Создаем персонажей — писательское упражнение 3

¦ Сеть персонажей по функции в истории и архетипу
Создайте сеть персонажей. Начните с перечисления всех персонажей, опишите, какую функцию они выполняют в истории (например, среди них будут герой, главный противник, союзник, ложный союзник, персонаж побочной линии). Запишите рядом, соответствует ли кто-то из персонажей определенным архетипам.

¦ Центральная нравственная проблема
Запишите центральную нравственную проблему истории.

¦ Сравнение персонажей
Перечислите и сравните следующие структурные элементы всех ваших персонажей:

1. Слабости
2. Потребности: психологическая и нравственная
3. Желание
4. Ценности
5. Сила, положение, способности
6. Как они реагируют на центральную нравственную проблему

Начните сравнивать между собой героя и главного противника.

¦ Разные подходы к нравственной проблеме
Убедитесь, что каждый персонаж по-своему подходит к центральной нравственной проблеме героя.

¦ Требования к герою
Теперь сосредоточьтесь на прорисовке героя. Начните с четырех требований к хорошему герою:

1. Сделайте главного героя неизменно интересным для аудитории.
2. Сделайте так, чтобы аудитория отождествляла себя с героем, но не слишком сильно.
3. Проследите, чтобы аудитория сопереживала герою, а не симпатизировала.
4. Дайте герою нравственную и психологическую потребность.

¦ Перемены в характере героя
Определитесь с переменами в характере героя. Запишите сначала самоосознание, потом вернитесь к потребности. Убедитесь, что самоосознание удовлетворяет потребность. Другими словами, что бы ни осложняло жизнь герою в начале истории, он должен увидеть это во время осознания и преодолеть.

¦ Перемена в убеждениях
Запишите убеждения героя, которые подвергаются испытанию и меняются на протяжение истории.

¦ Желание героя
Проясните линию желания героя. Есть ли одна конкретная цель, существующая на всем протяжение истории? Когда аудитория понимает, что герой добрался до цели (или не добрался)?

¦ Противники
Проработайте противников. Сначала опишите, как главный противник и каждый из дополнительных противников по-своему атакуют главную слабость героя.

¦ Ценности противников
Перечислите несколько ценностей для каждого противника. Как каждый из противников является своего рода двойником героя? Придайте каждому из них какую-то силу, положение и способности. Опишите, чем противники сходны с героем. Выразите в одном предложении нравственную проблему каждого из персонажей и то, как каждый персонаж оправдывает действия, которые предпринимает, чтобы достичь цели.

¦ Варианты слабости и нравственной проблемы героя во второстепенных персонажах
Какие варианты слабости и нравственной проблемы героя можно увидеть во второстепенных персонажах?

¦ Четырехугольное противопоставление
Нарисуйте четырехугольное противопоставление для своей истории. Разместите героя и главного противника на верхней строке, а двух дополнительных противников — на нижней. Пометьте архетип каждого персонажа (если это возможно; у многих персонажей архетипа нет, применять его насильно не стоит).
Разведите четырех главных персонажей по углам. Убедитесь, что каждый из них максимально отличается от остальных. Лучший способ это сделать — проследить, чтобы их ценности сильно различались.

Давайте посмотрим, как это делается, на примере фильма «Трамвай «Желание» (Тэннесси Уильямс, 1947)

¦Сеть персонажей по функции в истории и архетипу

Герой: Бланш Дюбуа (художник)
Главный противник: Стэнли Ковальски (воин-король)
Противники, притворяющиеся союзниками: Митч — друг Стэнли, и Стэлла Ковальски, сестра Бланш (мать)
Союзники: нет
Союзник, притворяющийся противником: нет
Персонаж побочной линии: нет

¦ Центральная нравственная проблема
Можно ли использовать ложь и притворство, чтобы добиться любви?

¦ Сравнение персонажей

БЛАНШ

Слабости: подавленная, полагается на увядающую внешность, слабо осознает саму себя, часто окружает себя иллюзиями, когда жизнь становится слишком сложной; использует секс, чтобы добиться любви; использует других, чтобы они служили ей и сохраняли иллюзию, что она по-прежнему остается красавицей.

Психологическая потребность: Бланш должна понять, что настоящую ценность представляет ее душа, а не внешность. Кроме того, она должна перестать искать мужчину, который ее спасет.

Нравственная потребность: Бланд должна научиться говорить правду, когда добивается любви.

Желание: сначала Бланш ищет место, где сможет отдохнуть. Потом ее основным желанием становится выйти за Митча, чтобы почувствовать себя в безопасности.

СТЭНЛИ

Слабости: подлый, подозрительный, несдержанный, жестокий.

Психологическая потребность: Стэнли нужно научиться преодолевать мелочное желание везде быть главным, которое заставляет его бить всех вокруг, доказывая, какой он крутой.

Нравственная потребность: Стэнли должен избавиться от жестокости, которую проявляет ко всем, кто слабее его. Он заносчивый, эгоистичный ребенок, который хочет, чтобы все вокруг были несчастны.

Желание: Стэнли хочет выкинуть Бланш из своего дома, чтобы снова жить так, как привык. Потом он хочет помешать свадьбе Митча и Бланш.

СТЭЛЛА

Слабости: она наивна, зависит от Стэнли, не слишком умна.

Психологическая потребность: Стэлла должна стать самостоятельной и понять, кем на самом деле является Стэнли.

Нравственная потребность: она должна взять на себя ответственность за то, что поддерживает жестокость Стэнли.

Желание: она хочет, чтобы ее сестра вышла замуж за Митча и стала счастливой.

МИТЧ

Слабости: застенчивый, слабый, не способный думать и действовать самостоятельно.

Психологическая потребность: Митчу нужно освободиться от Стэнли и матери, чтобы начать жить самостоятельно.

Нравственная потребность: он должен обращаться с Бланш, как с человеком, уважая ее особенности и боль, которую она вынуждена скрывать.

Желание: сначала Митч хочет жениться на Бланш. Потом он узнает о ее прошлом и просто использует ее ради секса.

¦ Разные подходы к нравственной проблеме

Бланш: лжет себе и другим, чтобы добиться любви.

Стэнли: он так жесток в своей прямолинейной честности, так нетерпим к чужой лжи, что буквально бросается на людей. Его вера в то, что миром правят жестокие, сильные и бесчестные, только осложняет проблему. Его агрессивный и самоуверенный взгляд на правду куда более разрушителен, чем ложь Бланш.

Стелла: она виновна в бездействии. Стелла закрывает глаза на заблуждения своей сестры, но при этом не видит лжи собственного мужа, который жестоко нападает на сестру.

Митч: он поглощен поверхностной ложью Бланш и не может увидеть ее глубинную красоту.

Перемены в характере Бланш:

Слабости: одиночество, ложные надежды, напускная храбрость, ложь
Перемены: безумие, отчаяние, сломленный дух

Изменившиеся ценности

Бланш отказывается от своего убеждения, что мужскую любовь можно завоевать только обманными действиями и словами. Увы, ее честность и прозрение направлены не на того мужчину.

¦ Желание Бланш

Бланш хочет, чтобы Митч на ней женился. Мы узнаем, что Бланш не добилась желаемого, когда Митч ее отвергает.

¦ Как противники атакуют слабость героя

Стэнли: он агрессивно заставляет Бланш признать «правду» насчёт себя.

Стелла: она совершенно не осознает своего участия в уничтожении сестры. Ее бесхитростность и любовь к Стенли не дает защитить сестру от нападок мужа. Стелла отказывается поверить в то, что Стэнли изнасиловал ее сестру.

Митч: в общем-то, он хороший человек, только слаб и труслив. Сначала он интересуется Бланш, потом отступает и даже использует ее, руша ее последние надежды и причиняя ей боль.

¦ Ценности персонажей

Бланш: красота, внешность, манеры, утонченность, доброта, Стелла.

Стэнли: сила, власть, женщины, секс, деньги, Стелла, его приятели.

Стелла: Стэнли, ее брак, Бланш, секс, ребенок.

Митч: мать, друзья, манеры, Бланш.

¦ Сходство противников с героем

Стэнли: Бланш и Стэнли очень отличаются друг от друга, но они сходно понимают окружающий мир, чего Стелла лишена. Они хитро выстраивают планы и тактические ходы, видя такую же способность в противнике.

Стелла: у нее общее с Бланш прошлое, когда они жили в «прекрасном, грациозном мире старой южной аристократии». Стелла также разделяет потребность сестры в любви и доброте.

Митч: он откликается на любовь Бланш к хорошим манерам и ухаживанию, ценит ее аристократизм и остатки красоты.

¦ Сила, положение и способности

Бланш: она лишилась былого положения. Сейчас она отчаянно цепляется за способность очаровать мужчину при помощи внешности и манер.

Стэнли: он главенствует в кругу своих приятелей. Кроме того, он умеет получать желаемое, особенно от Стеллы.

Стелла: у нее нет ни власти, ни положения, кроме того, что ей дает Стэнли. Но она умеет радовать своего мужа.

Митч: он почти не обладает властью или положением ни в своей группе, ни в мире. Он ведомый от рождения.

¦ Нравственная проблема и оправдание

Бланш: она чувствует, что ее ложь некому не навредила и что это ее единственный шанс на счастье.

Стэнли: он думает, что Бланш — лживая шлюха, попытавшаяся обмануть его. Рассказывая Митчу о прошлом Бланш, он считает, что просто заботится о друге.

Стелла: она недостаточно умна, чтобы увидеть свою роль в уничтожении сестры.

Митч: он считает, что с женщиной, ведущей себя, как проститутка, можно и обращаться, как с проституткой.

¦ Слабости героя и его нравственная проблема по-разному проявляются в дополнительных персонажах

Юнис и Стив хивут наверху. Он ей изменил, они поругались. Она убегает, Стив бежит следом и заставляет ее вернуться.

¦ Четырехугольное противопоставление

Бланш Стэнли
(художник) (воин-король)

Стелла Митч
(мать) (нет)

Наши рекомендации