 + Р ф2+ … + Р ф n ) / Рн n,
Где К уст. –коэффициент устойчивости;
Рф1, Р ф2, … Р ф n - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок;
Рн- количество разновидностей( видов) товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
n - количество проверок
Коэффициент устойчивости определяется за конкретный период (месяц, квартал, год)
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем более правильно он формируется.
Обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, характеризует появление новых разновидностей за определенный период времени;
Кн = Рн /Р ф;
Где Кн – коэффициент новизны;
Рн – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки
Р ф - общее количество разновидностей товаров
Задание № 1
Рассчитайте структуру ассортимента колбасных изделий в натуральном и денежном отношении
Вид рыбных консервов | Количество (шт) | Средняя цена (руб) | Сумма | Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении | |
натуральном | денежном | ||||
Голец ж/б 240 гр | 90,30 руб. | ||||
Горбуша нат ж/б (245гр.) | 95,30 руб. | ||||
Горбуша нат ж/б РЫБСНАБ (245гр.) | 80,30 руб. | ||||
Икра Минтая ж/б (130гр/108с/к) Галас | 60,30 руб. | ||||
Лососевый Фарш 240 гр | 70,30 руб. | ||||
Печень трески ж/б (с ключом) (230гр.) Мурманск | 150,30 руб. | ||||
Сайра РЫБСНАБ с д/м ж/б (245гр) | 70,30 руб. | ||||
Сайра(Доброфлот) нат ж/б (245гр) | 80,30 руб. | ||||
Салат Восточный ж/б (220гр) | 50,30 руб. | ||||
Салат Дальневосточный ж/б (220гр) | 40,30 руб. | ||||
Сельдь натуральная ж/б (245гр) | 70,50 руб. | ||||
Сельдь т/о филе копченая ж/б (210гр) | 91,50 руб. | ||||
Скумбрия натуральная ж/б (245гр) | 65,30 руб. | ||||
Форель Радужная ж/б 250 гр | 100,30 руб. | ||||
итого |
Задание № 2
Рассчитать коэффициент широты
Отдел торгует рыбными консервами. Всего групп консервов 3 (натуральные, закусочные, из нерыбного водного сырья). В ассортиментном перечне определено 5 разновидности натуральных, 10 разновидностей - закусочных и 3 разновидности консервов из нерыбного водного сырья. Фактически - 5 разновидностей натуральных, 8 – закусочных, 4 – из нерыбного водного сырья.
ЗАДАНИЯ
Решить ситуационные задачи, не менее 3 вариантов:
1. В магазин поступила соленая сельдь слабосоленая 1 сорта в количестве 200 кг. При приемке по качеству было обнаружено, что поверхность сельди чистая, без наружных повреждений, имеется незначительная сбитость чешуи, слегка лопнувшее брюшко без обнажения внутренностей-у рыбы в количестве 10 кг., разделка правильная, консистенция нежная, сочная. Вкус свойственный соленой рыбе, без посторонних привкусов и запахов.
¨Определите, соответствует ли фактическое качество соленой сельди, поступившей в магазин, качеству, указанному в сопроводительных документах.
¨Изменится ли сорт, если при приемке было бы обнаружено, что соленая сельдь имеет слегка ослабевшую консистенцию и потускневшую поверхность?
.
2. На оптовый склад поступила партия сельди соленой жирной тихоокеанской. Длина неразделанной сельди 30 см., содержание соли 11,5%. Обнаружено подкожное пожелтение, консистенция плотная, незначительное покраснение мышечной ткани у хребта. Определите вид рыбы по размеру, содержанию соли, товарный сорт сельди, причину дефекта пожелтения.
3. В адрес торгового объедения поступила партия рыбных консервов «Горбуша в собственном соку». Маркировка банок:
2Р
В банках целые куски, покрытые заливкой, содержание заливки составляет 25%, соли- 2,5 %. Расшифруйте маркировку консервов и определите их соответствие требованиям стандарта.
Сделать заключение.