Реальность и восприятие реальности
Как бы то ни было, слияние было для TPN спасением. Если бы не была заключена сделка с Pre-Paid Legal, TPN все равно пришлось бы искать партнера для реорганизации подобного рода, и хорошо, если другой партнер обладал бы столь же высоким уровнем профессионализма, как Pre-Paid Legal. Того объективно требовал холодный и безжалостный деловой расчет. Комиссионных от продажи подписки на канал Success Channel катастрофически не хватало для выплаты компенсаций многочисленному и продолжающему расти даунлайну TPN. Олсон дополнил ассортимент богатым выбором «косметики и снадобий», включавшим витамины, продукты для снижения веса и кремы для кожи, но даже они не стали той волшебной палочкой, на которую так рассчитывали представители компании, не стали тем самым ходовым товаром, который гарантировал бы надежное поступление комиссионных.
Майкл и другие лидеры понимали, что Pre-Paid Legal обладает потенциалом для ликвидации финансовой бреши. Но примут ли решение руководства их дистрибьюторы? Невзирая на расчеты, люди начнут толпами оставлять компанию, как только станет известно, что корабль дал течь. В борьбе за умы и сердца даунлайна будет иметь решающее значение не сама реальность, а формирование позитивного восприятия изменений. «Мы сумели воспитать в наших дистрибьюторах безграничную веру в то, что TPN — это действительно выход, — говорит аплайн-лидер Арт Джоунак. — Они работают в полной уверенности, что компания будет существовать всегда». Когда люди выяснят, что на деле все не так, первоначальный шок и ощущение обманутости легко могут перерасти в панику.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Олсон срежиссировал свое выступление с мастерством прирожденного импресарио. Каждая деталь была тщательно продумана с точки зрения психологического воздействия на аудиторию. Олсон настоятельно потребовал, чтобы до начала конференции каждый лидер в ходе телефонных разговоров убедил своих дистрибьюторов присутствовать. Он хотел, чтобы максимальное число людей узнало новость напрямую из его уст. Двести лучших лидеров были приглашены на предваряющий общее собрание брифинг и получили три дня на то, чтобы переварить услышанное, прежде чем новость станет всеобщим достоянием. После основного доклада босса в первый день конференции у дистрибьюторов будут еще четыре сессионных дня, чтобы осмыслить и обсудить новость между собой.
Само сообщение будет сделано в предельно мягкой и щадящей манере. Опираясь на все то доверие, которое ему удалось завоевать в глазах дистрибьюторов компании в ходе многолетней совместной работы, Олсон сообщит присутствующим малоприятное известие. Он с открытым забралом примет на себя основной удар негодования и разочарования участников собрания. Только после того, как пройдет первое потрясение от услышанного, презентация проекта пойдет в практическом ключе. На этом этапе своего выступления Олсон будет без спешки останавливаться на отдельных моментах будущей работы. Перед взорами присутствующих предстанет весь цвет Prepaid Legal с подробными, исполненными энтузиазма объяснениями тех потрясающих маркетинговых и финансовых перспектив, которые открываются в результате слияния. Главной фигурой здесь становится основатель и председатель совета директоров Pre-Paid Legal Гарланд Стоунсайфер, вслед за которым выступят президент компании Уилберн Смит и главный финансист Рэнди Харп. Дистрибьюторы TPN должны почувствовать себя полноправными участниками откровенного дружеского разговора с первыми лицами Pre-Paid Legal.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Реакция на новость была в общем-то такой, как и предполагалось. Когда Джефф Олсон объявил о слиянии, зал взорвался негодованием. «В тот момент можно было наблюдать проявление самого широкого спектра эмоций, — вспоминает Майкл, — от слез до гнева. Некоторые просто вставали и уходили. Шок был неподдельным и абсолютным». Однако когда слово взял Гарланд Стоунсайфер, аудитория погрузилась в молчание. Видеокамеры Success Channel нацелились на нового босса, Стоунсайфер откашлялся и принялся излагать свою историю.
Все началось, рассказывал Стоунсайфер, еще в 1969 году, когда машина, в которой он ехал, лоб в лоб столкнулась со встречным автомобилем. Страховки хватило, чтобы возместить потерю машины и оплатить больничные счета. Однако когда пришло время оплачивать услуги адвоката, ему оставалось рассчитывать только на собственные силы. «Это-то и натолкнуло меня на мысль», — вспоминал Стоунсайфер позже в августовском номере журнала «Success» за 1997 год. Страховщик по профессии, Стоунсайфер на своем опыте убедился в том, что людям со средним достатком необходимы гарантии на случай непредвиденных юридических расходов, так же как необходима страховка на случай болезни. В намерении обеспечить людей такой услугой он и основал в 1972 году новую компанию.
Времени на то, чтобы поставить бизнес на ноги, понадобилось немало, однако после внедрения в 1982 году многоуровневого плана компенсаций за первый же год продажи его действия возросли с 4 до 8 миллионов долларов. И тем не менее Pre-Paid Legal хронически страдала от нехватки наличности. Только в 1992 году Стоунсайферу удалось решить проблему путем предложения акций компании на Американской фондовой бирже. Успех не заставил себя ждать. В течение пяти лет, начиная с 1993 года, Pre-Paid Legal оставалась лидером предложения новых акций на Американской фондовой бирже как компания, демонстрирующая наибольшую динамику роста прибыли. В своем рейтинге наиболее быстро растущих компаний Америки за 1997 год журнал «Fortune» отвел Pre-Paid Legal двадцать девятое место, отмечая объем ее годовой прибыли в 100 миллионов долларов. Журнал «Forbes» в собственном рейтинге 200 лучших малых компаний Америки отвел Pre-Paid Legal пятую позицию в выпуске за ноябрь 1998 года. Акции компании с мая 1999 года начали котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже.
ХОДОВОЙ ТОВАР
Двигателем роста Pre-Paid Legal являлся пользующийся высоким спросом продукт. В обществе, в котором ежегодно проводятся более 100 тысяч судебных процессов, где шанс быть вовлеченным в судебную тяжбу в три раза выше вероятности попасть в больницу и где двум третям взрослого населения еще только предстоит составлять завещание, потребность в получении юридической помощи очевидна. Однако немногие люди среднего достатка могут ее себе позволить. Подобно системе медицинского страхования, Pre-Paid Legal делает услуги адвоката доступными самой широкой публике. За небольшую плату клиенту предлагается полный комплекс юридической поддержки, которая обеспечивается сетью специально отобранных юридических фирм.
Майкл Клауз немедленно оценил заложенный в бизнесе потенциал. За четыре года сотрудничества с The Peoples Network он устал плыть против течения. Работа с Success Channel была увлекательной во многом благодаря присутствию суперзвезд мотивации. Но только неисправимые энтузиасты внутреннего саморазвития были готовы вкладывать деньги в продукты компании. Кремы и пилюли неплохо продавались, однако при этом приходилось преодолевать жесточайшую конкуренцию. Более 90% действующих МЛМ-компаний продают подобную же продукцию. В случае с Pre-Paid Legal речь, по убеждению Майкла, шла о продукте особого свойства и особой перспективы. «Это то, что вы можете продать своей матери, — говорит Майкл. — И будь ей семьдесят лет или пятьдесят, она обязательно оценит преимущества такого приобретения».
ЖЕРНОВА СЛУХОВ
В первый день работы конференции эмоции переполняли участников. Однако уже к вечеру стало ясно, что многие дистрибьюторы признают новый продукт. И все же перед TPN вставал серьезный вопрос о том, как информировать и привлечь на свою сторону то подавляющее большинство продавцов, которые остались дома. За какие-то несколько часов пресс-релизы с сообщением о предстоящем слиянии достигнут редакций финансовых периодических изданий и вещательных программ. Будет пущена в ход настоящая фабрика слухов, подогреваемая разнородными комментариями, и телефоны начнут разрываться от звонков.
Прежде подобное запаздывание в разъяснении своей позиции могло разрушить МЛМ-компанию. Полностью зависимые в получении информации от возможностей телефонных коммутаторов и печатных бюллетеней сетевики нередко узнавали о принимаемых наверху решениях только через птичий телеграф. Они действовали не столько исходя из реальных фактов, сколько руководствуясь дошедшими до них слухами. Решения о том, чтобы остаться с компанией или покинуть ее, принимались до того, как спустя дни или даже недели надежная информация поступит из головного офиса. Но на этот раз The Peoples Network обладала всеми преимуществами телекоммуникационной инфраструктуры на уровне XXI века. Вполне вероятно, что именно совершенная система интерактивной связи уберегла компанию от краха.