Социально-экономическая сущность и функции маркетинга
Маркетинг, как концепция управления предприятием в условиях конкуренции, стал известен благодаря эффективности его применения в коммерческой сфере. Более того, концепция маркетинга, предполагает ориентацию экономики на эффективное удовлетворение потребительского спроса за счет развития необходимых сервисных услуг и ориентацию их на потребителей.
Маркетинг - центральная функция управления бизнесом, так как его целью является определение потребности потребителей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей.
Введение в научный оборот самого термина «маркетинг» связывают с началом 20 века. Термин укоренился в американском языке как конгломерат 2-х слов « market getting », что переводится на русский язык как «освоение рынка», а еще лучше «обретение рынка». Следует подчеркнуть, что в отличие от рынка как системы отношений, связанных с реализацией общественного продукта, «маркетинг» означает определенную форму деятельности в сфере рыночных отношений, философию управления, хозяйствования в условиях рынка.
Событийная сторона процесса развития маркетинга отражена в табл. 1. Необходимо учесть и то, что идеи маркетинга, как и сам маркетинг, возникли и развивались в общем русле эволюции научно-экономической жизни того периода. Он представляет собой не что иное, как перенесение в сферу производства и сбыта господствовавших в тот период в научных экономических мировоззрениях идей и концепций. Еще в 18 веке А. Смит утверждал, что потребление - единственная конечная цель производства. Эта идея пронизывает труды экономистов 20-го в. исследовавших законы развития рынка.
Первые работы по маркетингу в России появились в 70-х гг. В их числе: Абрамишвили Г.Г. – «Операция Маркетинг»: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий". М.:1976 г.; Левшин Ф.М., Михалев В.Г. "Основы изучения конъюнктуры мировых товарных рынков", М., 1977 г.; Левшин Ф.М. - "Мировые товарные рынки, методология изучения, конъюнктура", М.,1978 г.; Герчикова И.Н., Сабельников В.Л.. - Международные товарные биржи". М.,1980 г.; Абрамишвили Г.Г. -"Проблемы международного маркетинга". М.,1984 г.
Таблица 1.1 - Основные вехи в истории развития маркетинга
Дата \ Период | Происходящие события в маркетинге |
1901г. | В Иллинойском, Мичиганском и Гарвардском университетах США были открыты учебные курсы маркетинга. |
1908г. | Основана первая коммерческая исследовательская фирма по вопросам маркетинга. |
1911г. | Появляются первые специализированные отделы маркетинга. Издательская компания Curtis образовала отдел маркетинговых исследований. |
1926г. | Организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы в США. |
1929-1933гг. | Популяризация маркетинга с его организационным оформлением. |
1950-1960гг. | Возникают международные маркетинговые организации - Европейское общество исследований маркетинга и общественного мнения, Европейская академия маркетинга. |
1973г. | Американское общество маркетинга переименовано в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА). |
1988г. | Становление и организация маркетинга в советской промышленности (ППКО «Дзинтарс», Львовский консервный завод) |
1988-1990гг. | Вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов |
декабрь1990г. | Принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации института системных исследований и маркетинга при СМ РСФСР». |
1991г. | Создана ассоциация ПР. |
1992г. | Начато издание журнала «Маркетинг» в России. |
1993г. | Начато издание журналов «Спрос», «Деньги», «Эксперт» «Маркетинговые исследования» и др. |
1995г | Образована РАМ (Российская ассоциация маркетинга) |
2000г. | Начато издание журнала «Маркетолог» |
2000-2006гг. | Популяризация маркетинга в сфере малого бизнеса |
Первые работы по маркетингу в России появились в 70-х гг. В их числе: Абрамишвили Г.Г. – «Операция Маркетинг»: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий". М.:1976 г.; Левшин Ф.М., Михалев В.Г. "Основы изучения конъюнктуры мировых товарных рынков", М., 1977 г.; Левшин Ф.М. - "Мировые товарные рынки, методология изучения, конъюнктура", М.,1978 г.; Герчикова И.Н., Сабельников В.Л.. - Международные товарные биржи". М.,1980 г.; Абрамишвили Г.Г. -"Проблемы международного маркетинга". М.,1984 г.
Говоря о степени развитости маркетинга в России как сегмента современной рыночной среды, следует констатировать, что маркетинговая деятельность становится полноправным, необходимым и конкурентоспособным направлением российского бизнеса.
Современный маркетинг - результат многолетней эволюции взглядов предпринимателей на свою деятельность на рынке и сам рынок, происходящей вследствие развития производительных сил общества. Отечественные специалисты, занимающиеся изучением эволюции маркетинговых концепций, по-разному подходят к ее решению.
Различные специалисты по маркетингу выделяют достаточно похожие этапы его становления и соответствующие им концепции. Так, Ф.Котлер указывает на 5 концепций - совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, маркетинга, социально-этического маркетинга. (Ф.Котлер. Основы маркетинга. Пер. с англ.- Новосибирск: «Наука», 2004г.с.47)
По мнению В. Новикова существует 3 этапа: индустриальный, постиндустриальный и технологический. В. Хруцкий рассматривает отдельные периоды маркетинга в контексте определенной эры, в том числе индустриальной и информационной и др. (В. Е. Хруцкий. Современный маркетинг. М.: «Финансы и статистика», 1994г. С.13-14).
С позиции И. М. Синяевой уже сегодня созревают предпосылки новой концепции маркетинга, которая в своей основе имеет существенные отличия от перечисленных ранее концепций. В современных условиях динамичного развития экономики, острой конкуренции развивается новая концепция «маркетинг новых идей». Основной девиз данной концепции – несмотря на большой риск (в рамках венчурного бизнес проекта), изобретай новинку, позиционируй как брэнд и, возможно, она получит широкое признание в обществе. В отличие от классической модели эта концепция опережает желание клиента и формирует его потребность, его вкусы. (И. М. Синяева Управление маркетингом. М. «ЮНИТИ», 2005г., с.34-35).
Объединяющим же моментом является то, что большинство авторов увязывают развитие маркетинга с определенными экономическими предпосылками.
Достаточно полное отражение этапов развития маркетинга в рамках процессов эволюции экономической системы дает общая позиция по этому вопросу Р.Н. Мозгового и Н.В. Садокиной, И.В. Померанцевой и др.. в рамках исследования можно отметить, что переход от пассивного маркетинга к активному является следствием эволюции самой экономической системы. (Современные концепции маркетинга. Конспект лекций (для студентов экон. специальностей) составлен О. Н. Мозговой. К-1999г, 56с. Н.В. Садокина, И.В. Померанцева. Карлина М. Е.. Маркетинг на промышленном предприятии. Уч. пособие. РХТЦ им. Д. М. Менделеева, - М., 1997. - с 51) Эту эволюцию можно подразделить на четыре последовательные фазы, каждой из которых соответствует определенная стадия развития: 1 фаза - промышленная революция; 2 фаза - экономический рост; 3 фаза - экономика изобилия; 4 фаза - постиндустриальное общество (сервисизация экономики).
Следует отметить, что всем этим фазам соответствуют свои управленческие решения (УР) в области маркетинговых технологий. Эти управленческие решения распределяются следующим образом:
1 фаза – управленческие решения по приобретению средств производства;
2 фаза - управленческие решения по выбору каналов распределения;
3 фаза - управленческие решения по созданию спроса (рынка);
4 фаза - управленческие решения по оптимизации использования ресурсов.
В связи с этим задачи маркетинга от фазы к фазе также эволюционируют. Кроме того, каждой фазе соответствуют определенные этапы развития маркетинга, что проиллюстрировано на рис. 1.
Как следует из рисунка 1 ориентация на производство преобладала с начала 19 в. до 1920 г. Однако и в начале третьего тысячелетия у многих предприятий сохраняется подобная ориентация. Ведущей целью любого предприятия на 1-й фазе является организация производственной деятельности с упором на эффективное использование имеющихся средств. Роль маркетинга на 1-й фазе ограничена и пассивна, так как в основном речь идет о максимизации производства товаров.
Рисунок 1.1 - Эволюция концепций маркетинга
На второй фазе (20-50гг.) основной задачей маркетинга является создание эффективной коммерческой организации (товарная и сбытовая ориентация) с активным поиском и формированием рынков сбыта для произведенной продукции. Роль маркетинга становится менее пассивной.
На 3-й фазе (50-80гг.) появляется целостная маркетинговая организация, объединяющая в рамках одного общего управления все решения, касающиеся потребителя: товар, распределение, цена и продвижение.
4-я фаза - концепция социально-этического маркетинга, которая требует изменения как в соотношении общественного производства и экологии, так и в характере, культуре обслуживания населения.
Концепция современного маркетинга, его социально-этическая сущность отражена в многочисленных исследованиях наших современников 90-х годов. (См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990г; Д.Р. Эванс Берман Б. Маркетинг. М., 1990 г.; Пол Хейне. Экономический образ мышления. М.,1991г. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.,1990г.; Маркетинг под ред. А.Н.Романова, М.,1996;- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.,1996; Майкл Портер. Международная конкуренция. М.,,1993 и др).
Для концепции социально-этического маркетинга (СЭМ) характерны следующие черты:
создание необходимой гармонии между производственными возможностями и здоровыми потребностями Общества. В результате цель СЭМ - удовлетворение разумных потребностей Общества в соответствии с его гуманными интересами;
каждая компания обязана иметь четкие стандарты сервисного обслуживания, экологических оценок и руководствоваться ими на всех этапах маркетинговой деятельности;
фирма обязана использовать новейшие природоохранные технологии, способствующие выполнению главной миссии – удовлетворение запросов клиентов безопасными товарами и услугами. В этой черте заключена главная логика СЭМ – помимо рыночной ориентации необходимо соблюдать режимы безопасного производства, распределения и потребления;
любая компания обязана иметь комплекс социальных программ, включающий направления материальной поддержки, социальной защиты, обучения и переподготовки кадров, благотворительности и патронирования. Все эти направления являются составляющими элементами имиджа компании, ее репутации.
Концепция социально-этического маркетинга провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными запросами: удовлетворение потребностей без ущерба интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. (М. М. Максимцов. А.В. Игнатьева. Менеджмент. М. «Банки и Биржи», 1998г. с.40) В связи с этим значимость предприятий малого бизнеса на рынке определяется не только конечным коммерческим результатом, но и социальной направленностью их деятельности.
Еще выдающийся ученый в области управления П. Друкер в своей книге «Практика менеджмента» сказал: «Современное предприятие – это, прежде всего человеческая, социальная организация».
Ориентация на коммерческо-социальный эффект нашла отражение в принципах социально-этического маркетинга, формулировка которых показывает возросшую роль безопасной жизнедеятельности, сервисности обслуживания, значимости отчислений на социально-значимые акции, необходимости формирования культуры организации и социально-корпоративной ответственности.
Эволюция концепций маркетинга была в значительной степени, обусловлена необходимостью поиска оптимума пропорциональности системных инструментов маркетингового управления (комплекса маркетинга), который обеспечил бы предприятию устойчивое конкурентное преимущество.
Впервые термин «комплекс маркетинга» был введен в употребление Нейлом Борденом. (Маджаро С. Международный маркетинг. - М. « Международные отношения» 1979 с. 40) В 1959 году Дж. Маккарти предложил ставшую впоследствии широко известной концепцию комплекса маркетинга, или «4р» по первым буквам английских слов: ( product ) продукт, ( price ) цена, ( place ) место, ( promotion ) продвижение. ( E . Jerome Mc Carthy . Basic Marketing A Managerial Approach . Homewood , Richard D . Irvin ,1959) В 2000 году Ф. Котлер добавил в комплекс маркетинга «5р» - ( public relations ) связи с общественностью. В современных условиях смесь этих 5 маркетинговых элементов составляет маркетинг-микс.
Концепция маркетингаорганизации – это единый системный документ развития, в котором объединены цели, принципы и функции.
Цели, стоящие перед маркетингом - отправная точка создания условий прибыльного предпринимательства. Среди множества целевых направлений маркетинга на первый план выступают такие цели как:
1. Максимизация степени удовлетворенности потребления за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и сервисности обслуживания;
2. Обеспечение широкого выбора товаров и услуг в целях своевременного и качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;
3.Максимизация качества жизни на основе использования экологически чистых производственных технологий, реализации безопасных товаров и услуг, создания культурной среды обитания.
Система принциповмаркетинга представляет совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса. Принцип –основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели.
Важными принципами маркетинга являются:
1. Принцип рыночной ориентации ,т.е. производить исключительно то, что необходимо обществу и не пытаться продавать то, что уже произвели.
2. Принцип единства стратегии маркетинга и тактики ее выполнения через соблюдение четкой последовательности пооперационного маркетинга в рамках организованных исследований рыночной потребности, разработки маркетинговых программ до реального их исполнения в соответствии с корпоративной миссией;
3. Принцип организационного поведения через качество исполнения принятых стратегий маркетинговой деятельности; создание надежной системы товародвижения; профилактики предпринимательского риска с учетом сервисного потенциала и корпоративной культуры.
4. Принцип прибыльности и эффективности с выделением оценки конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства.
5. Принцип социальной ориентации в целях своевременного формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе, его гармоничного развития.
Интегрированная функция маркетинга - это организация маркетинга на малом предприятии, то есть "воплощение в жизнь" запланированных мероприятий маркетинга для эффективного участия компании на рынке.
Функции маркетинга группируются по четырем блокам:
1. Аналитическая (исследовательская) функция: исследование рынка и выбор целевых рынков, изучение потребителей и сегментирования рынка, фирменной и товарной структуры рынка, внутренней среды предприятия.
2. Производственная (созидательная) функция: разработка товаров рыночной новизны, организация материально-технического снабжения, управление качеством товаром.
3. Функция реализации (продаж) товаров: формирование спроса и стимулирование продаж, система товародвижения, позиционирование товаров, товарная политика, система сервиса в пользу потребителей, ценовая политика.
4. Функция управления и контроля: планирование (оперативное и стратегическое), информационное обеспечение маркетинговой деятельности, контроль.
В связи с тем, что каждая фирма действует в специфических условиях и решает свои конкретные задачи, система маркетинга претерпевает значительные изменения в зависимости от того, где она внедряется. Данный факт служит одной из причин того, что маркетологи должны учитывать отраслевые особенности при увязке ресурсных возможностей и запросов потребителей в рыночной среде.
Среда маркетинга– совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на результаты корпоративной деятельности фирмы. Схема среды маркетинга приведена на рисунке 2.
Рынок является базовой основой маркетинга, так как именно на нем в конечном итоге, можно оценить результаты маркетинговых усилий. Осуществляя обмен товара на деньги, каждая организация сферы бизнеса стремится получить намеченный доход, который позволит окупить совокупные затраты, обеспечить поступательное развитие и прочное положение среди конкурентов.
|
Рисунок 1.2 – Среда маркетинга фирмы
Любая организация осуществляет свою маркетинговую деятельность под влиянием комплекса сил и факторов окружающей рыночной среды. К отдельным факторам необходимо адаптироваться, другие – использовать в качестве инструментов регулирования стратегий поведения на рынках сбыта.
Силы и факторы, действующие на результаты маркетинга можно разделить на две группы. В первую входят факторы, созданные самой компанией и находящиеся под ее полным контролем. Вторая группа факторов, как правило, мало зависит от поведения и усилий фирмы, но благодаря оптимизации управленческих решений может быть ею контролируема. Данный комплекс внутренних и внешних факторов носит название – микросреда маркетинга.
Внутренняя среда компании полностью зависит от принятой модели менеджмента, инструментов маркетинга, наличия денег, элементов рыночной инфраструктуры (коммуникации, основные фонды, оргтехника, связь, транспорт); технологии, организационной культуры и достигнутой популярности в обществе.
Вторая группа включает внешние силы и факторы, непосредственно связанные с деятельностью компании, а именно: поставщики, посредники, клиенты, инвесторы, банки, конкуренты, властные структуры и другие контактные аудитории, которые влияют на общественное мнение. Таким образом, микросреда маркетинга– совокупность внутренних и внешних факторов, контролируемых или частично контролируемых компанией, которые влияют и обеспечивают намеченные результаты маркетинговой деятельности. Внутренняя среда малой организации является зеркальным отражением ее материального и интеллектуального потенциала. Внешняя среда– это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании.
Независимая группа сил и факторов создает макросреду маркетинга. Макросреда маркетинга– совокупность глобальных неуправляемых факторов, действующих в масштабах всего рыночного механизма и не зависимых от корпоративных усилий маркетинга (политические, экономические, демографические и др.).
Контроль факторов микросреды в первую очередь зависит от эффективности выбранной модели менеджмента, включающей формирование миссии фирмы, организационную структуру управления, стили руководства, иерархию межличностных отношений, квалификацию кадров, их заинтересованность в результатах труда. При этом очень важным является отношение руководства организации к маркетинговой службе.
Тщательный анализ и учет совокупных факторов рыночной среды является залогом коммерческого успеха для любой организации.
ТЕМА 2.