Структура розничной торговли в великобритании
В Великобритании существует ряд различных форматов розничной торговли модными товарами. Относительная важность этих форматов проиллюстрирована данными в таблице 1.8. Отметим наиболее знаменательные факты:
а крупные сети магазинов одежды сохранили свою долю рынка, равную примерно 18 % от объемов продаж;
б магазины-дискаунтеры занимают самый крупный сегмент продаж одежды в размере 24 %;
в что еще важнее — самым быстрорастущим источником продаж оказались супермаркеты, обошедшие в 2005 году крупные сети магазинов одежды и занявшие второе место после дисконтных магазинов.
Формат розничной торговли | |||
Крупные торговые сети | 17,1 | 17,8 | 17,6 |
Независимые магазины одежды | 4,5 | 4,3 | 4,3 |
Неспециализированные магазины | 19,1 | 17,6 | 16,7 |
Универсальные магазины | 5,0 | 4,7 | 4,6 |
Товары почтой | 5,3 | 4,7 | 4,2 |
Дисконтные магазины / С&С | 23,7 | 24,2 | 23,3 |
Спортивные магазины | 4,8 | 4,8 | 4,9 |
Супермаркеты | 14,3 | 15,9 | 19,4 |
Другие | 6,2 | 6,0 | 5,0 |
100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник: Hines, 2006. Из сводных данных.
Таблица 1.8. Доли общего объема розничных продаж одежды — товарооборот, %
Последствия произошедших изменений значительны: в 2005 году совокупный объем продаж супермаркетов и дисконтных магазинов составил 43 % от общего объема продаж. Можно предложить ряд альтернативных и вполне убедительных объяснений. Например, неужели для потребителя цена теперь важнее моды? Не исключено, что в рамках ожидания покупателей так оно и есть. Может, потребители просто надеются увидеть продукцию, которая стоит уплаченных за нее денег, а магазины распродаж и супермаркеты соответствуют этим ожиданиям. Альтернативный вариант: возможно, дисконтные магазины и супермаркеты конкурируют не только в цене, но и отвечают запросам потребителей, предоставляя модную одежду по более доступным ценам, — благодаря силе розничной торговли добиваются экономии в закупках, что в дальнейшем частично отражается на покупателях. Каким бы ни было объяснение, оно оказывает сильное воздействие на другие форматы продаж, которые ведут конкурентную борьбу, и особенно — товары почтой, универсальные и неспециализированные магазины.
РАЗМЕР РОЗНИЧНОГО РЫНКА И ДОЛИ РЫНКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В таблице 1.9 перечислены наиболее влиятельные в показателях доли рынка ретейлеров одежды в Великобритании.
Указанные в таблице компании Филиппа Грина в 2005 году занимали 7,9 % рынка. Империя одежды Грина по стоимости превосходит три ведущие сети супермаркетов вместе взятые, почти все универсальные магазины и примерно 75 % таких ведущих розничных магазинов одежды, как Marks & Spencer. Супермаркеты представляют собой интересное явление развития рынка за последние пять лет. После первого издания этой книги они увеличили свою долю на рынке. Все крупные супермаркеты разработали успешные бренды одежды: Asda, являющаяся ныне частью Wal-Mart, распространяет одежду лейбла George, Tesco — Cherokee, а Sainsbury — Ти. Примечательно, что по сравнению с Asdа и Tesco менее крупный Sainsbury не только удвоил долю рынка в стоимостном выражении, но и развивается в два раза быстрее вышеозначенных супермаркетов. Однако интересно что и Tesco, и Asda-Wal-Mart в свою очередь развиваются быстрее, чем любая другая компания в розничной торговле одеждой по объемным показателям: за период с 2003 по 2005 год объем доли Asda на рынке вырос с 7,1 до 9,2 %, Tesco — с 4,1 до 7 %.
Ретейлеры | 2004 год в сравнении с 2005-м | |||
Монобрендовые магазины | 27,3 | 29,0 | 29,2 | 0,2 |
Dorothy Perkins | 1,5 | 1,5 | 1,3 | -0,2 |
Evans | 1,3 | 1,2 | 1,1 | -0,1 |
Burtons | 1,3 | 1,1 | 1,0 | -0,1 |
Topman/Topshop | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 0,1 |
New Look | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 0,1 |
Next | 4,8 | 5,4 | 6,1 | 0,7 |
The Gap | 0,9 | 1,1 | 0,9 | -0,2 |
River Island | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 0,1 |
Независимые магазины одежды | 10,1 | 9,4 | 10,1 | 0,7 |
Неспециализированные магазины | 18,1 | 17,6 | 16,8 | -0,8 |
Bhs | 2,9 | 2,8 | 2,7 | -0,1 |
Littlewoods | 1,6 | 1,3 | 1,3 | 0,0 |
Marks G- Spencer | 12,8 | 12,7 | 12,2 | -0,5 |
Woolworth | 0,8 | 0,8 | 0,7 | -0,1 |
Универсальные магазины | 8,8 | 8,4 | 8,7 | 0,3 |
Debenhams | 3,5 | 3,7 | 3,8 | 0,1 |
House ofFraser | 1,6 | 1,2 | 1,3 | 0,1 |
John Lewis | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 0,2 |
Общая доля рынка | 64,3 | 64,4 | 64,8 | 0,4 |
Товары почтой | 7,8 | 7,0 | 6,6 | -0,4 |
Дисконтные магазины / CG-C | 11,2 | 11,5 | 11,2 | -0,3 |
Bon Marche | 0,8 | 0,9 | 0,8 | -0,1 |
Peacocks | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 0,0 |
Primark | 1,5 | 1,7 | 1,7 | 0,0 |
ТКМахх | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 0,2 |
Matalan | 3,6 | 3,6 | 3,4 | -0,2 |
Спортивные магазины | 7,6 | 7,3 | 7,4 | 0,1 |
Супермаркеты | 5,1 | 5,7 | 6,6 | 0,9 |
Asda | 3,1 | 3,3 | 3,6 | 0,3 |
Tesco | 1,4 | 1,8 | 2,2 | 0,4 |
Sainsburys | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,1 |
Общая доля рынка | 31,7 | 31,5 | 31,8 | 0,3 |