Характеристика рекламной деятельности
Маркетинговая деятельность осуществляется один человеком – менеджером по рекламе – в составе оптового отдела. Менеджер по рекламе работает в четырех направлениях (рисунок5). Следует отметить, что менеджер по рекламе ввиду высокой загрузки не всегда справляется со своими обязанностями.
Менеджеры по продажам ежедневно ведут поиск новых клиентов, заключают договора, поддерживают отношения с уже существующими клиентами. Менеджеру по рекламе ототдела продаж поступает вся статистическая и бухгалтерская информация от всех соответствующих служб.
Обязанности работников отдела продаж и менеджера по рекламе можно разделить на четыре группы, включающие:
1) продажу продукта;
2) продажу дополнительных услуг;
3) рекламу;
4) связи с общественностью.
Менеджер по рекламе работает в тесном сотрудничестве с административной службой. Его задача состоит в исследовании рынка и определении сегмента, на котором они будут работать. Также он изучает работу конкурентов, выявляет их сильные и слабые стороны. Иными словами, рекламная деятельность представляет собой аналитический центр, который собирает различного рода информацию и на ее основе строит стратегию продаж.
Рисунок 5 - Направления работы менеджера по рекламе
В условиях рецессии экономики и жесткой конкуренции, особо актуальными вопросами для магазинов цифровой электроники становятся удержание рыночной позиции, продвижение цифровой электроники, привлечение новых клиентов, повышения конкурентоспособности. А этого добиться невозможно без грамотного использования маркетинговых коммуникаций, а в частности рекламы. Поэтому каждое коллективное средство размещения постоянно ищет пути более рационального использования и применения средств рекламы.
Проанализируем рекламную деятельность ООО «Цифрогид». Отдела маркетинга в данной организации так такового нет. Обязанности по размещению рекламы, ее разработке, а также проведению рекламных акций и мероприятий выполняет менеджер по рекламе. Структура рекламной деятельности предприятия выглядит следующим образом:
- творческое направление - разработка и производство объявлений;
- направление средств рекламы - выбор средств рекламы и размещение объявлений;
- исследовательское направление - изучение характеристик и потребностей аудитории;
- коммерческое направление - коммерческая сторона деятельности отдела.
Рекламную деятельность ООО «Цифрогид» можно разделить на несколько групп (рисунок4)
Рисунок 4 – Направления рекламной деятельности ООО «Цифрогид»
Рисунок 5 Сравнение рекламной деятельности Ноу-Хау с конкурентами
Средства рекламы | Ноу-Хау | Связной | Евросеть |
Телевидение | -1 | +1 | +1 |
Радио | |||
Газеты | -1 | +1 | |
Интернет | +1 | +2 | +1 |
Наружная реклама | +1 | +1 |
По данным таблицы можно увидеть, что рекламная деятельность конкурентов более развита. Отсутствует наружная реклама, хотя этот вид рекламной деятельности очень развит. Так же отсутствует реклама на телевидении. У конкурентов эта отрасль рекламы развита, это объясняется рекламой на федеральных каналах.
1. Интернет - реклама. У ООО «Цифрогид» есть свой сайт, который работает в режиме интернет-магазина. На главной странице размещаются актуальные акции, есть каталог и функция сравнения выбранных товаров (рис. 6).
Целью использования интернет-магазина является привлечение такой потенциальной аудитории, как:
- студенты, имеющие доступ к интернету;
- обычные потребители, не имеющие возможности лично прийти в магазин, и предпочитающие изучить товар онлайн.
Рисунок 6 – Сайт ООО «Цифрогид»
Реклама имеет точную целевую направленность, отражая разные запросы, желания, интересы конкретных потребителей и информируя их таким образом, чтобы учитывали различия потребительского спроса в определенной рекламной аудитории.
2. Аудиовизуальная реклама. К этой рекламе относят рекламу на телевидении и на радио. ООО «Цифрогид» свою рекламу размещал на таких каналах телевидения, как «ТВ-центр», «Домашний», «Рен-ТВ». На радио - «Европа Плюс - Новосибисрк», «Радио Юнитон». Преимущество радио перед другими СМИ - 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают при любом удобном случае - в жилых помещениях, в офисах, ну и конечно же в автомобилях. Потенциальная аудитория данных каналов размещения соответствует целевой аудитории комплекса, поэтому это удачный канал размещения в плане привлечения новых клиентов. Аудитория этих каналов: семейные пары, бизнесмены, женщины и мужчины со средним и выше среднего достатка.
3. Сотрудничество с организациями. ООО «Цифрогид» активно ведет сотрудничество с различными организациями, клиенты которых являются потенциальной аудиторией. Партнерами ООО «Цифрогид» являются такие компании, как фитнесс-клубы, салоны красоты, банки, СПА-салоны. Так проводятся различные совместные рекламные кампании, мероприятия, взаимное размещение рекламных объявлений.
4. Социальные сети. Продвижение в социальных сетях имеет важное значение в маркетинговой стратегии организации. С точки зрения маркетологов, социальная сеть - очень ценный маркетинговый канал. И для взаимодействия с таким большим количеством потенциальных клиентов требуется направление маркетинга в социальных сетях в дополнение к маркетингу в поисковых машинах, блогах, форумах и т.д. Все люди любят делиться своими впечатлениями и интересной информацией, в этом случае социальные сети действуют как «сарафанное радио». К тому же ключевым преимуществом сетей является таргетинговая реклама - можно фокусировать рекламную кампанию на определенный сегмент целевой аудитории. Данный вид рекламы почти не требует затрат, но эффективность ее очень высока (рис. 7).
ООО «Цифрогид» присутствует в instagram(5569 подписчиков), в vk.com(3043 подписчиков), на facebook(Нравится 681 человеку). Самым эффективным на данный момент является канал на youtube- 20 425 подписчиков.
Таким образом, рекламная деятельность ООО «Цифрогид» недостаточно развита, и требуются дополнительные пути развития рекламы. Рекламные кампании просчитываются таким образом, чтобы донести рекламное сообщение до своего целевого потребителя должным образом, что не всегда удается, в связи с узкой маркетинговой стратегией.
Рисунок 7 – Страница ООО «Цифрогид» в instagram
Разработка рекламной политики торговой организации в отношении любого товара требует профессиональных знаний наиболее существенных потребительских свойств товаров. Именно они являются основой для выявления покупательских предпочтений и эффективного продвижения товара на рынок.
Решение данной проблемы невозможно без сегментации рынка потребителей и классификации товаров по существенным признакам, значимым для потребителей, которые могут служить методологической основой как для изучения покупательского спроса, так и для анализа и формирования торгового ассортимента.
С целью определения эффективности рекламной кампании летом 2016 г.специалистом по рекламе ООО «Цифрогид» был проведен телефонный опрос руководителей малых предприятий и частных предпринимателей г. Новосибирска. При подсчете результатов опроса, в котором было задействовано 200 человек, были получены следующие данные. Анкета представлена в приложении.
Таблица 9 – Результаты опроса потенциальных клиентов ООО «Цифрогид»
Фактор | Результат | |
Количество опрошенных | Удельный вес, % | |
1. Потенциальные клиенты, которые обращают внимание на рекламу, в % | ||
2.Самое удобное место для получения информации об акциях компании, в % | ||
‒ телевидение | ||
‒ радио | ||
‒ газеты | ||
‒ наружная реклама | ||
‒ Интернет | ||
3. Наиболее часто сталкиваются с рекламой, в % | ||
‒ телевидение | ||
‒ радио | ||
‒ газеты | ||
‒ наружная реклама | ||
‒ Интернет | ||
4. Количество респондентов, встречавшихся с рекламой ООО «Цифрогид» | ||
5. При обращении в фирму скорее всего вспомнят рекламу, % | ||
‒ телевидение | ||
‒ радио | ||
‒ газеты | ||
‒ наружная реклама | ||
‒ Интернет |
Из таблицы 9 можно сделать вывод, что большинство респондентов, около 90% опрошенных, потенциальных клиентов ООО «Цифрогид» все-таки обращают внимание на рекламу. Наиболее эффективным средством рекламы, по их мнению, являются телевидение.
При этом телевидение - это самое загруженное средство рекламы. То есть, можно сказать, что ООО «Цифрогид» не зря акцентирует свое внимание именно на телевидении в своей рекламной деятельности. Вместе с тем, можно сделать вывод, что затраты на теле - и радио рекламу, предприятия вполне обоснованы. Интернет является одним из популярных видов рекламы.
Далее проведем оценку эффективности как рекламной кампании в целом, так и отдельных ее элементов, опираясь на данные анкетирования потенциальных клиентов ООО «Цифрогид». Опрашивалось 150 человек ‒ в основном клиенты компании.
Таблица 10 – Общий результат анкетирования клиентов ООО «Цифрогид»
Фактор | Результат | |
Количество опрошенных | Удельный вес, % | |
1. Источник, из которого клиент узнал о компании, % | ||
‒ реклама | ||
‒ от знакомых | ||
‒ слухи | ||
2. Источники рекламы, в которых клиенты встречались с обращением ООО «Цифрогид», % | ||
‒ телевидение | ||
‒ радио | ||
‒ газеты | ||
‒ наружная реклама | ||
‒ Интернет |
Из таблицы 10 видно, что 57 % клиентов располагают сведениями о ООО «Цифрогид»из собственного опыта. В основном ‒ 83 %, сталкивались с рекламой компании на телевидении, 17% из газет и 27 % ‒ интернет. Реже всего ‒ 10% клиентов обращали внимание на радио.
Оценим эффективность рекламной деятельности.
Э=(Прирост прибыли в период проведения рекламы -Затраты на рекламу)/Прирост прибыли*100% (1)
Таблица 11 – Оценка эффективности рекламной деятельности для ООО «Цифрогид» в 2014-2016 гг.
Средство рекламы | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||||
Прибыль до тыс.руб | Затраты на Рекламу тыс.руб | Прибыль после тыс.руб | Прибыль до тыс.руб | Затраты на Рекламу тыс.руб | Прибыль после тыс.руб | Прибыль до тыс.руб | Затраты на Рекламу тыс.руб | Прибыль после,тыс.руб | |
телевидение(реклама на канале Домашний) | 78,5 | 40,6 | 78,9 | 55,6 | 42,6 | 56,9 | 65,8 | 44,6 | 66,8 |
‒ газеты(реклама в издании Вечерний Новосибирск) | 40,8 | 30,5 | 41,2 | 58,5 | 32,5 | 59,4 | 46,7 | 35,7 | 47,6 |
‒ радио(рекламный ролик на радио Юнитон) | 47,5 | 35,4 | 47,6 | 48,6 | 38,5 | 49,8 | 50,9 | 39,9 | 51,6 |
‒ наружная реклама(Промо стойки) | 51,8 | 47,8 | 53,3 | 43,1 | 37,9 | 44,1 | 46,1 | 38,8 | 47,8 |
‒ Интернет(Реклама на сайте ngs.ru) | 11,3 | 24,3 | 18,6 | 33,6 | 34,3 | 22,3 | 35,0 | ||
Всего | 240,6 | 165,6 | 185,3 | 233,8 | 170,1 | 157,8 | 243,8 | 181,9 | 140,8 |
Из таблицы 11 видно, что общая прибыль от рекламы упала то есть с каждого рубля, вложенного в рекламную кампанию, ООО «Цифрогид» получила 0,263 руб. прибыли. Отрицательно можно охарактеризовать снижение эффективности рекламы ;
В результате сделаем следующие выводы:
––наружная реклама менее всего эффективна для компании ООО «Цифрогид»;
––наибольший доход приносит реклама посредством Интернета, но при этом ее эффективность снизилась;
––высокую эффективность приносит реклама на телевидении.