ВОПРОС № 1: Сущность упаковки.
Функции упаковки:
- идентификацию товара и предоставление о нем основной информации (информация о товаре может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т. п.);
- защиту от повреждений (препятствует воздействию агрессивных химических сред, физических воздействий, защищает от порчи, возможных хищений и т. п.);
- повышение эффективности грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств);
- оказание помощи маркетингу по продвижению и рекламе продукции, а также предоставление информации потребителям.
Исходя из функций упаковки, можно определить ее основные свойства:
- надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки;
- полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Упаковка — это вместилище или оболочка товара.
Наиболее важная роль упаковки с точки зрения логистического управления заключается в облегчении операций складирования, транспортировки, грузопереработки и т.д. за счет гармонизации и стандартизации типоразмерных рядов тары и упаковки, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управлении материальными потоками в логистических цепях. Унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств и за счет этого значительно уменьшать логистические издержки в физическом распределении.
При проектировании тары и упаковки необходимо акцентировать внимание на трех аспектах:
· во-первых, на геометрических размерах упаковки, которые должны соответствовать применяемому грузоперерабатывающему оборудованию и грузовместимости транспортных средств (использование с максимальной эффективностью),
· во-вторых, на прочности упаковки, которая должна выдерживать определенный вес груза и давление извне, и, наконец,
· в-третьих, на форме упаковки (прямоугольная, кубическая, цилиндрическая и т.д.).
Таким образом, с позиций логистики можно дать следующее определение:упаковка — комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь в логистических операциях транспортировки, складирования, грузопереработки и прочих, а также выполняющих функцию создания оптимальных грузовых единиц для согласования технико-технологических операций в логистических цепях.
Упаковки в товароведении различаются по видам:
1. с технической точки зрения,
2. инженерной мысли,
3. предназначения и других факторов.
То есть различия могут состоять не только во внешнем виде упаковки, но и в использованном материале, и в конструкции вообще. Виды упаковок должны включать в себя различные модификации, гармонию дизайна и технологий, что сделает товар востребованным
Одной из составляющих товара – упаковки, то это одно из действенных орудий маркетинга, продвижению которой способствуют следующие факторы:
· самообслуживание в торговле;
· рост достатка потребителей;
· образ фирмы и образ марки;
· возможность для новаторства;
· новые упаковки, обеспечивающие сохранность.
При этом функцией упаковки остаются задачи:
· сохранения товара;
· установки метода раздачи, розлива;
· донести определенную информацию до покупателя (функции, пригодность, срок хранения).
ВОПРОС № 2: Элементы упаковки. Классификация упаковки.
Элементами упаковки являются:
- тара (основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара);
- дополнительные упаковочные средства (дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий и повышения прочности тары);
- маркировка (одно из средств товарной информации, представленное в виде этикеток, листовок, вкладышей и т.д.).
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку:
- назначение,
- материал,
- состав,
- конструкция,
- технология производства.
1. По назначению тару и упаковку можно разделить на:
- производственную,
- транспортную,
- потребительскую,
- специальную (консервирующую).
Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.
Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.
Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
2. В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на:
- стеклянную,
- деревянную,
- металлическую,
- полимерную,
- бумажную,
- картонную и т.д.
3. В зависимости от технологии изготовления различают:
- выдувную,
- литьевую,
- прессованную,
- термоформованную,
- сварную,
- полимерную тару и упаковку.
Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:
- кратности использования: разовая и многооборотная;
- стабильности размеров: жесткая, мягкая;
- упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;
- способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;
- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
- компактности: неразборная, разборная.