Смерть работы как синонима гарантированной занятости
В книге «Суверенная личность» ее авторы, специалисты по экономическому прогнозированию, Джеймс Дейл Дэвидсон и лорд Уильям Рис-Могг предсказывают, что в XXI веке люди станут свидетелями «смерти работы» в том виде, какой мы ее знаем сегодня. Только в относительно недавнем прошлом, отмечают авторы, слово «работа» превратилось практически в синоним пожизненной занятости. Более ранними поколениями термин воспринимался как единовременное рабочее задание, для выполнения которого человек и нанимался работодателем. Так, кузнец мог подрядиться подковать лошадь, швея — быть нанятой для пошива платья. Но никто из них не рассчитывал, что эта работа продлится всю жизнь. Никто не рассчитывал на медицинскую страховку, пенсию или золотые часы к Рождеству. «До наступления индустриальной эры, — пишут Дэвидсон и Рис-Могг, — постоянная занятость была явлением крайне редким».
Авторы предсказывают, что в Информационную Эру слово «работа» вновь обретет свое прежнее значение. Им будет определяться вполне конкретное рабочее задание, ограниченное рамками срока исполнения. Дэвидсон и Рис-Могг отмечают, в частности, что такая крупная корпорация, как AT&T, уже ликвидировала все постоянные рабочие места и должности, и всякое положение, которое занимает в ней человек, рассматривается только как временное.
Бывший министр труда Роберт Рейх полагает, что уже сегодня 20% рабочей силы в США относится к категории самостоятельно занятых. Если Дэвидсон и Рис-Могг не ошибаются в своих прогнозах, то в предстоящие годы этот показатель может приблизиться к 100%.
КОНЕЦ ПЕНСИЯМ
У первых поселенцев был только один верный способ обеспечить себе надежную и комфортную старость — завести собственный бизнес, обычно фермерский, который и приносил владельцу доход до самой его смерти. Пионерам Информационной Эры предстоит иметь дело со сходной ситуацией. Лишенные возможности безмятежно коротать свой век на пенсионное пособие от фирмы или государства люди будут вынуждены создавать собственный устойчивый, саморазвивающийся бизнес.
Самостоятельные работники по контракту не имеют права на получение корпоративной пенсии. В XXI веке они почти наверняка лишатся перспектив и на пенсионное обеспечение со стороны государства. Пенсионные схемы, подобные той, что формируют систему социального страхования и построенные по принципу налоговых взносов и последующих выплат, изжили себя. Никто уже не может позволить себе уплату налоговых сумм, которые обеспечили бы действие этих схем. Некоторые продолжают возлагать надежды на возможность официального зачета налоговых взносов по социальному страхованию в планах личного пенсионного фонда, инвестируемого в рынки акций и облигаций. Но эти рынки подвержены подъемам и спадам. Один значительный спад — и вы можете распрощаться со своей пенсией.
Даже если государство решится умыть руки и позволит людям самостоятельно распоряжаться своими деньгами, скажем, помещая их на счета в банках, многим все равно не удастся обеспечить себя достаточными суммами на старость. При нынешних темпах инфляции и процентных ставках по вкладам сегодняшнему сорокалетнему американцу придется оторвать от себя по крайней мере три миллиона долларов, если он хочет наслаждаться в период «золотого возраста» комфортным стилем жизни представителя среднего класса. Много ли семей, причисляемых к среднему классу и способных сэкономить три миллиона долларов, вы знаете?
КИБЕРПЕРЕХОД
В XIX веке миллионы переселенцев самостоятельно прибыли к рубежам новой жизни в приобретенных на последние сбережения крытых конных фургонах. Сегодня рубежи будущей жизни надвигаются на нас помимо нашей воли. Всякому современному человеку — хочет он того или нет — придется приноравливаться к жизни в условиях киберэкономики. Насколько сытно и благополучно мы будем жить в предстоящие годы, полностью завит от того, насколько быстро мы осознаем неизбежное, насколько энергично начнем продвигаться к самообеспеченности. Жизнь на этапе киберперехода не обещает быть легкой, нас ждут годы, исполненные тяжкого труда, ожесточенной конкуренции, риска, страхов и неопределенности. Но как наши славные предки-пионеры сколотили в итоге состояния на Диком Западе, так и мы сегодня имеем перед собой яркую перспективу благополучия и процветания, перспективу использования путей и инструментов, о которой невозможно было и помыслить в уходящем в прошлое корпоративном мире.
Эксперты давно предсказывают, что XXI век станет веком наслаждения. Интернет, подобно рогу изобилия, изливающий потоки индивидуализированных услуг, будет обеспечивать исполнение любых потребительских прихотей. Так оно и будет. Однако это наслаждение людям предстоит отрабатывать в поте лица своего, принимая верные решения. Наша жизнь в предстоящие годы будет в огромной степени определяться сделанным уже сегодня выбором, той стратегией, которая будет нами избрана для построения собственного бизнеса в духе Информационной Эры. И те из нас, кто выберет сетевой маркетинг, безусловно, сделают гигантский шаг в правильном направлении.
ГЛАВА 2
ПРИНЦИП РЫЧАГА
«Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и переверну Землю». Величайший из древнегреческих математиков, конечно же, имел в виду силу рычага, то, что если бы имел надежное основание, плечо рычага достаточной длины и место для помещения своего устройства, то смог бы сдвинуть саму нашу планету примерно так же, как фермер убирает тяжелый камень со своего поля.
Рычаг — одно из древнейших известных человеку приспособлений. Он позволяет рабочему поднимать тяжести, во много раз превосходящие вес его собственного тела. В мире бизнеса Принцип Рычага дает возможность достигать еще более удивительных результатов. Руководитель компании включает в действие принцип рычага (левередж), привлекая заемные средства и расширяя за счет этого объем собственных операций, повышая курс акций компании и увеличивая ее прибыль значительно более быстрыми темпами, чем было бы возможно, используй он одни лишь ресурсы движения денежной наличности. Менеджер задействует левередж, передавая работникам выполнение трудовых заданий, тем самым многократно умножая эффективность собственных усилий. «Я бы предпочел один процент от усилий сотни других щей, — говаривал нефтяной магнат и миллиардер Пол Гетти, — чем сто процентов моих собственных усилий».
Гетти знал, о чем говорит. Ни одному человеку не хватит ни времени, ни энергии на создание в одиночку успешно развивающегося бизнеса. Успех предпринимателя напрямую зависит от объема левереджа, который он способен пустить в дело. И тут самое время вспомнить о сетевом маркетинге. Эта система специально разработана для того, чтобы дать самым обычным людям возможность воспользоваться колоссальным левереджем (гигантским плечом рычага и, соответственно, его огромной подъемной силой).
НАЧАЛО
Первыми американцами, применившими на практике метод левереджной, или «рычажной», торговли, были коренные обитатели континента — индейцы. К большой для себя выгоде они пользовались Принципом Рычага как в торговле между собой, так и в коммерческих сделках с белым человеком. Так, агенты канадской Hudson's Bay Company обнаружили, что индейцы, у которых они закупали мех бобров, задействовали при операциях своего рода франчайзинговую систему. Вместо того чтобы контактировать с англичанами время от времени и один на один, индейцы прибывали в факторию целой флотилией каноэ один раз в год. Флотилией командовал человек, специально выбранный для этого за свое умение вести переговоры. Этот коммерческий начальник назначал плату, которую остальные индейцы должны были внести за право присоединиться к флотилии, то есть они должны были сделать франчайзинговый платеж, обычно равнявшийся одной бобровой шкурке с каноэ. Взамен индейцы пользовались всеми преимуществами принадлежности к экономически мощной группе, компетентной и способной вести торговые сделки.
СИЛА - В ЕДИНСТВЕ
Сила индейского торгового союза выражалась в его способности навязывать белому человеку ту цену, которая индейцев устраивала. Например, цена бобровой шкурки на лондонском рынке мехов снизилась с 20 шиллингов в 1785 году до десяти в 1793 году. Естественно, что белые торговцы в Северной Америке пытались компенсировать это снижение цен уменьшением сумм, выплачиваемым за каждую шкурку местным поставщикам. Однако индейцы продолжали предлагать свой товар по прежней цене.
«Если они считали, что три бобровые шкурки стоят одного топора, то переубедить их было невозможно», — говорит профессор Абрахам Ротстейн из Университета Торонто. Согласно Ротстейну, цены пограничной торговли тридцатью пятью видами товара оставались практически неизменными в течение более ста лет. Неважно, насколько значительно колебалась стоимость товаров на лондонских рынках, — индейцы просто не соглашались ни на какое изменение цены. И поскольку индейцы пользовались Принципом Рычага, то есть вели коллективный торг через коммерческий «франчайзинг», у них доставало силы настоять на своем.
ЯНКИ-КОРОБЕЙНИКИ
Впрочем, белые торговцы тоже умели воспользоваться левереджем. Крупнейшие конгломераты, вроде Hudson's Bay Company или John Jacob Astor's American Fur Company (торговля мехами), все решительнее пробивали себе дорогу в Северной Америке и добивались наиболее благоприятных условий сделок в первую очередь благодаря собственным размерам. По мере того как численность и сила белого населения нарастали, индейцы утрачивали свой вес и были в конце концов окончательно вытеснены из бизнеса.
В этот период зарождалась новая экономика, особенностью которой являлось то, что колонисты приобретали товары у «янки-коробейников», коммивояжеров, неустанно шагавших пешком и колесивших на повозках по дорогам Америки. Коробейники процветали в течение достаточно долгого времени. Однако ими никак не использовался левередж, и каждый полагался только на самого себя и свои силы. Соответственно, у янки-коробейников было мало шансов удержаться на плаву после того, как оптовые торговцы начали использовать Принцип Рычага, а также возникшими в 40-х годах XIX века новыми возможностями железных дорог и системы судоходных каналов для поставки товаров напрямую владельцам магазинов. Новая система распространения товаров пришла на смену усилиям торговцев-одиночек, вследствие чего те практически исчезли в Америке.
РЕВОЛЮЦИЯ ПРЯМЫХ ПРОДАЖ
Только приняв на вооружение Принцип Рычага, бродячие торговцы вновь обрели достаточно устойчивые позиции в торговом бизнесе. Новый тип продавца возник в конце XIX — начале XX века. Подобно своему бродячему предшественнику, он работал на самого себя, однако продавал продукты признанных в стране марок. Именно в этот период среди прочих во всю мощь развернулись такие легендарные в наши дни производители, как Avon Products, Fuller Brush Company и Electrolux, торгуя парфюмерией, щетками и пылесосами буквально переходя от одной двери к другой. Эти гиганты получили наименование компаний прямых продаж, так как работали не столько с магазинами и крупными универмагами, сколько непосредственно с реальным потребителем.
Для производителя такой способ реализации имел то преимущество, что продукция доставлялась прямо в руки покупателя, а не пылилась на магазинных полках, теряясь в бесконечном ряду сотен других товаров. Продавец же пользовался оптовой скидкой, предоставляемой сбытовой сетью, получал собственную территорию для работы и опирался на репутацию уважаемой марки. Когда на пороге дома появлялась дама Avon или джентльмен от Fuller Brush, потребитель мог быть уверен в качестве предлагаемых
ему изделий.
При прямых продажах торговый агент, как и торговец-индеец до него, пользовался левереджем от работы в рамках сети. Этот новый способ реализации продуктов распространялся со скоростью степного пожара. «В 1920 году в торговле вразнос было занято по крайней мере 200 тысяч человек, — пишет в своей книге «Харизматический капитализм» ее автор, профессор кафедры менеджмента Калифорнийского университета Николь Вулси Биггарт, — что вдвое больше, чем было в 1900 году».
ЛОВУШКА ВРЕМЕНИ
И все же левередж агента прямых продаж был ограничен. Человек оказывался в тисках временных ограничений. Он мог продать лишь столько щеток от Fuller и столько пылесосов Electrolux, сколько возможно было продать за дневные часы. Доход был ограничен количеством отработанных часов. Пока торговец расходовал физическую энергию в хождении от двери к двери и разговорах с домовладельцами, он зарабатывал деньги. Как только он прекращал работать — скажем, прерываясь на еду или сон, посвящая воскресенье общению с семьей или просто пытаясь справиться с неожиданной простудой, — заработанные суммы начинали таять. И горе тому, кто получал физическую травму или иным образом подрывал здоровье. Его доходы сокращались пропорционально степени утраты трудоспособности.
Одним словом, прежний агент прямых продаж получал линейный доход, то есть деньги в обмен на время. В сущности, такой тип дохода имеют большинство людей, и это отнюдь не худший способ зарабатывать на жизнь. Врачи, юристы, бухгалтеры совсем неплохо существуют, пользуясь плодами этого типа дохода. Но левередж здесь отсутствует. Независимо от размера получаемого линейного дохода, вам не избежать борьбы с самим собой и определенных физических действий — отстаивания ли позиции клиента в суде, осмотра ли пациентов или составления балансового отчета — в обмен на всякий цент, что попадает в ваш карман. Вы по-прежнему остаетесь связанным сорокачасовой рабочей неделей. Ваш доход никогда не превысит пределов некой суммы, определяемой количеством часов, которые вы можете посвятить работе.
ОСТАТОЧНЫЙ ДОХОД
Единственным видом дохода, обеспечивающим настоящий левередж, является остаточный доход. Это те деньги, которые еще долго продолжают поступать к вам после того, как работа завершена. Это те деньги, которые поступают к авторам бестселлеров и эстрадных хитов в виде роялти (см. словарь в конце книги), деньги, которые получают инвесторы и владельцы собственного бизнеса в виде дивидендов по принадлежащим им акциям. Стоит вам однажды обеспечить себе канал поступления остаточного дохода, и он станет работать на вас, даже если вы решите отойти на годик от дел и вволю понежиться на пляже.
Великие состояния возникают только на базе остаточного дохода. К сожалению, на ранних этапах прямые продажи были не способны обеспечить дистрибьюторов подобным преимуществом. Тысячи потенциальных героев Хорэйшио Алджера в 20-е и 30-е годы XX века продолжали обивать пороги домов по всей Америке. Но лишь тем из них, кто в конце концов разочаровался в своем ремесле и основал собственный бизнес, удалось достичь настоящей финансовой свободы. Ощущалась потребность в новом типе работы, в которой сочетались бы доступность прямых продаж и остаточный доход по-настоящему самостоятельного бизнеса. И потребность эта вскоре будет удовлетворена, причем совершенно замечательным образом.
ГЛАВА 3 МНОГОУРОВНЕВОЕ РЕШЕНИЕ
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Карл Ренборг был первым предпринимателем, успешно реализовавшим на практике программу сетевого маркетинга. Другие компании до него лишь робко заигрывали с подобными методами. Еще в 20-е годы ушедшего века некоторые пользовавшиеся прямыми продажами фирмы выплачивали единовременное вознаграждение своим представителям за каждого привлеченного ими нового продавца. Другие даже позволяли торговым агентам взимать в свою пользу процент с общих продаж их рекрута в течение ограниченного периода времени, скажем, в течение первых шестидесяти дней работы новичка. Но, похоже, именно Карл Ренборг был первым, кто наделил продавцов правом взимать комиссионные с их рекрутов на постоянной основе, в результате чего формировался устойчивый поток дохода, не иссякающий до тех пор, пока жив сам бизнес.
А начиналось все в 20-е годы, когда Ренборг в Китае находился в должности зарубежного представителя производителя. В стране разразилась гражданская война, и Ренборг на целый год оказался запертым в колонии иностранцев в Шанхае. Вынужденный вести настоящую борьбу за выживание, он дополнял обычный в этой ситуации рацион из риса и воды супом, который варил из растений, травы с добавлением (да-да!) ржавых гвоздей, которые должны были возмещать недостаток железа в организме.
Приобретенный таким образом опыт явился для Ренборга серьезным уроком по части ценности и необходимости полноценного питания. Вернувшись в Соединенные Штаты, он воспользовался своими знаниями химика для разработки пищевых добавок из люцерны, петрушки, шпината, кресса водяного, моркови и различных витаминов и минералов. В 1934 году Ренборг основал компанию по реализации этой продукции. Первоначально она называлась California Vitamin Company, но позже обрела новое имя — Nutrilite Products, Inc., то самое, которому суждено было войти в анналы истории предпринимательства.
МНОГОЯРУСНЫЕ КОМИССИОННЫЕ
Действуя как обычная компания прямых продаж, Nutrilite процветала в течение многих лет. И все же в 1945 году Ренборг решил внести в процесс сбыта свежую струю и предложил своим продавцам новый план вознаграждения. По мнению одних; план был разработан самим Ренборгом, хотя другие эксперты склоняются к тому, что его авторами были дистрибьюторы Ли Митингер и Уильям Кэсселберри. Как бы то ни было, в плане присутствовало большинство тех основных признаков, что в, наши дни лежат в основе технологий сетевого маркетинга.
Любой дистрибьютор Nutrilite, имевший в своем активе двадцать пять постоянных розничных покупателей, получал право набирать новых продавцов и взимать 3% комиссионных с продаж каждого из них. Это уже не было разовой выплатой за привлечение нового распространителя или временным поощрением, но становилось постоянно действующей бизнес-схемой, действительной в течение всего того периода, что рекрут оставался с компанией. Впервые обычные агенты прямых продаж получили возможность самостоятельно формировать сбытовую организацию, которая должна была обеспечить их остаточным доходом. Подобно авторам бестселлеров, нефтяным королям или инвесторам с Уолл-стрит, дистрибьюторы Nutrilite могли теперь воспользоваться левереджем от усилий других людей. При такой системе многим продавцам Nutrilite действительно удалось достичь потрясающих успехов.
УМНОЖАЙТЕ СВОИ УСИЛИЯ
Революционным моментом в нововведениях Ренборга явилось то, что он позволил представителям Nutrilite извлекать доход не только с продаж их собственных рекрутов, но и с продаж рекрутов их рекрутов и далее вниз по цепочке. Такая многоуровневая схема открыла перед продавцами захватывающие перспективы. Теперь можно было привлекать других людей не просто для организации продаж, но и для рекрутирования. Отныне каждый новый вовлеченный вами в бизнес продавец (или дистрибьютор) удваивал вашу способность набирать новых рекрутов. Простой арифметический подсчет наглядно демонстрирует, сколь значительны для сетевика преимущества подобного удваивания. Если начиная с исходного числа вы последовательно умножаете на одну и ту же величину — удваиваете ли, утраиваете и т. д., — то увеличиваете начальный показатель в геометрической прогрессии. Феномен геометрической прогрессии дает лидерам многоуровневых продаж шанс расширять свой бизнес с головокружительной скоростью.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РОСТ
Подумайте, как бы вы отреагировали на предложение взять либо сразу 100 тысяч долларов, либо один цент, который в течение месяца будет гарантированно расти в геометрической профессии. Если вы хоть немного разбираетесь в арифметике, то с легкостью избежите мук выбора и без сомнения предпочтете один цент, который через тридцать один день удваивания (при условии, что удваивание начнется в первый же день) превратится в 21 с лишним миллион долларов. Таков эффект геометрического роста. Многоуровневый маркетинг позволяет задействовать этот математический фактор в построении вашего собственного бизнеса.
Рассмотрим для примера некий гипотетический случай. Предположим, что за первый месяц вы при влекли к работе пять новых продавцов. В течение следующего месяца каждый из ваших рекрутов в свою очередь набрал пять новых людей. Если так пойдет и дальше без снижения темпа, то спустя полгода ваш даунлайн, или даунлиния (термин многоуровневого маркетинга, которым обозначается общее количество продавцов, появившихся в результате ваших усилий по рекрутированию), будет состоять из 19 530 дистрибьюторов. Предположим теперь, что каждый член вашего даунлайна ежемесячно приобретает товара на 100 долларов. Если вы получаете комиссионные в 10% с каждой продажи, то за шестой месяц сумма ваших комиссионных составит 195 300 долларов. И с каждым последующим месяцем сумма комиссионных будет расти.
НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Ясно, что представленная модель — предельно упрощенная и идеализированная. Никакой бизнес не функционирует как раз и навсегда отлаженный часовой механизм. Отсев среди рекрутов велик. Большинству МЛМ-представителей приходится проходить через многие ошибки и разочарования, прежде чем удастся найти пять достойных коллег, которые будут способны в свою очередь приобщить к сети еще пятерых. По этой причине сетевики в большинстве своем имеют достаточно скромный доход. Но тем немногим, кто действительно наделен энергией, проницательностью, упорством и решимостью преодолеть все препятствия, система многоуровневых комиссионных предоставляет исключительную возможность построить сбытовую организацию, которая год от года будет расти в геометрической прогрессии. Многим это действительно удалось.
С тех времен, когда индейцы платили одной бобровой шкуркой с каноэ за преимущество принадлежности к влиятельной стороне торговой операции, пройден уже немалый путь. Принцип Рычага возведен сетевым маркетингом на уровень чуть ли не науки. Компании, пользующиеся МЛМ как инструментом своей повседневной сбытовой политики, демонстрируют рост, который и не снился традиционному бизнесу.
«Многие бизнес-издания преподносят как нечто выдающееся рост продаж или доходов компании, чьи показатели за прошедший год подскочили на 20%, — пишет директор журнала «Network Marketing Lifestyles» Данкен Андерсон. — Однако при использовании сетевого маркетинга годовой 100%-ный рост на раннем этапе расширения деятельности успешно работающей фирмы отнюдь не является редкостью».
НАСТУПАЮЩАЯ ВОЛНА
Если говорить коротко, то никогда открывающиеся перспективы не были столь многообещающими, как сейчас. Те, кто сегодня делает свой выбор в пользу сетевого маркетинга, приобретают особое преимущество, приобщаясь к бизнесу в тот самый момент, когда он вступает в качественно новую фазу своей эволюции. По причинам, которые будут изложены в последующих главах, я обозначаю эту фазу как Четвертую Волну. Этап знаменует собой выход сетевого маркетинга из детского возраста. Сегодня он уже не воспринимается как незрелая структура, составленная из ловких проходимцев, падких на всякого рода сомнительные схемы стремительного обогащения. «Голубые фишки» современного бизнеса, как, например, Citigroup, MCI и IBM, доверяют реализацию своих услуг многоуровневым сбытовым структурам. Эта доказавшая свою эффективность бизнес-стратегия приобретает характер стержневого элемента экономики XXI века.
На последующих страницах читатель найдет ответ на вопрос, почему корпоративная Америка с таким энтузиазмом переключается на эту в общем-то новую для себя стратегию сбыта. Он увидит, сколь органично сетевой маркетинг отвечает потребностям нашего набирающего силу Информационного Общества, а главное — выяснит, насколько он сам и его семья вписываются в концепцию Революции Четвертой Волны. Читатель узнает, каким образом этот абсолютно новаторский метод работы может однажды вложить ему в руки ключ к личной финансовой независимости, а также познакомится с теми специфическими шагами, которые необходимо предпринять, чтобы ступить на расчищаемый Четвертой Волной путь успеха.
ЧАСТЬ II
РЕВОЛЮЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ВОЛНЫ
ГЛАВА 4 АЛМАЗНЫЕ РОССЫПИ
Это было много веков назад... Персидский крестьянин завороженно слушал рассказ пожилого странника. В истории речь шла о каких-то неведомых алмазах. По словам странника, алмазы представляли собой «застывшие капли солнечного света», прозрачные камни, настолько ценные, что человек, которому удастся отыскать их залежи, станет богаче любого короля. Крестьянин никогда прежде не слышал об алмазах и теперь загорелся страстным желанием непременно заполучить столь удивительное сокровище.
Крестьянин был далеко не бедным человеком и владел многими полями и фруктовыми садами. Однако стоило ему услышать про алмазы, как он почувствовал себя бедняком. Единственное, чего он теперь жаждал, было ему недоступно. Мысль о том, что все эти несметные сокровища таятся где-то в земле никем не обнаруженные, лишала крестьянина сна. Не в силах больше выносить этих мук, он продал наконец всю свою землю и отправился на поиски волшебного камня. Он пересек Африку, Палестину и Европу. Наконец наш бывший крестьянин прибыл в Испанию разочаровавшимся, постаревшим, одетым в лохмотья бродягой. Убитый свалившимися на него испытаниями, смирившийся с бесплодностью своих усилий, он бросился в волны океана и утонул. Ни разу за все время своего долгого путешествия ему так и не удалось увидеть ни отблеска хоть одного-единственного алмаза.
А между тем человек, купивший поля крестьянина, сделал потрясающее открытие. На собственной земле он обнаружил алмаз, вкрапленный в черный камень. В ходе дальнейших поисков было выяснено, что в недрах участка таятся поистине несметные сокровища. Со временем некогда скромная ферма обрела известность как богатейшее месторождение алмазов Голконды*. Вот если бы алчный крестьянин не поддался своему безумному порыву и остался дома!.. Сокровище, которое так его притягивало, однажды оказалось бы в его руках.
ПОТАЕННОЕ СОКРОВИЩЕ
Рассказанная нами история была взята на вооружение доктором Расселом Конвеллом, священником, просветителем, героем Гражданской войны и одним из самых талантливых проповедников Америки. До самой свой кончины в 1925 году Конвелл неустанно колесил по стране, призывая аудиторию раскрыть глаза и узреть те возможности, что простираются перед всяким человеком. Предостерегая от бегства в большие города, Конвелл предлагал слушателям не суетиться и настойчиво извлекать максимум возможного из того, что было в их собственных городках.
* Голконда - государство в Индии, на Декане, в XVI-XVII веках.
Лекция «Алмазные россыпи» была прочитана Конвеллом около шести тысяч раз и сделала ее автора самым авторитетным и почитаемым оратором того времени.
«А я вам говорю, что свои алмазные россыпи вы найдете там, где живете, то есть прямо у вас в Филадельфии, — говорил Конвелл своей филадельфийской аудитории. — Из 107 обладателей капитала в 10 и более миллионов долларов (в 1889 году) 67 сколотили свое состояние в городах с населением менее трех с половиной тысяч жителей... Не так важно, где вы находитесь, важно — что вы собой представляете... Если вы не можете разбогатеть в Филадельфии, то наверняка не сможете сделать этого и в Нью-Йорке».
Конвелл был уверен, что потенциал успеха кроется в нас самих и не определяется ни нашим окружением, ни обстоятельствами. Спустя семьдесят пять лет после смерти Конвелла его слова обретают особую актуальность в условиях нарождающегося Информационного Общества. Реальные возможности достижения успеха теперь ждут нас прямо по соседству, в домашнем рабочем кабинете, в персональном компьютере на столе. Впрочем, наблюдая за поведением большинства людей, вряд ли кому-то удастся отметить этот факт. В подавляющем большинстве мы безвольно и со все нарастающим ужасом созерцаем Смерть Работы. Будущее представляется нам высокотехнологичной пустыней, где рабочие места будут доступны только представителям элиты, обладающей высшей профессиональной квалификацией. А между тем истина как раз в обратном. Усвоившим урок Конвелла Революция Четвертой Волны сулит россыпи тех самых легендарных алмазов, и сегодня они сокрыты буквально под носом у каждого из нас.
СКУДОСТЬ МЫСЛИ
Лайзе Уилбер пришлось постигать высказанную Конвеллом мудрость не самым простым способом. Если помните, мы оставили ее плачущей в трейлере сразу после того, как последние 46 долларов были отданы в погашение долга представителю электрической компании. Жалость к себе превратилась для Лайзы в постоянного спутника жизни. Подобно крестьянину из лекций Конвелла, она считала себя бедной и с этой мыслью просуществовала большую часть жизни. Ее отец был уборщиком, а мать — секретаршей. Эти люди самоотверженно трудились, и благодаря этому им удавалось обеспечить детей едой и крышей над головой. Но страстное стремление Лайзы к шикарной и беззаботной жизни не могло реализоваться в стенах отцовского дома.
Журналы и телевидение только разжигали ее аппетит. Она могла бесконечно долго зачарованно следить за перипетиями и интригами, еженедельно разворачивающимися в экранном мире героев «Далласа» и «Династии». В доме родителей Лайза могла часами листать иллюстрированные книжки о семействе Кеннеди: роскошные дома, машины и яхты, загорелые лица взрослых, ухоженные счастливые дети, неспешный послеобеденный отдых на лужайке фамильного поместья. Как же далеко все это было от серых будней ее собственного прозябания в сельской глуши Массачусетса!
А ведь где-то существует совершенно иной мир, говорила себе Лайза, мир больших возможностей и столь же больших денег. Она поклялась, что однажды непременно приобщится к этому волшебному миру. А пока что ее жизнь была лишь бесцветной чередой работы по дому и выполнения школьных заданий. Единственным светлым пятном становились те редкие и совершенно особенные моменты, когда в ответ на звонок мать открывала дверь, и знакомый голос возвещал с порога о появлении дамы Avon.
МЕЧТА О БОГАТСТВЕ
«Еще маленькой девочкой, — вспоминает Лайза, — я мечтала о том, чтобы стать дамой Avon».
Как и восхищавшие Лайзу персонажи «Далласа» и «Династии», дама Avon представлялась человеком из мира денег и коммерции. Одетая в строгий костюм, плотно облегавший ее фигуру, женщина открывала кейс с образцами и немедленно переходила к делу. «Она приходила не для болтовни, — снова вспоминает Лайза. — Нет, она приходила делать свою работу. • Это была настоящая бизнес-леди. Истинный профессионал. Ее манера вести дела завораживала, и я смотрела на нее с благоговением».
Лайзе страстно хотелось с такой же легкостью и уверенностью прокладывать собственный путь в океане бизнеса. Компания Avon Products представлялась ей некой волшебной силой, доброй феей, способной перенести ее в более совершенный мир. Лайзе нравилась и сама продукция. Первая в ее жизни губная помада была выбрана по каталогу Avon. Знала она и о том, что компания имеет многомиллиардный оборот, а история ее начиналась в далеком 1886 году. Прочная репутация «голубой фишки» вызывала ассоциации с деньгами, властью и высоким статусом — именно с теми тремя вещами, которые привлекали Лайзу больше всего. Если только ей удастся стать дамой Avon, часто думала девушка, возможно, часть всего этого богатства перейдет к ней самой.
ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ
Деловой инстинкт не подвел Лайзу. Несмотря на то, что Avon Products является одной из старейших американских корпораций, будущее действительно за ней и ей подобными. Приверженность прямым продажам, которую компания одной из первых стала проявлять еще в 1886 году, только сейчас начинала приносить реальные доходы. В воздухе запахло экономической революцией, и Лайзе суждено было сыграть в грядущем перевороте свою роль.
Впрочем, сначала ей предстояло справиться с собственными предрассудками. Лайза должна была, во-первых, усвоить урок «алмазных россыпей». Как и алчный крестьянин из истории Конвелла, она не хотела довольствоваться теми возможностями, которые и так были у нее под рукой. Ее беспокойный дух постоянно стремился к чему-то лучшему, более простому и более быстрому. Соответственно, Лайза не была внутренне подготовлена к тому, чтобы добиться успеха в своем бизнесе, связанном с продукцией
Avon.
Лайза начала сотрудничать с Avon, когда ей было только восемнадцать. И, как случалось и прежде с большинством тех занятий, что она уже успела перепробовать, интригующий эффект новизны вскоре испарился. Реализация продукции Avon не представлялась ей больше бизнесом, способным принести те
деньги, о которых она мечтала. Год за годом она занималась продажами на условиях неполного рабочего дня. Дело так и не стало предметом ее безраздельного внимания, и, соответственно, Лайза никогда не зарабатывала больше нескольких сотен долларов в месяц. Большая часть ее времени и энергии уходила на поиск других путей и способов выживания.
ИЗЪЕЗЖЕННЫЕ ПУТИ
Поиски мифического ларца с золотом заставили Лайзу пройти многими избитыми, но бесплодными путями. В полной уверенности, что для успеха ей понадобятся специальные знания, Лайза прослушала два курса лекций и защитила дипломы по менеджменту и компьютерной обработке данных. Убежденная в том, что почасовая оплата является наиболее надежной формой дохода, Лайза обеспечивала себе пропитание, хватаясь за любую случайную работу: от уборки квартир до работы официанткой. Когда становилось совсем невмоготу, она искала спасения в странствиях. Лайзу носило по свету вдоль и поперек, от Миссисипи до Южной Каролины и острова Гуам.
Вследствие всех этих метаний бизнес Лайзы с продукцией Avon угас. В ее рваном графике практически не оставалось времени для продаж. Частые путешествия не способствовали сохранению клиентуры. Амбиций у Лайзы всегда было в избытке, и трудности никогда ее не смущали. Однако ее энергия оказалась распыленной, направленной на десятки дел одновременно. Как и неумный крестьянин из рассказанной выше истории, куда бы ни забрасывала ее судьба, Лайза лишь боролась и всякий раз преодолевала все новые препятствия.
ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА
Ребенком Лайза часто ощущала себя бедной. Впрочем, ее понимание бедности практически не выходило за рамки осознания того факта, что ее платья более дешевы, чем у подружек по летнему лагерю. Только когда Лайза оставила родительский дом, ей стало наконец ясно, что значит быть без гроша. В городке Чарлстон в Южной Каролине она три месяца прожила без света и горячей воды, не оплатив вовремя счет электрической компании. Лайза постоянно чувствовала себя обессилевшей. Работа, учеба и Avon заставляли ее крутиться, как заведенной, с раннего утра до позднего вечера. Как-то работая допоздна в мини-маркете, она уснула прямо на кассе, благо клиентов в этот час в магазине не было. Район пользовался настолько дурной репутацией, что, увидев ее через витрину спящей, патруль предпочел вызвать подкрепление, и полицейские окружили магазин с револьверами наготове, уже не надеясь застать ее живой.
«Едва ли был хоть один вечер, когда я не говорила бы себе, что больше так не могу, — вспоминает Лайза. — Слава Богу, мне ни разу не пришлось поступиться своими принципами. Да, порой работа была неприятной, даже неприглядной, но по крайней мере мне не приходилось делать что-либо противозаконное».
КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ
Неполная занятость. Да, именно так называется положение, в котором оказалась Лайза. Сколь бы напряженно она ни работала, заработать достат<