ВОПРОС № 1: Сущность упаковки.

Функции упаковки:

  1. идентификацию товара и предоставление о нем основной информации (информация о товаре может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т. п.);
  2. защиту от повреждений (препятствует воздействию агрессивных химических сред, физических воздействий, защищает от порчи, возможных хищений и т. п.);
  3. повышение эффективности грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств);
  4. оказание помощи маркетингу по продвижению и рекламе продукции, а также предоставление информации потребителям.

Исходя из функций упаковки, можно определить ее основные свойства:

  • надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки;
  • полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Упаковка — это вместилище или оболочка товара.

Наиболее важная роль упаковки с точки зрения логистичес­кого управления заключается в облегчении операций складиро­вания, транспортировки, грузопереработки и т.д. за счет гармо­низации и стандартизации типоразмерных рядов тары и упаков­ки, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управ­лении материальными потоками в логистических цепях. Унифи­кация упаковки позволяет проектировать и применять стандар­тные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств и за счет этого значительно уменьшать логистические издержки в физи­ческом распределении.

При проектировании тары и упаковки не­обходимо акцентировать внимание на трех аспектах:

· во-пер­вых, на геометрических размерах упаковки, которые должны соответствовать применяемому грузоперерабатывающему оборудованию и грузовместимости транспортных средств (ис­пользование с максимальной эффективностью),

· во-вторых, на прочности упаковки, которая должна выдерживать определен­ный вес груза и давление извне, и, наконец,

· в-третьих, на фор­ме упаковки (прямоугольная, кубическая, цилиндрическая и т.д.).

Таким образом, с позиций логистики можно дать следующее определение:упаковка — комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь в логистических операциях транспортировки, складирования, грузопереработки и прочих, а также выполняющих функцию создания оптималь­ных грузовых единиц для согласования технико-технологических операций в логистических цепях.

Упаковки в товароведении различаются по видам:

1. с технической точки зрения,

2. инженерной мысли,

3. предназначения и других факторов.

То есть различия могут состоять не только во внешнем виде упаковки, но и в использованном материале, и в конструкции вообще. Виды упаковок должны включать в себя различные модификации, гармонию дизайна и технологий, что сделает товар востребованным

Одной из составляющих товара – упаковки, то это одно из действенных орудий маркетинга, продвижению которой способствуют следующие факторы:

· самообслуживание в торговле;

· рост достатка потребителей;

· образ фирмы и образ марки;

· возможность для новаторства;

· новые упаковки, обеспечивающие сохранность.

При этом функцией упаковки остаются задачи:

· сохранения товара;

· установки метода раздачи, розлива;

· донести определенную информацию до покупателя (функции, пригодность, срок хранения).


ВОПРОС № 2: Элементы упаковки. Классификация упаковки.

Элементами упаковки являются:

  1. тара (основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара);
  2. дополнительные упаковочные средства (дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий и повышения прочности тары);
  3. маркировка (одно из средств товарной информации, представленное в виде этикеток, листовок, вкладышей и т.д.).

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку:

  • назначение,
  • материал,
  • состав,
  • конструкция,
  • технология производства.

1. По назначению тару и упаковку можно разделить на:



  • производственную,
  • транспортную,
  • потребительскую,
  • специальную (консервирующую).

Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

2. В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на:

  • стеклянную,
  • деревянную,
  • металлическую,
  • полимерную,
  • бумажную,
  • картонную и т.д.

3. В зависимости от технологии изготовления различают:

  • выдувную,
  • литьевую,
  • прессованную,
  • термоформованную,
  • сварную,
  • полимерную тару и упаковку.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

- кратности использования: разовая и многооборотная;

- стабильности размеров: жесткая, мягкая;

- упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

- способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;

- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;

- компактности: неразборная, разборная.

Наши рекомендации