Тема 8: поведение потребителей и покупателей
ВОПРОС № 1: Сущность потребительского поведения.
Поведение потребителей – понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления. Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта (маркетологи), рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения.
Потребительское поведение - процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.
ВОПРОС № 2: Моделирование поведения покупателей на потребительском рынке.
Модель покупательского поведения конечного потребителя:
Побудительные факторы маркетинга | Прочие раздражители | «Черный ящик» (сознание покупателя) | Ответная реакция покупателя | |||
-товар -цена -продвижение -распределение | -культурные -социальные -личностные -психологи-ческие | Характеристики покупателя | Процесс принятия решения о покупке | -выбор товара -выбор марки -выбор торгового посредника -выбор времен покупки -выбор объема покупки | ||
ВОПРОС № 3: Факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей.
Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение конечного потребителя
Культурные | Социальные | |||
-культурные -субкультура -общественный класс | -референтные группы -семья -роли и статусы | |||
Покупатели | ||||
Личностные | Психологические | |||
-возраст и этап жизненного цикла семьи -род занятий -экономическое положение -образ жизни -тип личности и представление о самом себе | -мотивация -восприятие -усвоение -убеждение и отношение |
Референтная группа – совокупность людей, способных оказывать влияние на отношение и поведение человека.
Роль– набор действий, которые мы выполняем по отношению к окружающим нас людям.
Статус выражает общую оценку, даваемую человеку обществом.
Восприятие – способ истолкования потребителями информации о товаре.
Усвоение – определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта.
Убеждение – мысленная характеристика чего-то.
Отношение– устойчивая оценка индивидуумам объекта
ВОПРОС № 4: Процесс принятия решения о покупке.
Процесс принятия решения о покупке для конечного потребителя
а) осознание потребности (происходит активизация нужды человека и он ощущает существенное развитие между фактическим и желательным состоянием уровнем потребления товаром)
б) поиск информации (происходит активизация знаний хранящихся в памяти человека или получения из вне информации из-за нехватки знания, об необходимом тавре)
в) оценка и выбор вариантов (выделяет наиболее важные свойства продукта и определяют для себя весомость каждого из них, проводит ранжирование)
г) решение о покупке (принимается окончательное решение в зависимости от проведенного ранжирования и не предвиденных обстоятельств)
Поведение после принятия решения о покупке: ощущение ценности в процессе потребления или использования. После покупки товара потребитель сравнивает его со своими ожиданиями и либо испытывает, либо не испытывает удовлетворения. Если потребитель не удовлетворен, то маркетолог должен выяснить, явилось ли это следствием недостатков самого товара или же причина в том, что ожидания потребителя были чересчур завышенными. Недостатки товара могут потребовать внесения изменений в его конструкцию. Если же ожидания оказались слишком высокими, то это может означать, что реклама или продавцы компании преувеличили преимущества товара.
ВОПРОС № 5: Моделирование поведения покупателей на промышленных рынках.
Модель покупательского поведения предприятий:
Окружающая среда | Предприятие - покупатель | ||||||||
Маркетинговые стимулы | Другие стимулы | ||||||||
Товар | Экономические | Индивидуальный снабженец | Процесс принятия решения о закупках | Результат решения о закупках | |||||
Цена | Культурные | ||||||||
Продвижение | Политические | ||||||||
Распределение | Технологические | Закупочный центр | |||||||
Конкурентные | |||||||||