ВОПРОС № 3: Функции и жизненный цикл упаковки.
Основные этапы жизненного цикла упаковки
При проектировании упаковочных производств необходимо учитывать особенности основных этапов жизненного цикла упаковки. На всём протяжении жизненного цикла упаковку сопровождают разнообразные технологии и оборудование. Да и сама упаковка предстаёт в трёх различных лицах.
Первый отрезок жизни упаковки посвящен получению упакованной продукции. Вся полезная деятельность человечества направлена на производство какой-либо продукции. И каждый вид продукции должен быть соответствующим образом упакован, чтобы пройти путь от изготовителя до потребителя. Если упаковка сама по себе как самоцель никому не нужна, то в сочетании с упакованной продукцией она становится одним из главных участников процесса товародвижения.
Поток упаковки включает в себя этапы производства упаковочных материалов, конструирования и изготовления упаковки.
Наиболее распространённые упаковочные материалы – это бумага, картон, гофрокартон, пластмассы, металлы, стекло, керамика и дерево. Производством этих материалов заняты различные отрасли промышленности: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая и др.
Этап конструирования имеет решающее значение в дальнейшей жизни упаковки. Это этап зарождения упаковки, определяющий её судьбу и судьбу упакованного продукта на всех этапах жизненного цикла. Этап конструирования упаковки необыкновенно ответственен, сложен и специфичен. Его условно можно разделить на несколько стадий: предпроектные маркетинговые исследования, разработка проекта дизайна и технического проекта, разработка рабочего проекта с комплектом конструкторской и технологической документации.
Этап изготовления упаковываемого продукта не менее важен для конструирования упаковки. Технология изготовления может существенно влиять на свойства продукции. Тщательное изучение этих свойств необходимо на начальной стадии конструирования.
Изготовленный продукт важно не только наилучшим способом поместить в упаковку, но и доставить потребителю через всю сеть распределения с сохранением его высокого качества. Необходимые решения по предохранению продукта от повреждений должны быть предусмотрены в конструкции упаковки.
Этап подготовки продукта к упаковыванию предназначен для придания продукту свойств, увеличивающих время сохранения его высокого качества.
Этап упаковывания продукции (фасования) включает операции подготовки тары к упаковыванию, позиционирования её в зоне упаковывания, дозирования продукции, транспортировки дозы продукции в тару, укупорки тары. Чаще всего все эти основные операции и множество вспомогательных выполняются автоматически в составе фасовочно-упаковочных автоматов. Работоспособность, производительность фасовочно-упаковочных автоматов в значительной степени зависит от конструкции упаковки, от точности её формы и геометрических размеров. В зависимости от конструкции потребительской упаковки и вида упаковываемой продукции определяют конструктивные особенности, габаритные размеры и другие параметры групповой и транспортной упаковки.
ВОПРОС № 4: Требования к упаковке: основные, дополнительные, маркетинговые.
Требования к упаковке:
1. безопасность упаковки – это недопущение перехода вредных веществ из упаковки в соприкасающийся с нею товар
2. надежность упаковки – способность сохранять механические свойства и герметичность в течении предусмотренного времени при определенных условиях транспортировки
3. экологичность упаковки – способность при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде
4. совместимость упаковки – способность не изменять потребительские свойства товаров
5. взаимозаменяемость – способность упаковок одного вида заменять упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению
6. экономическая эффективность упаковки определяется стоимостью, ценой эксплуатации и ценой утилизации
7. дополнительные требования:
ü транспортабельность – возможность товара в упаковке подвергать транспортировке определенными видами транспорта и обеспечивать технико-технологическую и экономическую эффективность этого процесса
ü складируемость (при этом необходимо учитывать все места, где может складироваться товар – оптовик, магазин, потребитель)
8. маркетинговые требования:
ü информативность – на упаковке должны быть ясно представлены преимущества товара, область его применения
ü наличие эстетических свойств – упаковка должна быть привлекательной и современной
ü узнаваемость – способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов и однозначно указывать на марку или продавца
ü повышение ценности – обеспечение потребителю дополнительных удобств в использовании
ü последующая применимость – возможность использования упаковки после ее опорожнения
ü адекватность продукту, марке, клиенту предполагает создание упаковки, соответствующей образу жизни потребителей
ü соответствие каналам сбыта, если товар продается в магазинах самообслуживания, то он должен не просто быть упакован, но и подходить по величине и внешнему виду для представления на полках магазина